Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Ребята! Как всегда мы начинаем наш урок с минутки настроения. Сегодня показателем вашего настроения будут кружочки. На партах у вас кружочки различного цвета. Выберите и покажите, с каким настроением вы начинаете урок: • радостное – желтый кружок; • спокойное – зеленый кружок; • тревожное – красный кружок | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполните математический диктант. – Увеличьте 24 на 30. – Уменьшите 37 на 20. – Увеличьте 9 в 9 раз. – Уменьшите 36 в 6 раз. – Во сколько раз 8 меньше 32? – На сколько 35 больше 5? – Запишите произведение чисел 8 и 9. – Запишите частное двух чисел 56 и7. – Запишите 2 числа, произведение которых равно 12 | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Выпишите значения выражений таблицы умножения на 8: 8, 10, 16, 18, 24, 32, 42, 48, 56, 64, 73, 80 | Записывают значения выражений | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
– Выпишите верные равенства. 2 · 6 = 12 3 · 4 = 13 | 5 · 6 = 30 7 · 2 = 15 | 9 · 0 = 9 8 · 1 = 1 | | Выписывают верные равенства | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
– Рассмотрите ряд чисел, выявите закономерность и продолжите ряд в соответствии с выявленной вами закономерностью. 3, 6, 9, …, …, …, … . – Поднимите руку, кто испытывал затруднения в вычислениях. – Как вы думаете, вы запомнили таблицу? – Что нужно сделать, чтобы хорошо запомнить таблицу умножения? | Определяют закономерность, продолжают числовой ряд | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Читает сказку. Жил на свете богач, очень богатый человек, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат. И вот однажды пришел к этому самому богатому человеку самый бедный бедняк на свете и сказал: – О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое. Богач прямо затрясся от жадности: – Чего ты стоишь? Умножай скорее! – А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк. – Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство! – Конечно, умножить, – подтвердил бедняк. – Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение. – Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово! Богач бросился к своим сундукам да как закричит: – Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга? – Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил. – Как вы думаете, почему так получилось? (Хитрый бедняк не сказал, на какое число будет умножать.) – Как вы думаете, в чем была ошибка богача? – Если бы он знал таблицу умножения, он попросил бы бедняка «умножить» свои богатства? Таблица умножения Достойна уважения. Она всегда во всем права: Чтоб ни случилось в мире, – И все же будет дважды два По-прежнему четыре. – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Повторение изученного материала | Задание 1. Работа с таблицей умножения | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Рассмотрите плакат «Таблица умножения». Почему некоторые табличные случаи оказались подчеркнутыми, а другие – нет? (Подчеркнутые табличные случаи отличаются только перестановкой множителей.) – В каждом столбике заключите в рамку те случаи, которые вы не очень хорошо помните. Сколько таких случаев у вас получилось? – Назовите самое маленькое значение произведения в таблице умножения. (1 · 1 = 1.) – Назовите самое большое значение в таблице умножения. (9 · 9 = 81.) – Какое значение произведения встречается в таблице умножения чаще других? – Выпишите все случаи с этим значением в столбики. 2 · 9 = 18 3 · 8 = 24 9 · 2 = 18 8 · 3 = 24 3 · 6 = 18 6 · 4 = 24 6 · 3 = 18 4 · 6 = 24 – Выпишите все табличные случаи, в которых значения произведений равны 63, 49, 27, 72. 7 · 9 = 63 7 · 7 = 49 3 · 9 = 27 9 · 8 = 72 9 · 7 = 63 9 · 3 = 27 8 · 9 = 72 – Прочитайте отрывки из стихотворения Т. Собакина и приведите примеры умножения, о которых в них говорится. Умножая число на ноль, Вы получите без сомнения Тот же самый пузатый 0 – Пусть не более, но и не менее. Запись: 6 · 0 = 0; 200 · 0 = 0. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы по таблице умножения. Находят значения выражений | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, план выполнения заданий на уроках с помощью учителя и самостоятельно; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Запомни: любое число, Умноженное на единицу, Должно в результате назло В само же себя превратиться. Запись: 4 · 1 = 4; 300 · 1 = 300 | Записывают умножение числа на 0 и на 1 |
Задание 2 | – Запишите выражения в виде произведения двух чисел и найдите их значения. 5 · 6 + 11 7 · 7 – 13 9 · 4 + 23 6 · 6 – 25 54 + 3 · 7 46 – 4 · 6 | Записывают выражение в виде произведения двух чисел и находят их значения | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 3 | – Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства. 8 ∙ 6 = 8 + 8 + 8 + + 8 ∙ 8 = 8 ∙ – 8 8 ∙ 7 = 8 ∙ 6 + 8 ∙ 3 = 8 + 8 + 8 ∙ 9 = 9 ∙ 9 – 8 ∙ 5 = 8 ∙ + 8 5 ∙ 8 = ∙ 5 8 ∙ 5 = 8 ∙ – 8 | Вставляют пропущенные числа в «окошки», чтобы получились верные равенства | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Самостоятельная работа по трем уровням | – Выполните самостоятельную работу по трем уровням: «3» | «4» | «5» | 5 · 4 = 3 · 7 = 6 · 2 = 9 · 4 = | 6 · 3 + 4 = 4 · 5 – 6 = 8 · 6 + 2 = 2 · 9 + 12 = | 2 · 7 + 4 · 3 = 5 · 6 – 8 · 1 = 4 · 4 + 5 · 5 = 8 · (17 – 9) = | | Работают самостоятельно | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Выберите и продолжите фразу: • Самое интересное задание... • Урок заставил меня задуматься... • Урок взволновал меня тем... • Наибольшее впечатление на меня произвело... • На этом уроке я научился... • Мне показалось важным... Много чудес на планете Там существует и здесь... Но умножение, дети, – Тоже одно из чудес. | Помните твердо таблицу Хоть наяву, хоть во сне! В жизни она пригодится, Как пригодилась и мне | | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут ли результат | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |