Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 4 класс, МБОУ «СОШ № 115 г. Челябинска» |
УМК | Учебно-методическая литература: Русский язык 4 класс. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014., Раздаточный материал: заготовки карточек (для групповой и оценочной деятельности) |
Тема урока | Урок 17 2 четверть. Части речи. Что такое части речи? |
Тип урока | Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий |
Цель изучения (целевые установки урока): | - формировать понятие о частях речи; - развивать наблюдательность, устную и письменную речь. |
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные |
-формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися. | Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра. Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли. | Планируемые результаты: - обучающиеся научатся различать слова - названия предметов; -использовать специальную терминологию при определении частей речи; - распределять части речи в тематические группы предметов. |
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические. |
Используемые технологии: ЦОР (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ) Использование видео – фрагмента «Части речи». Музыкальная физ. минутка «Часики идут» (из мультфильма про Фиксиков) Наглядное пособие: минутка чистописания, таблица «Части речи», таблицы: «Имя существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Имя числительное», «Наречие». |
Опорные понятия и термины: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, орфограмма, орфографический словарь |
Новые понятия: самостоятельные части речи, грамматические признаки частей речи. |
Ход урока |
Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный этап) | Приветствие и психологический настрой на деятельность на уроке. Здравствуйте, ребята! Какой у нас урок? Чему, мы учимся на уроках русского языка? Настрой детей на работу на уроке. | Приветствие учителя, настрой на учебную деятельность. Урок русского языка. Дети перечисляют. Учащиеся хором говорят: « Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, Не согнусь. За работу я возьмусь.» | |
Актуализация учебной деятельности |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Запись числа в тетрадь. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Минутка чистописания. 4.Подведение итогов выполнения работы. 5.Словарная работа. 5.Подведение итогов работы. | Какое сегодня число? - А какой у нас с вами родной язык? Каждый официальный язык ООН имеет свой праздник. 6 июня отмечается День русского языка «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот. Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Какую букву вы видите? Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы, слов, словосочетаний? (обращаю внимание на качество выполнения работы) Обведите в кружок и нарисуйте лучики солнца, у той буквы работа которой соответствует образцу. Прохожу по рядам, комментируя процесс выполняемой работы. Работа с орфографическим словарём с.150 учебника (сам. работа) («эс»). Какое слово, вы запишите и почему? Какое еще правила вы встретили в этом слове? Составьте предложение с одним из слов. Оцените свои достижения, при выполнении данной работы. | Учащиеся открывают тетради и записывают число. Ответы: -русский язык -выполнение задания (1-2 раза) Дети называют буквы, обращают внимание на соединения при написании, отвечают на вопросы учителя. Выполнение задания. Дети выполняют задание, с проверкой. Запись слов: салют, сверкать, свобода. Ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Выслушиваю ответы детей. Запись слов оформляем на доске. Дети простым карандашом выставляют себе оценку, рядом с заданием. Предложение записываем на доске и в тетради | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. - Формирование умений обеспечивающие успешное выполнение деятельности |
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка домашнего задания. Подведение итога: | Какие части речи, вы знаете? «Имя существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Имя числительное», «Наречие». | Повторяем название частей речи. На основе материала учебника с.67, упр. № 111 | -организация внимания; - организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала; - в ходе освоения нового материала обучать собственной деятельности по изучению содержания, умениям и навыкам рационального обучения |
Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление) |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Усвоение новых знаний. Подведение итогов выполненной работы. | Учитель организует и проводит игру «Волшебный мешочек». Правило игры, вы знаете. Что объединяет эти слова? А какие еще, вы знаете слова, которых нет, в данной группе? Что они обозначают? Приведите примеры таких слов. Сформулируйте правило. Какие ещё части речи вы знаете? На какие вопросы отвечают имена прилагательные и глаголы? Что обозначают? Какие еще части речи вы знаете? Использование видео – фрагмента «Части речи» | Дети поочерёдно называют предметы, находящиеся в мешочке (цепочкой, или по желанию участвуют в игре). Предметы: ластик, ручка, магнит, зеркальце, муляжи фруктов (запись слов в тетради). Ответы детей. Все они отвечают на вопрос что? И обозначают предмет. Слова, отвечающие на вопрос кто? Обозначают живых людей, животных. Приводят примеры слов (слова записываем в тетрадь) Дети формулируют правило Ответы детей. Вывод: Части речи бывают самостоятельные и служебные (читают правило самостоятельно в учебнике с.67 учебника) | Познавательные: извлечение из рассказа учителя необходимой информации, осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Регулятивные: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
Выполнение пробного учебного действия |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Музыкальная физминутка для снятия общего переутомления. 2.Итог выполнения. 3.Групповая работа. Выполнение познавательной задачи определенной группой обучающихся. 4.Подведение итогов выполнения работы. | Выполнение муз. физминутки. Часики идут (из мультфильма про Фиксиков) К чему нас призывают Фиксики? Разбиваемся на группы, для выполнения следующей учебной задачи. Что такое групповая форма работы? Обобщаю ответы детей. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Деление на группы (на основе, по три парты - 6 человек). Всего четыре группы . Определяем роли. Все вместе выполняем задание. В группе выполняем взаимопроверку. По цепочке, называем часть речи и доказываем, почему слово является этой частью речи. Один из детей, называет, часть речи которую изучали на уроке (на отдельных заранее приготовленных листочках, выставляем оценку за проделанную работу ) По необходимости, повторяем задании. Выделение части речи из предложения. Определение частей речи в предложении. Все группы детей записывают предложения по диктовку. Ранняя гроза предвещает дождливое лето. Устранение недочетов при проведении групповой работы. Как вы оцениваете результаты своей работы? | Дети выполняют физические упр. под музыкальное сопровождение. Беречь время. Ответы детей. Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке Повторяем правило работы в группе: -убедись, что в разговоре участвует каждый; -говорить спокойно и ясно; -говорить только по делу; -не говорить всем сразу; -возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего. -обращаться друг к другу по имени. Запись предложения под диктовку. Выполнение работы проверка. Ответы детей, и способы устранения недочётов. | Регулятивные: контроль и самоконтроль – формировать умение работать с ЦОР Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи; Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; умение работать в группе. |
Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала. 2.Подведение выполнения задания. | с.67, упр.№ 112. Чтение и выполнение задания. На обратной стороне карточки, там, где выполнялась групповая работа. Выставляем оценку, полученную в паре. Поднимаем карточку с оценкой. | Проверка в парах. Выставление оценки в паре. Дети поднимают карточки с оценкой. | Коммуникативные: Самостоятельное решение поставленных задач, сверстниками и учителем. Познавательные: - анализ с целью выделения главных признаков; - выделение и поиск необходимой информации. Регулятивные: - действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия работы в паре. |
Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Подведение итогов урока. Оценочная деятельность. 2.Домашнее задание. | Ответьте на вопросы. Всё ли у меня сегодня получилось? Чему, вы научились? Вопросы социализации. Что дал урок для жизни? Какую оценку, получил каждый из вас (суммируя средний результат). Выставление оценок в сетевой город. Какие части речи мы вспомнили? Все ли вам было понятно? Какое задание вам было интересно выполнять? Какое задание вызвало затруднение? с.68, упр.№ 113, правило. с.67. Звуко- буквенный анализ слова дуб | У меня получилось… Я научился Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… Ответы детей. За урок я… Запись в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания. Коммуникативные: - аргументировать свои высказывания. |
Диагностика достижения планируемых результатов: | Применение полученных знаний, при изучении темы: «Части речи», на последующих уроках. Умение выделять имена существительные из потока речи. Находить в тексте. |