СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 17. РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. Г. СКРЕБИЦКИЙ «ПУШОК».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Г. Скребицкого «Пушок», для развития умений определять жанр и тему прослушанного произведения, самостоятельно моделировать обложку книги; содействовать воспитанию любви к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 17. РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. Г. СКРЕБИЦКИЙ «ПУШОК».»

Урок 17
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ.
Г. СКРЕБИЦКИЙ «ПУШОК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Г. Скребицкого «Пушок», для развития умений определять жанр и тему прослушанного произведения, самостоятельно моделировать обложку книги; содействовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость к прочитанному;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с произведением Г. Скребицкого «Пушок», обсуждают проблемные вопросы, выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают свой выбор (отвечают на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»); коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся слушать произведения и отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку книги, определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, дополнять схематический план; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведений.

Сценарий урока

I. Введение в тему урока.

ЁЖ

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ёжится.

− Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет −

Со мной знакомиться не хочет.

Г. Сапгир

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа Г. Скребицкого «Пушок». Беседа после чтения.

− Что удивило вас в рассказе? Что не удивило вас в поведении ежа? Как мальчик относился к ежу? Что произошло с Пушком? Какой момент в рассказе обрадовал вас?

2. Моделирование обложки.

− Определите жанр и тему прочитанного произведения. Какой фигурой вы его обозначили? Каким цветом закрасили прямоугольник?

− «Напечатайте» фамилию автора и заголовок в рамочках. Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитайте.

Читают хором: «Скребицкий».

− Поставьте пальчик на заголовок, прочитайте. (Читают хором: «Пушок».)

− А теперь поднимите модели и покажите название рассказа. Хором прочитайте фамилию автора и заголовок.

Слово об авторе (информация для учителя).

Георгий Алексеевич Скребицкий (1903–1964) – известный писатель-натуралист.

Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого (1930) работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937).

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.

Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).

Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как белочка зимует или чем живёт майский жук.

В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949).

В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.

3. Повторное слушание и работа с текстом.

− Послушайте рассказ еще раз. Подумайте, сколько частей в рассказе.

− О чем говорится в начале рассказа? Как можно назвать эту часть? Какое событие произошло дальше? Дайте название этой части текста.

− Что случилось весной? Озаглавьте.

− Чем закончился рассказ?

− Расскажите сказку по плану.

Схематический план:

(Каждый ученик пересказывает не более одной части текста.)

− Какую часть текста пересказывать было труднее, чем другие? Почему?

4. Работа по учебнику.

Работа с иллюстрацией.

− Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа на ней изображен? Как художнику удалось передать радость мальчика от встречи с Пушком? Какие иллюстрации к рассказу нарисовали бы вы?

Упражнение в чтении. Тест.

− Самостоятельно прочитайте отрывок рассказа. Подумайте, почему так назвали ёжика? Выберите и подчеркните правильный ответ.

а) У ёжика была мягкая шерстка.

б) Ёжик прижимал к спине колючки, когда его гладили.

в) У ёжика был мягкий, спокойный характер.

г) Ёжик был совсем маленький, колючки мягкие.

Выполнение заданий в тетради.

− Раскрасьте иллюстрацию на обложке. Обведите заголовок синей рамочкой.

− Прочитайте по стрелочке и запишите ответ. Кто запомнил, как зовут писателя Скребицкого?

− Прочитайте, где спал ежик зимой? Подчеркните ответ.

III. Повторение изученного.

1. Обобщение (работа с моделями).

− Что общего в этих моделях? (Общая тема – о животных.) Назовите рассказы. (Скребицкий «Мать»; Скребицкий «Пушок».) Что пишет Скребицкий? (Рассказы.) О ком или о чем? (О животных.)

Рассказ учителя.

– Георгий Алексеевич Скребицкий, как и многие из нас, очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о путешествиях, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчишки и белочки.

Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. Георгий Алексеевич написал много произведений о животных.

2. Работа по рубрике «Книжная полка».

− Рассмотрите обложки книг. Назовите фамилии авторов произведений.

− С какими произведениями вы знакомы? Какие хотели бы перечитать еще раз? Где можно найти эти произведения?

3. Игра «Доскажи словечко».

• Стихотворение «Зайчик» написал Александр…

• Автор рассказа «Русский лес»…

• Георгий Скребицкий написал рассказы…

− Откройте учебник. Рассмотрите обложки книг. Предположите, о чем они. Какие из них вам знакомы? Если хотите, возьмите их в библиотеке и прочитайте, принесите в класс.

IV. Итог урока.

− Посмотрите на модели и скажите, над каким произведением мы сегодня работали? Как вы думаете, автор и рассказчик – это один и тот же человек? Почему?

− Кто захотел почитать другие рассказы Г. Скребицкого?

− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это заканчивалось? Следовало ли это делать? Почему?

Для самостоятельной работы (по желанию): найти в домашней или школьной библиотеке книги о животных и принести их в класс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!