СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №10 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

Урок 10. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ




Тип урока: «открытие» нового знания




Задачи: исследовать законы движения небесных тел и методы их открытия




Планируемые результаты




Предметные: научатся формулировать понятия «афелий», «перигелий», «астрономическая единица», законы Кеплера; получат возможность научитьсяиспользовать законы Кеплера для решения задач

Метапредметные:
познавательные - интерпретировать формулировку законов; анализировать текст научного содержания;
регулятивные - пояснять и использовать суть и последовательность применения эмпирического способа определения формы траектории небесных тел на примере исследований положения Марса;
коммуникативные - формулировать суть эмпирического метода в науке, выражать логически верные обоснованные высказывания


Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, ресурсы сети Интернет




Организационная структура урока




Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

1

2

3

I. Организаци- онно-мотива- ционный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о конфигурации планет и связи синодического и сидерического периодов. Как вы считаете, каковы практические цели знания о конфигурациях планет Солнечной системы? Где возможно их использование?

Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования

II. Актуализация знаний учащихся

Закончите предложения: «На фоне звезд планеты описывают сложные петлеобразные траектории. При перемещении планеты с запада на восток движение называется..., а при движении с востока на запад -...»; «Конфигурации планет - это...»; «К внешним планетам относятся..., к внутренним - ...»; «Расстояние между внутренней планетой и Землей минимально, когда она находится в конфигурации, называемой...»; «Расстояние между внешней планетой и Землей минимально, когда она находится в конфигурации, называемой...»; «Из планет Солнечной системы по диску Солнца могут проходить...»; «Синодический период - это...»; «Сидерический период - это...».
По желанию дома вы могли математически вывести зависимость синодического и сидерического периодов. Представьте результаты своей работы.
Организует обсуждение вопросов и решение задач

Строят высказывания, завершая предложенные фразы. Желающие представляют математический вывод связи синодического и сидерического движения планет.
Отвечают на вопросы (учебник, с. 57), выполняют упражнение 9

III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

У известного советского ученого В. И. Вернадского есть высказывание: «...явление, которое отличает научную мысль и результаты от просто утверждений, - общеобязательность и бесспорность». Прокомментируйте, как вы понимаете это высказывание.
Тема нашего урока - «Законы движения планет Солнечной системы». Мы не только сформулируем сами законы, по которым движутся небесные тела, но и познакомимся с тем, как строились научные размышления известнейшего ученого - И. Кеплера

Интерпретируют высказывание, в совместной беседе с учителем приходят к выводу о необходимости формулировок законов и закономерностей для научной теории

IV. Открытие нового знания учащимися

Откройте, пожалуйста, описание процесса научного размышления И. Кеплера, представленного в учебнике (с. 59), и, используя предложенный алгоритм, охарактеризуйте логику научного рассуждения ученого. Организует обсуждение результатов работы. -Чтобы сформулировать законы, открытые И. Кеплером, нам необходимо рассмотреть новую математическую фигуру - эллипс - и некоторые его свойства и характеристики. Организует введение понятия «эллипс» и его характеристик, используя рисунок 3.6 учебника (с. 61).
Используя виртуальную модель, вводит законы Кеплера*. Предлагает по результатам обсуждения заполнить таблицу.
Организует обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы и анализ приведенного решения типовой задачи, представленной в учебнике

Выполняют самостоятельно задание по алгоритму:
Исходные положения в логике рассуждений ученого.
Использованный метод.
Полученные выводы.
Представляют результаты самостоятельной работы. Участвуют в обсуждении. В совместном диалоге с учителем анализируют понятия «эллипс», «эксцентриситет», «большая полуось», «малая полуось», рассматривают способ практического построения эллипса, анализируют его частный случай - окружность, рассматривают понятие «астрономическая единица».
Заполняют таблицу: № п/п
Формулировка
Графическая интерпретация Представляют результаты работы. Анализируют решение типовой задачи в учебнике на с. 62. В совместной беседе с учителем знакомятся с понятием «астрономическая единица»

