СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 17. 2 четверть. Части речи. Что такое части речи? 4 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 4 класса (коррекционное обучение)

Просмотр содержимого документа
«Урок 17. 2 четверть. Части речи. Что такое части речи? 4 кл»

Технологическая карта


Учебный предмет

Русский язык

Класс

4 класс, МБОУ «СОШ № 115 г. Челябинска»

УМК

Учебно-методическая литература:

Русский язык 4 класс. Ч. 1  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.,

Раздаточный материал: заготовки карточек (для групповой и оценочной деятельности)

Тема урока

Урок 17 2 четверть. Части речи. Что такое части речи?


Тип урока

Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий

Цель изучения (целевые установки урока):

- формировать понятие о частях речи;

- раз­вивать наблюдательность, устную и письменную речь.


Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

-формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.


Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.


Коммуникативные: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.


Планируемые результаты:

- обучающиеся научатся различать сло­ва - названия предметов;

-использовать специальную терминологию при определении частей речи;

- распределять части речи в тематические группы предметов.



Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.

Используемые технологии: ЦОР (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)

Использование видео – фрагмента «Части речи». Музыкальная физ. минутка «Часики идут» (из мультфильма про Фиксиков)


Наглядное пособие: минутка чистописания, таблица «Части речи»,

таблицы: «Имя существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Имя числительное», «Наречие».


Опорные понятия и термины: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, орфограмма, орфографический словарь


Новые понятия: самостоятельные части речи, грамматические признаки частей речи.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный этап)

Приветствие и психологический настрой на деятельность на уроке.

Здравствуйте, ребята! Какой у нас урок?

Чему, мы учимся на уроках русского языка?


Настрой детей на работу на уроке.


Приветствие учителя, настрой на учебную деятельность.


Урок русского языка.



Дети перечисляют.



Учащиеся хором говорят: « Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас, друзья,

не скрою –

Ручку я вот так

держу.

Сяду прямо,

Не согнусь.

За работу

я возьмусь.»



  1. Актуализация учебной деятельности


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

  1. 1.Запись числа в тетрадь.














2.Пальчиковая гимнастика.









3.Минутка чистописания.



















4.Подведение итогов выполнения работы.





5.Словарная работа.











5.Подведение итогов работы.

Какое сегодня число?

- А какой у нас с вами родной язык?

Каждый официальный язык ООН имеет свой праздник.

6 июня отмечается День русского языка


«Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.




Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания.

Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами.

Какую букву вы видите?

Назовите элементы этой буквы.

Что вы должны помнить при написании буквы, слов, словосочетаний?

(обращаю внимание на качество выполнения работы)


Обведите в кружок и нарисуйте лучики солнца, у той буквы работа которой соответствует образцу. Прохожу по рядам, комментируя процесс выполняемой работы.


Работа с орфографическим словарём с.150 учебника (сам. работа)

(«эс»). Какое слово, вы запишите и почему? Какое еще правила вы встретили в этом слове?


Составьте предложение с одним из слов.

Оцените свои достижения, при выполнении данной работы.

Учащиеся открывают тетради и записывают число.

Ответы:


-русский язык










-выполнение задания (1-2 раза)









Дети называют буквы, обращают внимание на соединения при написании, отвечают на вопросы учителя.

Выполнение задания.


















Дети выполняют задание, с проверкой.






Запись слов: салют, сверкать, свобода.


Ставят ударение, подчёркивают орфограммы.

Выслушиваю ответы детей. Запись слов оформляем на доске.

Дети простым карандашом выставляют себе оценку, рядом с заданием.





Предложение записываем на доске и в тетради


Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; обмениваются мнениями;

строят речевые высказывания.

























- Формирование умений обеспечивающие успешное выполнение деятельности

  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

1.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка домашнего задания.










Подведение итога:









Какие части речи, вы знаете?


 














«Имя существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Имя числительное», «Наречие».






Повторяем название частей речи.
















На основе материала учебника с.67,

упр. № 111











-организация внимания;

- организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и

систематизации нового учебного материала;

- в ходе освоения нового материала обучать собственной деятельности по изучению содержания, умениям и навыкам рационального обучения










  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

1.Усвоение новых знаний.






















  1. Подведение итогов выполненной работы.

Учитель организует и проводит игру «Волшебный мешочек». Правило игры, вы знаете.




