Урок 12
ГОТОВИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ВЫЧИТАНИЕ
Цели: провести подготовительную работу к введению действия вычитания; учить составлять записи, схемы, рисунки к тексту; закреплять знание числового ряда от 1 до 9; развивать пространственное мышление, умение рассуждать.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
Посадил я пять хороших
Белых бусинок – горошин,
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло,
Сколько их не проросло? (Две.)
В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами,
Сколько их? Считайте сами. (Четыре.)
2. Игра на развитие внимания.
– Разделите воздушные шарики на группы:
а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.

II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение и выполняет на доске действия с нарисованными героями.
Стоит коза, голосит коза:
– Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда
Семеро козлят!
Один – в лесок, а другой – за стог.
А третий козленок спрятался в бочонок!
А сколько козлят в избушке сидят? (Четверо.)
– Сегодня на уроке будем учиться отвечать на вопрос «Сколько осталось?».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 28).
– Рассмотрите первый рисунок. Что здесь нарисовано?
– Сколько цветов в первом букете? (Семь цветов.)
– Взяли один мак. Сколько цветов осталось?
– Выложите столько фишек, сколько было цветов.

– Зачеркните столько фишек, сколько цветов взяли.
Запись:
– Рассмотрите второй букет. Сколько в нем всего цветов? (Семь.) Сколько здесь ромашек? (Три ромашки.)
– Сколько цветов останется, если заберут ромашки?

Запись:

– Сколько в букете маков и тюльпанов? (1 мак и 1 тюльпан.)
– Сколько цветов останется в букете без мака и тюльпана?

Запись:

– Какие еще вопросы можно придумать со словами «Сколько осталось»?
– Составьте задание к карточке:

Варианты ответов детей:
а) Сколько цветов останется в букете без роз, мака и тюльпана?
б) Сколько цветов останется в букете без ромашек и тюльпанов?
в) Сколько цветов останется в букете без ромашек и мака?
2. Задание 2 (с. 28).
– Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено? (Машины.)
– Красное «кольцо» показывает, сколько машин было всего. Положите столько фишек, сколько было машин. Сколько фишек вы положили? (6 фишек.)
– Синее «кольцо» показывает, сколько машин уехало. Сколько машин уехало? (2 машины.)
– Сколько машин осталось?

Запись:


3. Задание 1 (с. 29).
– Отгадайте загадки.
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка.)
Что за зверь стоит лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц.)
– Рассмотрите левый рисунок. Что собирает белка? (Шишки.)
– Сколько шишек было на ели? (8 шишек.)
– Сколько шишек белка съела? (3)
– Сколько шишек осталось?

Запись:

– Рассмотрите второй рисунок. Что собирает заяц? (Заяц собирает грибы.)
– Сколько грибов росло на поляне? (7 грибов.)
– Сколько грибов сорвал заяц? (2 гриба.)
– Сколько грибов осталось на поляне?

Запись:

4. Задание 4 (с. 29) с использованием набора «Касса цифр».
– Расскажите, что делает цыпленок на рисунке. (Цыпленок сделал три «шага» от числа 4 до числа 7.)
5. Игра «Найди число».
Учащиеся рассматривают запись и поднимают карточку с ответом-числом.
а) 
– От числа 4 делаем три «шага» вправо и получаем число 7.
б) 
– От числа 5 делаем три «шага» влево и получаем число 2.
в) 
– От числа 2 делаем четыре «шага» вправо и получаем число 6.
г) 
– От числа 8 делаем четыре «шага» влево и получаем число 4.
– Какая карточка с числами не использовалась 
(Карточка
.)
IV. Работа в печатной тетради.
Дополнение записей в соответствии с рисунком: вписывание пропущенных цифр; записи вида: 6 без – это .
Дополнение модели (зачеркивание фишек) к ситуации удаления части множества.
Движение по шкале линейки и заполнение цветных кружков числами.
Письмо цифр 1, 2, 3, 4. Тренировка в написании изученных цифр (на свободных строках с клетками).
Поиск «треугольников» в заданных фигурах и обозначение их расположения линией.
V. Фронтальная работа.
1. Игра «Концовка».
Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Содержание игры. а) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задаваться вопросы). Например: «Если сосна выше березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы … (тоньше ствола дуба)».
б) Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например: «колобок … (круглый), Буратино … (тонкий), дядя Степа … (высокий), мяч … (круглый), соломинка … (тонкая)».
2. «Что спрятал художник?»

– Участки с цифрой 1 раскрасьте зеленым цветом, участки с цифрой 2 – красным, участки с точкой – голубым.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– По каким признакам можно сравнивать предметы?