СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов, связанных с описанием собственной внешности; научить выделению слов, называющих признаки, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».»

Урок 10
Описание внешности. Слова,
отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»

Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов, связанных с описанием собственной внешности; научить выделению слов, называющих признаки, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие признаки, задавать вопросы к словам.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – усвоение умений составлять устное небольшое монологическое высказывание с описанием собственной внешности; выделение из текста слов по заданным основаниям (отвечают на вопрос какие?); логические – осуществление анализа ситуации, представленной в тексте; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме.

Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.

Сценарий урока

I. Организационный момент (определяет психологический настрой урока) (Л.).

Звучит песня из м/ф «Мама для мамонтёнка».

Учитель читает стихотворение С. Михалкова.

– Что случилось на вокзале? Давайте подумаем вместе, как помочь малышу?



II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р. + П.).

Просмотр фрагмента поисков мамы из м/ф.

– Как вы думаете, таким способом можно найти маму?

– Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника. Какой вариант вам кажется рациональным? Почему? (Второй вариант, так как описывается внешность малыша, чтобы мама смогла узнать сына.)

Отгадайте загадки:

● Два соседа-непоседы: день на работе, ночь на отдыхе. (Глаза.)

● Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)

● Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос.)

– Какими могут быть глаза, волосы, нос? У каких литературных героев они были визитной карточкой? (Одноглазка, Трёхглазка в сказке «Хаврошечка», Мальвина, Буратино.)

– Почему описание внешности – важный вопрос, и для его изучения отводится целый урок?

– Всегда рядом с описанием внешности идет вопрос «какой?». На уроке вы узнаете, какие слова отвечают на этот вопрос, что они обозначают, каково их значение в речи.


III. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.

1. Работа по учебнику (П. + К.).

– Прочитайте задание упражнения 2. Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон.) Какой признак стал для вас определяющим? (Короткие волосы.)

Физкультминутка (Р. + Л.)

Улыбнулся помидор:

– Я, друзья, бываю разным −

Жёлтым, розовым и красным.

Я красивый, я опрятный,

Любят все мой сок томатный.

В. Степанов

– Какие слова сделали помидор таким приметным? Золотой ключик открывает для вас новую тайну языка. Прочитайте.

– О каких словах вы узнали? (П.)

– Перечитайте описание внешности Антона. Найдите в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?». Выпишите эти слова в тетрадь.

Комментированное выполнение (Р. + К.).

– Прочитайте задание упражнения 5.

Игра «Словесный портрет».

Учитель даёт словесный портрет (характеристику внешних данных и особенностей) одного из учеников класса и предлагает учащимся отгадать, кто это.

2. Работа в тетради «Русский язык».

− На картинке перед нами яблонька с наливными яблочками. Яблочко на золотом блюдечке будет указывать нам, что делать дальше. Смотрите: блюдечко есть, а яблочко унесла хитрая лиса. (Л.)

ПЕСНЯ ЯБЛОНИ

Сл. В. Лугового, муз. Г. Гладкова

(песня из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»)

Мои ветки подросли,
Гнутся ветки до земли,
Некому ухаживать за мною.
Утомились вы в пути,
Что вам стоит подойти,
Яблочко отведать наливное?

− Яблонька, яблонька, куда Лиса унесла Петушка?

– Дорисуйте «яблоко» правильно, тогда отвечу (Р.).

Словарная работа (П.).

Яблоко – плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок.

● Яблоко от яблони недалеко падает (пословица о тех, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).

● Яблоку негде упасть (разг.) – о большой тесноте. Народу в вагоне – яблоку негде упасть!

● «В яблоках» – с тёмными круглыми пятнами на шерсти (о масти животных). Серый в яблоках конь.

● Глазное яблоко – шарообразное тело глаза.

● Яблоко раздора (книжн.) – то, что порождает ссору, раздор (по древнегреческому мифу о богине раздора Эриде, подбросившей гостям золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей» и о споре, возникшем из-за этого между богинями Герой, Афиной и Афродитой).

− Что можно приготовить из яблок? Выберите. (Мармелад, варенье, компот, пастила, джем.)

Упражнение 2 «Напиши красиво» (Р.).

– Какие буквы вы напишете? Чем похожи и чем отличаются буквы на первой строчке? Запишите эту строку.

– Что изменилось на второй строке? Расскажите, как будет двигаться ваша рука при написании букв «Е», «Ё». Допишите строчку.

– На третьей строчке запишите первую букву слов, которые я назову: ежевика, енот, Егор, Емеля, ёжик, ёлка, ель, ералаш. (Запись в тетради: е е Е Е ё ё.)

– Допишите строку, сохраняя заданную закономерность букв. Придумайте и запишите на последней строке слова в соответствии с данной закономерностью.

Упражнение 3 «Выбери модель к слову».

– Прочитайте задание. Подчеркните слова, к которым подходит модель (П.).

Самостоятельное выполнение (Р.).

Проверка выполненной работы по образцу (корона, корова.) (Р.).

– Запишите слова на первой строчке. На второй строке запишите слово, к которому подойдет модель, если:

● над первой фишкой поставить знак звонкости (ворона);

● над пятой фишкой убрать знак звонкости (сорока).

– Подчеркните гласные буквы.

Упражнение 4 «Подбери подходящие слова» (К. + П.).

Коллективное выполнение.

– Прочитайте первое слово и вопрос. В словах-подсказках найдите и назовите слова, которые отвечают на заданный вопрос. Какие слова больше всего подходят по смыслу? Запишите.

Упражнение 5 «Найди в тексте подходящие слова» (работа в парах) (К. + П.).

Проверка выполненной работы: (кто?) медведи (какие?) бурые; (кто?) тигры (какие?) полосатые; (кто?) киты (какие?) огромные; (что?) корабли (какие?) большие; (что?) маяки (какие?) высокие; (что?) лодки (какие?) парусные (Р.).

Самостоятельное выполнение упражнения 6 «Спиши» (Р.).

– Прочитайте текст. Придумайте ему название. («Объявление».) Что вызвало вашу улыбку? Вспомните порядок списывания текста. Спишите. Проверьте свою работу.

Внеурочная деятельность: прочитать дома стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (по желанию) (П. + Л.).



4