СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12. Вид глагола. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Вид глагола"

Просмотр содержимого документа
«Урок 12. Вид глагола. 7 класс»


Урок 12

Тема. ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с понятиями «совершенный и несовершенный вид глагола», «ви­довая пара»;

  2. формировать умение распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида по вопросам и по значению, подбирать видовые пары, определять способы их образования, употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи;

  3. воспитывать речевую культуру, желание быть культурным человеком.


Этапы урока

  1. Организационный этап. Сообщение темы, определение целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

  1. Что такое глагол?

  2. Что глагол обозначает?

  3. На какие вопросы глагол отвечает?

  4. Назовите постоянные признаки глагола.

  5. Назовите непостоянные признаки глагола.

  6. Каким членом предложения обычно является глагол?

  7. Как другими словами называется начальная форма глагола?

  8. Чем неопределённая форма глагола выделяется среди других глагольных форм?

  9. Какие признаки имеет глагол в неопределённой форме? (Постоянные)

  10. Какие признаки не имеет глагол в неопределённой форме? (Непостоянные)

  11. Назовите суффиксы неопределённой формы глагола.

  12. Что является общей особенностью этих суффиксов?

  1. Упражнение 60.

1. Паутинка сентябрьскогоо дня, ты так нежно пленяешь (I спр.) меня. Как живёшь (2 лицо, ед. ч.) ты, под солнцем блистая, как ты светишься (II спр.), вся - золотая. 2. Лужи пузырят_ ся (что делают?), а по лужам расходят_ся (II спр.) фиолетовые час­тые круги. 3. Не силой борют_ся (I спр.) - уменьем. 4. Вдруг мы слышим (II спр.) какой-то шорохо. Зажига­ем (I спр.) свет - что же вы думаете (I спр.)? Ёжик бежит по ком­нате, и на колючках у него яблоко. 5. Под вечер вы присядете (I спр.) на старом пеньке. Слаще мёда покажет_ся (что сделает?) хлеб с горсткойо собранной под ногами брусники. А когда нагнётесь к ручью напиться (что сделать?), в лес­ном зеркальце вы увидите (II спр.) лицо чрезвычайно знакомого вам помолодевшего человека.

Сентябрьского – 1) в прилагательных, образованных от существительных, обозначающих названия месяцев, после Р пишется Ь, кроме слова январский; 2) в прилагательном пишется такое же окон­чание, как и в вопросе к этому прилагательному (какого?).

Шорох – исключение из правила «В корне слова после шипя­щих под ударением пишется ё».

Горсткой – горсточкой.


III. Ориентировочно-мотивационный этап.

Заполнение пропусков в определении.

— Ребята, посмотрите на данный текст (текст на слайде и на листочках на партах).

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос __________ ; указывают на __________ действия, его __________ действия или его __________; имеют __________ формы времени: __________. Например: __________

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос __________; обозначают действия __________. Имеют __________ формы времени: __________. Например: __________.

— Можете ли вы сейчас заполнить все пробелы? Что надо выяснить, чтобы дать определение глаголов совершенного и несовершенного вида? (Вопросы, значение, временные формы.)


IV. Изучение нового материала.

а) Наблюдение над языковым материалом.

Выполнение упражнения 65 по алгоритму: Задайте вопросы к глаголам. В зависимости от вопроса (написаны на доске) выпишите в две колонки все глаголы, поставив их в начальную форму. Укажите, какие действия они обозначают.

Вопрос

Что делать?

Что сделать?

Пример

Качать, гнуться, мелькать

Расцвести, завить

Действие

Незавершённые действия

Завершённые действия

Вид

Глаголы несовершенного вида

Глаголы совершенного вида

Учитель: Буква С — самая любимая буква глагола СОВЕР­Ш. ВИДА, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕН­НЫМ, что действие уже закончено, завершено.

Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕ­ЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид потому и называется несо­вершенным, что действие еще не завершено, только начато, но не закончено.

б) Первичное закрепление изученного материала.

Слайд «Помогите Золушке из глаголов выбрать глаголы несов. вида».

Выполнение упражнения. (Запись на доске или на слайде.)

Задание. Вставьте буквы, укажите вид глаголов, задав вопрос. Предложения запишите.

  1. Лучше пот...рять (сов. в.) кош...лек, чем н...рушить (сов. в.) слово.

  2. Ест (несов. в.) за вола, а работа...т (несов. в.) за к...мара.

