Урок 11. Авторская песня
Цель урока: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
Оборудование урока: портреты «бардов»; сборники авторских песен; записи песен.
Методические приёмы: рассказ преподавателя; сообщение обучающегося; прослушивание песен и комментарии к ним.
Ход урока
I. Слово преподавателя
Поэтический «бум» времен «оттепели» всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы.
Авторская песня стала общественным движением 50—90-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской, или самодеятельной, песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили, таким образом, способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными — авторов часто не помнили, несколько изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.
II. Реализация индивидуального домашнего задания
Слушаем сообщения о поэтах, писавших в жанре «авторской песни». Прослушаем отдельные песни в записи или, если в классе есть любители авторской песни, «вживую».
III. Комментированное чтение стихов и прослушивание песен
Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням Булата Окуджавы.
Булат Окуджава (1924—1997) стоит у истоков движения «бардовской», «авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное, так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне.
Звучит «Песенка о Леньке Королеве»
— Заметим, что описания войны: сражений, героических подвигов, гибели героя — нет в тексте. Война как бы выпала из песни. Почему?
— Сам Окуджава сказал: «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». Вспомните другие песни Окуджавы на эту тему.
Звучат песня «До свидания, мальчики!». (1958)
— В чем заключается антивоенный пафос этой песни?
Песни Б. Окуджавы лежат в традиции городского романса, они обычно «тихие», часто грустные, лиричные, мелодичные, наполнены добротой, сочувствием, милосердием.
Звучит песня «Полночный троллейбус» (1957).
— Как бы вы определили жанр этой песни? Можно ли ее назвать лирической балладой? Какие признаки этого жанра вы заметили? Какие произведения, образы приходят на память в связи с «Полночным троллейбусом»?
Звучит песня «Пожелание друзьям» («Давайте восклицать...»), посвященная Юрию Трифонову.
— Как соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в песнях Окуджавы?
Звучит «Песенка об Арбате».
— Какое место занимает в творчестве Окуджавы тема «Арбата».
Звучит отрывок стихотворения (или песни):
Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!)
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные
мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
— О чем идет речь в этом стихотворении?
(Его тема целиком раскрыта в его заглавии: «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Люди фотографируются на фоне памятника, охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею «на веки вечные». Одно только прикосновение к Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива фотоаппарата обязательно вылетит птичка! Хотя, очень может быть, что заезжие любители фотографироваться и не ощутили в себе внутренней причастности к Пушкину, что им больше импонирует торжественный памятник. Но ведь и поэт обратился к ним не для того, чтобы доискаться, как было на самом деле. Речь идет о том, что человек может, что ему под силу, каковы его духовные возможности.)
Слово преподавателя.
Окуджаву называют романтиком, и мы назовем: ведь он преображает жизнь. Но противопоставлять его реалисту не станем. Потому что чудо преображения в его поэзии того свойства, которое сказочник-драматург Е. Шварц однажды счастливо определил как «обыкновенное», — обыкновенное чудо. Оно обыкновенное, потому что не показывает жизнь лучше, чем она есть на самом деле. И оно — чудо, потому что жизнь, какая она есть на самом деле, оказывается в стихах Окуджавы гораздо лучше, чем мы о ней думали. Да и мы все — люди, человечество — оказываемся выше, чище, добрее, чем мы себя представляли.
Особенность поэзии Окуджавы состоит в том, что она глубоко лирическая по своей природе. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши ощущения. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы — это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее...
Звучит песня «Возьмемся за руки, друзья».
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по литературе периода «оттепели».