Что объединяет эти слова?



А какие еще, вы знаете слова, которых нет, в данной группе? Что они обозначают?




Приведите примеры таких слов.

Сформулируйте правило.


Какие ещё части речи вы знаете? На какие вопросы отвечают имена прилагательные и глаголы? Что обозначают?


Какие еще части речи вы знаете?

Использование видео – фрагмента «Части речи»


Дети поочерёдно называют предметы, находящиеся в мешочке (цепочкой, или по желанию участвуют в игре). Предметы: ластик, ручка, магнит,

зеркальце, муляжи фруктов (запись слов в тетради).

Ответы детей. Все они отвечают на вопрос что? И обозначают предмет.


Слова, отвечающие на вопрос кто?

Обозначают живых людей, животных.





Приводят примеры слов (слова записываем в тетрадь)


Дети формулируют правило

Ответы детей.




Вывод: Части речи бывают самостоятельные и служебные (читают правило самостоятельно в учебнике с.67 учебника)



Познавательные: извлечение из рассказа учителя необходимой информации, осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Регулятивные: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.


  1. Выполнение пробного учебного действия


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)


1.Музыкальная физминутка для снятия общего переутомления.


2.Итог выполнения.



3.Групповая работа.

Выполнение познавательной задачи определенной группой обучающихся.
































4.Подведение итогов выполнения работы.

Выполнение муз. физминутки. Часики идут (из мультфильма про Фиксиков)


К чему нас призывают Фиксики?



Разбиваемся на группы, для выполнения следующей учебной задачи.

Что такое групповая форма работы? Обобщаю ответы детей.

Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Деление на группы (на основе, по три парты - 6 человек). Всего четыре группы . Определяем роли. Все вместе выполняем задание. В группе выполняем взаимопроверку. По цепочке, называем часть речи и доказываем, почему слово является этой частью речи. Один из детей, называет, часть речи которую изучали на уроке (на отдельных заранее приготовленных листочках, выставляем оценку за проделанную работу )

По необходимости, повторяем задании. Выделение части речи из предложения.

Определение частей речи в предложении. Все группы детей записывают предложения по диктовку.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.


Устранение недочетов при проведении групповой работы.

Как вы оцениваете результаты своей работы?

Дети выполняют физические упр. под музыкальное сопровождение.



Беречь время.




Ответы детей. Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке


Повторяем правило работы в группе:

-убедись, что в разговоре участвует каждый;

-говорить спокойно и ясно;

-говорить только по делу;

-не говорить всем сразу;

-возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

-обращаться друг к другу по имени.

























Запись предложения под диктовку. Выполнение работы проверка.


Ответы детей, и способы устранения недочётов.



Регулятивные: контроль и самоконтроль – формировать умение работать с ЦОР

Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; умение работать в группе.


  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)


1.Самостоятельная работа. Закрепление изученного

материала.

2.Подведение выполнения задания.

с.67, упр.№ 112. Чтение и выполнение задания.


На обратной стороне карточки, там, где выполнялась групповая работа. Выставляем оценку, полученную в паре. Поднимаем карточку с оценкой.

Проверка в парах. Выставление оценки в паре.



Дети поднимают карточки с оценкой.

Коммуникативные:

Самостоятельное решение поставленных задач,

сверстниками и учителем.

Познавательные: - анализ с целью выделения главных признаков; - выделение и поиск необходимой информации.

Регулятивные: - действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия работы в паре.


  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)


1.Подведение итогов урока.








Оценочная деятельность.













2.Домашнее задание.

Ответьте на вопросы.

Всё ли у меня сегодня получилось?

Чему, вы научились?

Вопросы социализации.

Что дал урок для жизни?


Какую оценку, получил каждый из вас (суммируя средний результат).

Выставление оценок в сетевой город.

Какие части речи мы вспомнили?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Какое задание вызвало затруднение?

с.68, упр.№ 113, правило. с.67. Звуко- буквенный анализ слова дуб


У меня получилось…


Я научился

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…


Ответы детей. За урок я…















Запись в дневники.

Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: - умение структурировать знания.

Коммуникативные: - аргументировать свои высказывания.

Диагностика достижения планируемых результатов:


Применение полученных знаний, при изучении темы: «Части речи», на последующих уроках.

Умение выделять имена существительные из потока речи. Находить в тексте.