  3. Пр...литую воду не соберёш... (сов. в.).

  4. Не всё то зол…то, что бл…стит (несов. в.).

в) Анализ лингвистической сказки.

Задание. О каких особенностях образования временных форм говорится в сказке?

Сказка о видах глагола

Жили-были при дворе королевы Морфологии два князя: Совершенный вид и Несовершенный вид из старинного рода Глаголов.

Совершенный вид очень гордился своим званием и заставлял всех величать его «Ваше Совершен­ство», а соседа он презирал, называя его «Ваше Несовершенство». На гербе этого гордеца было на­писано: «Что сделал я? Что я сделаю?» И в королевских покоях он всех замучил своим хвастовством: «Что сделал я? Построил самый красивый дворец! Женился на самой богатой принцессе! Дочерей выдал замуж за самых богатых принцев!»

А когда его спрашивали, что он делает в настоящее время, он не мог ответить, потому что ничего не делал в настоящее время.

А князь Несовершенный вид никогда не хвалился тем, что он сделает в будущем, но он мог пере­числить, что он действительно делал: сажал цветы, растил детей, дружил с друзьями, воевал с вра­гами. И на вопрос, что делает сейчас, не стеснялся отвечать: «Строю, ращу, дружу, воюю».

О будущем же он говорил не столь решительно, как сосед, а так: «Буду строить, буду помогать, буду защищать, буду растить».

Поняли все в королевстве, что он скромный трудяга, и записали на его гербе три вопроса Глагола: «Что делал? Что делаю? Что буду делать?» С тех пор скромный князь Несовершенный вид имеет три времени, причём будущее сложное. А хвастун Совершенный вид имеет лишь прошедшее и простое будущее время.

г) Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнения 68 (по вариантам).

Вариант 1:

Прятать (несов. в.) — прятали, прячут, будут прятать.

Выдумать (сов. в.) — выдумали, выдумают.

Разобрать (сов. в.) — разобрали, разберут.

Кружить (несов. в.) — кружили, кружат, будут кружить.

Вариант 2:

Указать (сов. в.) — указали, укажут.

Терпеть (несов. в.) — терпели, терпят, будут терпеть.

Переплести (сов. в.) — переплели, переплетут.

Застилать (несов. в.) — застилали, застилают, будут застилать.

д) Введение и закрепление понятия «видовая пара».

Пара, образуемая глаголом несов. вида и глаголом сов. вида называется видовой парой. Например, ехали и приехали: первый обозначает незаверш. дей­ствие, а второй — завершённое.

Видовая пара может быть образована одним из четырёх способов. (Примеры на слайде или на доске. Запись примеров в тетрадь не делать).

  1. согнуть ← сгибать (суфф.)

  2. вспахать ← пахать (пристав.)

  3. рассы`пать ← рассыпа`ть (смена места ударения)

  4. взять ← брать (замена основы)

Игра «Мягкая посадка».

Встали все дети одного ряда. Учитель называет глаголы. Задание. Образуйте видовую пару, укажите способ образо­вания. Правильный ответ – посадка, ошибочный – запись на доске и объяснение. Касаться, дуть, брать, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.

Касаться → коснуться (суфф.)

дуть → сдуть (пристав.)

рассыпа`ть → рассы`пать (смена места ударения)

брать → взять (замена основы)

среза`ть → сре`зать (смена места ударения)

решать → решить (суфф.)

беречь → сберечь (пристав.)

замечать → заметить (суфф.)

говорить → сказать (замена основы)

е) Выполнение упражнения (задания напечатаны на листочках).

Образуйте видовые пары глаголов при условии, если известен один из них. Укажите способы их образования. Видовые пары запишите.

Глагол несовершенного вида

Глагол совершенного вида

  1. учить

  2. пробуждаться

  3. насыпа`ть

  4. варить

  5. класть

починить

рассказать (суфф.)

поймать

Ключ:

Глагол несовершенного вида

Глагол совершенного вида

учить

(чинить)

пробуждаться

(рассказывать — суф.)

насыпать

(ловить — замена основы)

варить

класть

(выучить — прист.)

починить (прист.)

(пробудиться — чередов. глаг. суф.)

рассказать

(насыпать — смена места ударения)

поймать

(сварить — прист.)

(положить — замена основы)

ж) Закрепление употребления в речи глаголов, образованных способом «замена основы».

Прослушайте текст.

