Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия
Цель: познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний, умений, навыков
Понятийная разминка: двигательная единица, тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая работа мышц, статическая работа мышц.
Фронтальный опрос по вопросам:
Как работают мышцы антагонисты при динамической и статической работе?
Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой?
Почему мышечная деятельность зависит от работы органов кровообращения, пищеварения и дыхания?
Имеются две мышцы равной толщины, одна длиной 5 см, а другая – 10 см. Какая из этих мышц при одинаковом возбуждении может выполнить большую работу? Почему?
Какие условия надо соблюдать при физическом труде, чтобы получать высокую производительность без заметного утомления?
Изучение нового материала
Слайд 1 – Сегодня мы поговорим с вами об осанке и проблемах здоровья при ее нарушении, причинах распространения и возможностях предупреждения плоскостопия. А также о
значении физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
Слайды 2-3 – Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.
Осанка – не наследуемый признак:
формируется от 5 до 18 лет
поддерживается статическим напряжением мышц
зависит от строения скелета, формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.
При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.
Слайды 4-5 - Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может заснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте.
Слайд 6 – Различают три степени нарушения осанки.
1 степень – отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя.
2 степень – отклонения от нормы устойчивы, но связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой.
3 степень – искривления затрагивают скелет, поэтому лечению поддаются с трудом.
Слайд 7 - Типы осанки:
нормальная
сутулая
Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.
кифотическая
лордотическая
сколиоз
Слайд 8 – Большое значение для сохранения здоровья человека является и своевременная диагностика заболевания.
Сколиоз (греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.
Лордоз, lordosis, - вогнутое кзади искривление позвоночника.
Кифоз – заболевание позвоночника, название которого происходит от греческого kyphosis, что означает горбатость. Таким образом, кифоз – это искривление позвоночника, (чаще его грудного отдела, реже шейного и поясничного), выпуклостью назад.
Слайды 9-10 - Как же предупредить искривление позвоночника?
Прежде всего, надо правильно сидеть за столом. Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе – к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую и т.д.
Формирование осанки:
Слайд 11 – Регулярное выполнение простых упражнений может сохранить ваше здоровье.
Слайд 12 – Еще одно достаточно часто встречающаяся проблема, как у детей, так и у взрослых – плоскостопие.
Слайд 13 - Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.
Слайд 14 - При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице. Плоскостопие имеет 3 степени.
Слайд 15 – Виды плоскостопия: поперечное и продольное.
Слайд 16 – Лечение плоскостопия достаточно длительное и его можно проводить дома по назначению врача.
Слайд 17 – Лечение плоскостопия 2 степени у детей и взрослых. При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазового суставов.
Слайд 18 – В лечение включается лечебная физкультура.
Слайд 19 – Плоскостопие 3 степени имеет выраженную деформацию костей стопы и требует еще более серьезного медицинского вмешательства..
Закрепление изученного материала
Слайд 20 - А теперь проведем практическую работу на определение нарушения осанки.
Ход работы:
1. Для выявления сутулости сантиметровой линейкой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 – 5см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
2. Встаньте спиной к стене, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Слайд 21 - Лабораторную работу «Выявление плоскостопия» вы проведете дома.
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш
Ход работы
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две данные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Подведение итога урока
Слайд 22 - Домашнее задание: изучить § 15, ответить на вопросы к параграфу. Повторить § 10 - 14, термины.