V. Включение нового знания в систему

Приведенная в учебнике последовательность формулировок законов соответствует логике исторического открытия. Что позволяют описать и определить данные законы?
К каким объектам, за исключением планет Солнечной системы, применимы законы Кеплера?
На какие вопросы не позволяют ответить данные законы?
Как вы считаете, в чем состоит значение для науки открытия законов Кеплера?
По результатам нашего обсуждения сформулируйте и запишите самостоятельно границы применимости законов Кеплера и значение данных законов для науки.
Организует обсуждение результатов самостоятельной работы и решение задач на применение законов Кеплера

Отвечают на вопросы. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о применении законов для описания движения планет, их естественных и искусственных спутников, малых тел, звезд в двойных системах, вычисления относительных расстояний планет от Солнца. Но законы не позволяют объяснить причины движения тел. В процессе беседы с учителем указывают на значимость законов в подтверждении гелиоцентрической системы устройства мира, использовании эмпирических данных и преодолении умозрительности круговых орбит движения небесных тел; они явились основой для продолжения научных исследований и открытия других законов. Самостоятельно формулируют границы применимости законов и их значение для науки. Представляют результаты работы и участвуют в фронтальном решении задач в учебнике - упражнение 10

VI. Рефлексия деятельности

Почему при решении задач по физике о движении искусственных спутников используются данные о радиусе орбит, а не о величинах большой и малой полуосей?
На какие вопросы о законах движения планет вы хотели бы получить ответы на следующих уроках?

Отвечают на рефлексивные вопросы

VII. Домашнее задание

Учебник, § 12.

Записывают домашнее задание








































Урок 15. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК КОМПЛЕКС ТЕЛ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Задачи: рассмотреть структуру и содержание теории, объясняющей происхождение Солнечной системы

Планируемые результаты

Предметные: научатся формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы; получат возможность научиться использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы для объяснения свойств тел Солнечной системы

Метапредметные: познавательные - сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность современной теории происхождения Солнечной системы; использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения научной теории;
регулятивные - соотносить характеристики небесных тел Солнечной системы и положения теории о ее происхождении; составлять план деятельности;
коммуникативные - выражать логически верные обоснованные высказывания; работать в группе

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы, отстаивать собственную точку зрения; высказывать мнение о возможности создания теории происхождения тел Солнечной системы
Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, механическая модель Солнечной системы

Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, ресурсы сети Интернет

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые
способы деятельности

1

2

3

4

I. Организационно-мотива- ционный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о движении искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. Прокомментируйте высказывание В. В. Парфирьева: «Никогда не будут осуществлены и межзвездные путешествия. Они требуют таких невероятных затрат энергии, что человечество никогда не сможет пойти на них»

Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования

Построение логичных устных высказываний

II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднейний

В качестве домашнего задания вам необходимо было выполнить домашнюю контрольную работу. Представьте варианты решения задач.
Желающие представляют решения задач.
Интерпретация изученной информации.
и фиксация затруднений
После изучения раздела «Строение Солнечной системы» наши представления об особенностях данной системы значительно расширились. Перечислите основные теории, предшествовавшие современной теории строения мира.
Говоря о конфигурациях планет, мы разделили их на две группы. Какие это виды конфигураций и почему они не могут быть общими для всех планет Солнечной системы?
Сформулируйте законы движения планет Кеплера и закон всемирного тяготения. Каковы границы их применимости?
Приведите примеры, доказывающие справедливость законов Кеплера и закон всемирного тяготения.
Какими методами пользуется астрономия для определения расстояний, размеров и масс тел Солнечной системы?
Почему при выполнении практической работы по составлению плана Солнечной системы мы смогли изобразить на нем лишь часть планет?
Используя все характеристики, которые прозвучали сейчас в нашей беседе, опишите кратко (тезисно) особенности Солнечной системы.
Используя §15 учебника, дополните имеющиеся сведения о Солнечной системе, ответив на вопрос: на какие две группы и по каким критериям можно разделить планеты Солнечной системы?
Мы ответили на многие вопросы, констатирующие характеристики нынешней Солнечной системы как единого комплекса тел. Есть ли вопросы, на которые вы хотели бы ответить?
Тема сегодняшнего урока - «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»

Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания.
Представляют обобщенную характеристику Солнечной системы, в диалоге с учителем делают вывод о характеристиках орбит, примерно совпадающих с экваториальной плоскостью Солнца, движении планет в одну сторону по орбитам, размеры которых определяются расстоянием до Солнца.
Используя учебник, самостоятельно изучают содержание, делают вывод о наличии двух групп планет, разделяющихся по физическим и химическим параметрам.
В беседе с учителем формулируют вопрос о теории происхождения Солнечной системы

Построение научно обоснованного устного высказывания

III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

 Вспомните из предшествующих уроков астрономии и физики, что характеризует выдвигаемую научную теорию.
Предлагает представить доклады желающим, остальным - по ходу представления материала внести данные в таблиц.
Организует обсуждение теорий и методов, которыми осуществлялось изучение тел Солнечной системы в рамках представленных теорий.
- Основы современной теории происхождения Солнечной системы заложил талантливый ученый О. Ю. Шмидт

В совместной беседе с учителем указывают на логичное объяснение теорией характеристик Солнечной системы, учитывают законы и закономерности, согласовывают с результатами новых исследований, предсказывая новые следствия.
Желающие представляют доклады: «Теория происхождения Солнечной системы Канта»; «Теория происхождения Солнечной системы Лапласа».
По ходу представления теории заполняют таблицу:        Теория
Этапы
Результат
Объясняемые характеристики 

Осуществление операций мышления - анализа, обобщения

IV. Составление плана по преодолению затруднейний

Предлагает ознакомиться с теорией, заложенной О. Ю. Шмидтом, представленной в учебнике, сравнить три рассмотренные теории и указать методы, которыми осуществляется изучение тел Солнечной системы.
Организует обсуждение современной теории происхождения тел Солнечной системы, методов астрономических исследований, подтверждающих теорию                                           

Заполняют таблицу, характеризуя теорию, предложенную О. Ю. Шмидтом. Характеризуют методы изучения тел Солнечной системы. Сравнивают представленные теории. Представляют результаты исследования современной теории происхождения Солнечной системы как комплекса тел, имеющих общее происхождение
Заполняют таблицу:                                                                № п/п
Формулировка
Графическая интерпретация                                 Представляют результаты работы. Анализируют решение типовой задачи в учебнике на с. 62. В совместной беседе с учителем знакомятся с понятием «астрономическая единица»                                      

Анализ информации, представленной в тексте научного содержания. Презентация результатов деятельности

V. Включение нового знания в систему

Укажите границы применимости последней из рассмотренных теорий происхождения Солнечной системы.
Поясните практическое значение рассмотренной теории.
На какие группы и по каким признакам можно разделить планеты Солнечной системы?
В настоящее время открыт ряд экзопланет в других звездных системах. Укажите какие ограничения имеет процесс проверки современной гипотезы происхождения Солнечной системы, несмотря на наличие других открытых планетных систем

Отвечают на вопросы. 

Выдвижение гипотез. Построение логически обоснованных высказываний

VI. Рефлексия деятельности

Какие общие черты объединяют все теории происхождения Солнечной системы?
Объяснение происхождения каких тел, кроме планет, позволяет рассмотреть современная теория о Солнечной системе как комплексе тел, имеющих общее происхождение?
Какие сведения, с вашей точки зрения, необходимо получить о других планетных системах для доказательства современной гипотезы происхождения планетных систем?

Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке

VII. Домашнее задание

Учебник, § 15, 16

Записывают домашнее задание