Одна милая, очень молоденькая сестра в накрахмаленной шапочке во время лечебной про­цедуры ежедневно находила для нас, больных, новую форму глагола положить. «Ложьте руки сюда», — говорила она улыбаясь. «Залаживайте их так», — объясняла она на другой день. Ее изобретательности не было предела: закладывайте, ложите, заложьте, укладайте, заложивайте и так без конца.

Когда мы поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе: «___________ __________________________________». (Положите руки сюда.)

И ей, и нам сразу стало легче.

— Как вы думаете, какой совет медсестре дала известная актриса Рина Зеленая?

Изучение таблицы на с. 46.


V. Тест. Самостоятельная работа.

1. Укажите вопросы к глаголам несовершенного вида.

  1. Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?

  2. Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?

2. Укажите глаголы совершенного вида.

  1. Расправлять, плавать, загорать, требовать, закрывал

  2. Расправить, уплыть, загореть, потребовать, закрыть.

3. Какие глаголы указывают на продолжительное, повторяемое действие?

  1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.

4. Какие глаголы указывают на однократно совершаемое, завершённое действие?

  1. Совершенного вида. 2. Несовершенного вида.

5. В чём отличие глаголов несовершенного и совершенного вида в сравниваемых парах?

  1. Решать — решить, писать написать, класть положить.

  2. Решать прорешать, писать переписать, класть – сложить.

А. Отличаются только грамматическим значением вида.

Б. Отличаются грамматическим значением и лексическим значением (его оттенками).

6. Как могут быть образованы глаголы совершенного вида глаголов несовершенного вида?

  1. Перемолоть перемалывать.

  2. Разрешить разрешать.

  3. Обедать пообедать.

A. Присоединением приставки.

Б. Присоединением другого суффикса (заменой суффикса).

B. С помощью чередований в корне и суффикса.

7. Как образован глагол совершенного вида в паре засы­пать засыпать?

  1. Присоединением приставки.

  2. Заменой слова другим с иной основой.

  3. Изменением ударения.

8. Найдите глаголы, образованные заменой слов с иной осно­вой при образовании пары по виду (совершенный/несовершен­ный).

  1. Бросить бросать, дать давать, злиться обозлиться.

  2. Говорить сказать, брать взять, ловить поймать.

9. Найдите парный глагол другого вида к глаголу говорить.

  1. Проговорить. 2. Говаривать. 3. Сказать.

10. Определите вид глаголов в предложениях.

  1. Во весь опор назад он скачет.

  2. С середины неба глядит месяц.

  3. Песни умолкли.

А. Совершенный вид.

Б. Несовершенный вид.


Ответы к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

1

1А, 2Б

1В, 2Б, 3А

3

2

3

1Б, 2Б, 3А

Творческое задание (9-10 б.) Замените данные глаголы синонимами с суффиксом -ся, запи­шите эти синонимы в два столбика: 1) глаголы совершенного вида; 2) глаголы несовершенного вида.

Блестит, захохочет, влезть, выздоравливает, пролетит.
(Засмеется, взобраться, промчится. Искрится, поправляется.)


VI. Этап обобщения и систематизации знаний.

Какие пробелы в карточке-определении вы уже можете заполнить? (Заполнение пробелов, сверка с теоретическим материалом на стр. 43.)

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос __________ ; указывают на __________ действия, его __________ действия или его __________; имеют __________ формы времени: __________. Например: __________

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос __________; обозначают действия __________. Имеют __________ формы времени: __________. Например: __________.


VII. Рефлексивно-оценочный этап.

Прием «Кубик Блума».

Учащимся предлагается бросать кубик с надписями на гранях и продолжить предложения: узнал, открыл, смог, научился, понял, испытал затруднения.

— Глаголы какого вида вы использовали в своих ответах?


VIII. Домашнее задание.

§ 7, упражнение 71, вспомнить фразеологизмы со словами из рамки на стр. 46.

Справка. Положить зубы на полку, положить начало, положить на обе лопатки, положить на музыку, класть в долгий ящик, палец в рот не клади, класть поклон; искать глазами, искать днем с огнем, искать вчерашний день, найти общий язык, найти управу; ловить на слове, ловить каждое сло­во, ловить на лету, ворон ловить, ловить рыбу в мутной воде, поймать с поличным, поймать журавля в небе, поймать на свой крючок; брать за горло, брать голыми руками, брать быка за рога, брать из­мором, брать на вооружение, ни дать ни взять.

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!