СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с методами самоконтроля и коррекции осанки

Просмотр содержимого документа
«Урок 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия


Цель: познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний, умений, навыков

Понятийная разминка: двигательная единица, тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая работа мышц, статическая работа мышц.

Фронтальный опрос по вопросам:

Как работают мышцы антагонисты при динамической и статической работе?

Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой?

Почему мышечная деятельность зависит от работы органов кровообращения, пищеварения и дыхания?

Имеются две мышцы равной толщины, одна длиной 5 см, а другая – 10 см. Какая из этих мышц при одинаковом возбуждении может выполнить большую работу? Почему?

Какие условия надо соблюдать при физическом труде, чтобы получать высокую производительность без заметного утомления?

  1. Изучение нового материала

Слайд 1 – Сегодня мы поговорим с вами об осанке и проблемах здоровья при ее нарушении, причинах распространения и возможностях предупреждения плоскостопия. А также о
значении физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Слайды 2-3 – Осанка непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Осанка – не наследуемый признак:

  • формируется от 5 до 18 лет

  • поддерживается статическим напряжением мышц

  • зависит от строения скелета, формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.

Слайды 4-5 - Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может заснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте.

Слайд 6 – Различают три степени нарушения осанки.

1 степень – отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя.

2 степень – отклонения от нормы устойчивы, но связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой.

3 степень – искривления затрагивают скелет, поэтому лечению поддаются с трудом.

Слайд 7 - Типы осанки:

  • нормальная

  • сутулая

    Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

  • кифотическая

  • лордотическая

  • сколиоз


Слайд 8 – Большое значение для сохранения здоровья человека является и своевременная диагностика заболевания.

Сколиоз (греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.

Лордоз, lordosis, - вогнутое кзади искривление позвоночника.

Кифоз – заболевание позвоночника, название которого происходит от греческого kyphosis, что означает горбатость. Таким образом, кифоз – это искривление позвоночника, (чаще его грудного отдела, реже шейного и поясничного), выпуклостью назад.

Слайды 9-10 - Как же предупредить искривление позвоночника?

Прежде всего, надо правильно сидеть за столом. Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе – к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую и т.д.

Формирование осанки:

  • равномерное упражнение и гармоничное развитие всех групп мышц

  • правильно подобранная мебель и обувь

  • режим труда и отдыха

Слайд 11 – Регулярное выполнение простых упражнений может сохранить ваше здоровье.

Слайд 12 – Еще одно достаточно часто встречающаяся проблема, как у детей, так и у взрослых плоскостопие.

Слайд 13 - Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Слайд 14 - При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице. Плоскостопие имеет 3 степени.

Слайд 15 – Виды плоскостопия: поперечное и продольное.

Слайд 16 – Лечение плоскостопия достаточно длительное и его можно проводить дома по назначению врача.

Слайд 17 – Лечение плоскостопия 2 степени у детей и взрослых. При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазового суставов.

Слайд 18 – В лечение включается лечебная физкультура.

Слайд 19 – Плоскостопие 3 степени имеет выраженную деформацию костей стопы и требует еще более серьезного медицинского вмешательства..


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 20 - А теперь проведем практическую работу на определение нарушения осанки.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости сантиметровой линейкой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 – 5см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2. Встаньте спиной к стене, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Слайд 21 - Лабораторную работу «Выявление плоскостопия» вы проведете дома.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две данные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.


  1. Подведение итога урока


Слайд 22 - Домашнее задание: изучить § 15, ответить на вопросы к параграфу. Повторить § 10 - 14, термины.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!