Урок 10
Описание внешности. Слова,
отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»
Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов, связанных с описанием собственной внешности; научить выделению слов, называющих признаки, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие признаки, задавать вопросы к словам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – усвоение умений составлять устное небольшое монологическое высказывание с описанием собственной внешности; выделение из текста слов по заданным основаниям (отвечают на вопрос какие?); логические – осуществление анализа ситуации, представленной в тексте; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме.
Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.
Сценарий урока
I. Организационный момент (определяет психологический настрой урока) (Л.).
Звучит песня из м/ф «Мама для мамонтёнка».
Учитель читает стихотворение С. Михалкова.
– Что случилось на вокзале? Давайте подумаем вместе, как помочь малышу?
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р. + П.).
Просмотр фрагмента поисков мамы из м/ф.
– Как вы думаете, таким способом можно найти маму?
– Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника. Какой вариант вам кажется рациональным? Почему? (Второй вариант, так как описывается внешность малыша, чтобы мама смогла узнать сына.)
Отгадайте загадки:
● Два соседа-непоседы: день на работе, ночь на отдыхе. (Глаза.)
● Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)
● Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос.)
– Какими могут быть глаза, волосы, нос? У каких литературных героев они были визитной карточкой? (Одноглазка, Трёхглазка в сказке «Хаврошечка», Мальвина, Буратино.)
– Почему описание внешности – важный вопрос, и для его изучения отводится целый урок?
– Всегда рядом с описанием внешности идет вопрос «какой?». На уроке вы узнаете, какие слова отвечают на этот вопрос, что они обозначают, каково их значение в речи.
III. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.
1. Работа по учебнику (П. + К.).
– Прочитайте задание упражнения 2. Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон.) Какой признак стал для вас определяющим? (Короткие волосы.)
Физкультминутка (Р. + Л.)
Улыбнулся помидор:
– Я, друзья, бываю разным −
Жёлтым, розовым и красным.
Я красивый, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.
В. Степанов
– Какие слова сделали помидор таким приметным? Золотой ключик открывает для вас новую тайну языка. Прочитайте.
– О каких словах вы узнали? (П.)
– Перечитайте описание внешности Антона. Найдите в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?». Выпишите эти слова в тетрадь.
Комментированное выполнение (Р. + К.).
– Прочитайте задание упражнения 5.
Игра «Словесный портрет».
Учитель даёт словесный портрет (характеристику внешних данных и особенностей) одного из учеников класса и предлагает учащимся отгадать, кто это.
2. Работа в тетради «Русский язык».
− На картинке перед нами яблонька с наливными яблочками. Яблочко на золотом блюдечке будет указывать нам, что делать дальше. Смотрите: блюдечко есть, а яблочко унесла хитрая лиса. (Л.)
ПЕСНЯ ЯБЛОНИ
Сл. В. Лугового, муз. Г. Гладкова
(песня из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»)
Мои ветки подросли,
Гнутся ветки до земли,
Некому ухаживать за мною.
Утомились вы в пути,
Что вам стоит подойти,
Яблочко отведать наливное?
− Яблонька, яблонька, куда Лиса унесла Петушка?
– Дорисуйте «яблоко» правильно, тогда отвечу (Р.).
Словарная работа (П.).
Яблоко – плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок.
● Яблоко от яблони недалеко падает (пословица о тех, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).
● Яблоку негде упасть (разг.) – о большой тесноте. Народу в вагоне – яблоку негде упасть!
● «В яблоках» – с тёмными круглыми пятнами на шерсти (о масти животных). Серый в яблоках конь.
● Глазное яблоко – шарообразное тело глаза.
● Яблоко раздора (книжн.) – то, что порождает ссору, раздор (по древнегреческому мифу о богине раздора Эриде, подбросившей гостям золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей» и о споре, возникшем из-за этого между богинями Герой, Афиной и Афродитой).
− Что можно приготовить из яблок? Выберите. (Мармелад, варенье, компот, пастила, джем.)
Упражнение 2 «Напиши красиво» (Р.).
– Какие буквы вы напишете? Чем похожи и чем отличаются буквы на первой строчке? Запишите эту строку.
– Что изменилось на второй строке? Расскажите, как будет двигаться ваша рука при написании букв «Е», «Ё». Допишите строчку.
– На третьей строчке запишите первую букву слов, которые я назову: ежевика, енот, Егор, Емеля, ёжик, ёлка, ель, ералаш. (Запись в тетради: е е Е Е ё ё.)
– Допишите строку, сохраняя заданную закономерность букв. Придумайте и запишите на последней строке слова в соответствии с данной закономерностью.
Упражнение 3 «Выбери модель к слову».
– Прочитайте задание. Подчеркните слова, к которым подходит модель (П.).
Самостоятельное выполнение (Р.).
Проверка выполненной работы по образцу (корона, корова.) (Р.).
– Запишите слова на первой строчке. На второй строке запишите слово, к которому подойдет модель, если:
● над первой фишкой поставить знак звонкости (ворона);
● над пятой фишкой убрать знак звонкости (сорока).
– Подчеркните гласные буквы.
Упражнение 4 «Подбери подходящие слова» (К. + П.).
Коллективное выполнение.
– Прочитайте первое слово и вопрос. В словах-подсказках найдите и назовите слова, которые отвечают на заданный вопрос. Какие слова больше всего подходят по смыслу? Запишите.
Упражнение 5 «Найди в тексте подходящие слова» (работа в парах) (К. + П.).
Проверка выполненной работы: (кто?) медведи (какие?) бурые; (кто?) тигры (какие?) полосатые; (кто?) киты (какие?) огромные; (что?) корабли (какие?) большие; (что?) маяки (какие?) высокие; (что?) лодки (какие?) парусные (Р.).
Самостоятельное выполнение упражнения 6 «Спиши» (Р.).
– Прочитайте текст. Придумайте ему название. («Объявление».) Что вызвало вашу улыбку? Вспомните порядок списывания текста. Спишите. Проверьте свою работу.
Внеурочная деятельность: прочитать дома стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (по желанию) (П. + Л.).
4