Урок 15. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК КОМПЛЕКС ТЕЛ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ | |
Тип урока: урок общеметодологической направленности | |
Задачи: рассмотреть структуру и содержание теории, объясняющей происхождение Солнечной системы | |
Планируемые результаты | |
Предметные: научатся формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы; получат возможность научиться использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы для объяснения свойств тел Солнечной системы | Метапредметные: познавательные - сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность современной теории происхождения Солнечной системы; использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения научной теории; регулятивные - соотносить характеристики небесных тел Солнечной системы и положения теории о ее происхождении; составлять план деятельности; коммуникативные - выражать логически верные обоснованные высказывания; работать в группе | Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы, отстаивать собственную точку зрения; высказывать мнение о возможности создания теории происхождения тел Солнечной системы Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, механическая модель Солнечной системы | |
Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, ресурсы сети Интернет | |
Организационная структура урока | |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
I. Организационно-мотива- ционный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о движении искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. Прокомментируйте высказывание В. В. Парфирьева: «Никогда не будут осуществлены и межзвездные путешествия. Они требуют таких невероятных затрат энергии, что человечество никогда не сможет пойти на них» | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования | Построение логичных устных высказываний | |
II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднейний | В качестве домашнего задания вам необходимо было выполнить домашнюю контрольную работу. Представьте варианты решения задач. Желающие представляют решения задач. Интерпретация изученной информации. и фиксация затруднений После изучения раздела «Строение Солнечной системы» наши представления об особенностях данной системы значительно расширились. Перечислите основные теории, предшествовавшие современной теории строения мира. Говоря о конфигурациях планет, мы разделили их на две группы. Какие это виды конфигураций и почему они не могут быть общими для всех планет Солнечной системы? Сформулируйте законы движения планет Кеплера и закон всемирного тяготения. Каковы границы их применимости? Приведите примеры, доказывающие справедливость законов Кеплера и закон всемирного тяготения. Какими методами пользуется астрономия для определения расстояний, размеров и масс тел Солнечной системы? Почему при выполнении практической работы по составлению плана Солнечной системы мы смогли изобразить на нем лишь часть планет? Используя все характеристики, которые прозвучали сейчас в нашей беседе, опишите кратко (тезисно) особенности Солнечной системы. Используя §15 учебника, дополните имеющиеся сведения о Солнечной системе, ответив на вопрос: на какие две группы и по каким критериям можно разделить планеты Солнечной системы? Мы ответили на многие вопросы, констатирующие характеристики нынешней Солнечной системы как единого комплекса тел. Есть ли вопросы, на которые вы хотели бы ответить? Тема сегодняшнего урока - «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение» | Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания. Представляют обобщенную характеристику Солнечной системы, в диалоге с учителем делают вывод о характеристиках орбит, примерно совпадающих с экваториальной плоскостью Солнца, движении планет в одну сторону по орбитам, размеры которых определяются расстоянием до Солнца. Используя учебник, самостоятельно изучают содержание, делают вывод о наличии двух групп планет, разделяющихся по физическим и химическим параметрам. В беседе с учителем формулируют вопрос о теории происхождения Солнечной системы | Построение научно обоснованного устного высказывания | |
III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Вспомните из предшествующих уроков астрономии и физики, что характеризует выдвигаемую научную теорию. Предлагает представить доклады желающим, остальным - по ходу представления материала внести данные в таблиц. Организует обсуждение теорий и методов, которыми осуществлялось изучение тел Солнечной системы в рамках представленных теорий. - Основы современной теории происхождения Солнечной системы заложил талантливый ученый О. Ю. Шмидт | В совместной беседе с учителем указывают на логичное объяснение теорией характеристик Солнечной системы, учитывают законы и закономерности, согласовывают с результатами новых исследований, предсказывая новые следствия. Желающие представляют доклады: «Теория происхождения Солнечной системы Канта»; «Теория происхождения Солнечной системы Лапласа». По ходу представления теории заполняют таблицу: Теория Этапы Результат Объясняемые характеристики | Осуществление операций мышления - анализа, обобщения | |
IV. Составление плана по преодолению затруднейний | Предлагает ознакомиться с теорией, заложенной О. Ю. Шмидтом, представленной в учебнике, сравнить три рассмотренные теории и указать методы, которыми осуществляется изучение тел Солнечной системы. Организует обсуждение современной теории происхождения тел Солнечной системы, методов астрономических исследований, подтверждающих теорию | Заполняют таблицу, характеризуя теорию, предложенную О. Ю. Шмидтом. Характеризуют методы изучения тел Солнечной системы. Сравнивают представленные теории. Представляют результаты исследования современной теории происхождения Солнечной системы как комплекса тел, имеющих общее происхождение Заполняют таблицу: № п/п Формулировка Графическая интерпретация Представляют результаты работы. Анализируют решение типовой задачи в учебнике на с. 62. В совместной беседе с учителем знакомятся с понятием «астрономическая единица» | Анализ информации, представленной в тексте научного содержания. Презентация результатов деятельности | |
V. Включение нового знания в систему | Укажите границы применимости последней из рассмотренных теорий происхождения Солнечной системы. Поясните практическое значение рассмотренной теории. На какие группы и по каким признакам можно разделить планеты Солнечной системы? В настоящее время открыт ряд экзопланет в других звездных системах. Укажите какие ограничения имеет процесс проверки современной гипотезы происхождения Солнечной системы, несмотря на наличие других открытых планетных систем | Отвечают на вопросы. | Выдвижение гипотез. Построение логически обоснованных высказываний | |
VI. Рефлексия деятельности | Какие общие черты объединяют все теории происхождения Солнечной системы? Объяснение происхождения каких тел, кроме планет, позволяет рассмотреть современная теория о Солнечной системе как комплексе тел, имеющих общее происхождение? Какие сведения, с вашей точки зрения, необходимо получить о других планетных системах для доказательства современной гипотезы происхождения планетных систем? | Отвечают на рефлексивные вопросы | Саморефлексия деятельности на уроке | |
VII. Домашнее задание | Учебник, § 15, 16 | Записывают домашнее задание | | |
| | | | |
| | | | |