Урок 17
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ.
Г. СКРЕБИЦКИЙ «ПУШОК»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Г. Скребицкого «Пушок», для развития умений определять жанр и тему прослушанного произведения, самостоятельно моделировать обложку книги; содействовать воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость к прочитанному;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с произведением Г. Скребицкого «Пушок», обсуждают проблемные вопросы, выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают свой выбор (отвечают на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»); коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся слушать произведения и отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку книги, определять и называть жанр и тему изучаемого произведения, дополнять схематический план; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведений.
Сценарий урока
I. Введение в тему урока.
ЁЖ
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
− Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет −
Со мной знакомиться не хочет.
Г. Сапгир
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа Г. Скребицкого «Пушок». Беседа после чтения.
− Что удивило вас в рассказе? Что не удивило вас в поведении ежа? Как мальчик относился к ежу? Что произошло с Пушком? Какой момент в рассказе обрадовал вас?
2. Моделирование обложки.
− Определите жанр и тему прочитанного произведения. Какой фигурой вы его обозначили? Каким цветом закрасили прямоугольник?
− «Напечатайте» фамилию автора и заголовок в рамочках. Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитайте.
Читают хором: «Скребицкий».
− Поставьте пальчик на заголовок, прочитайте. (Читают хором: «Пушок».)
− А теперь поднимите модели и покажите название рассказа. Хором прочитайте фамилию автора и заголовок.
Слово об авторе (информация для учителя).
Георгий Алексеевич Скребицкий (1903–1964) – известный писатель-натуралист.
Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.
В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого (1930) работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937).
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).
Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как белочка зимует или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949).
В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.
3. Повторное слушание и работа с текстом.
− Послушайте рассказ еще раз. Подумайте, сколько частей в рассказе.
− О чем говорится в начале рассказа? Как можно назвать эту часть? Какое событие произошло дальше? Дайте название этой части текста.
− Что случилось весной? Озаглавьте.
− Чем закончился рассказ?
− Расскажите сказку по плану.
Схематический план:
(Каждый ученик пересказывает не более одной части текста.)
− Какую часть текста пересказывать было труднее, чем другие? Почему?
4. Работа по учебнику.
Работа с иллюстрацией.
− Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа на ней изображен? Как художнику удалось передать радость мальчика от встречи с Пушком? Какие иллюстрации к рассказу нарисовали бы вы?
Упражнение в чтении. Тест.
− Самостоятельно прочитайте отрывок рассказа. Подумайте, почему так назвали ёжика? Выберите и подчеркните правильный ответ.
а) У ёжика была мягкая шерстка.
б) Ёжик прижимал к спине колючки, когда его гладили.
в) У ёжика был мягкий, спокойный характер.
г) Ёжик был совсем маленький, колючки мягкие.
Выполнение заданий в тетради.
− Раскрасьте иллюстрацию на обложке. Обведите заголовок синей рамочкой.
− Прочитайте по стрелочке и запишите ответ. Кто запомнил, как зовут писателя Скребицкого?
− Прочитайте, где спал ежик зимой? Подчеркните ответ.
III. Повторение изученного.
1. Обобщение (работа с моделями).
− Что общего в этих моделях? (Общая тема – о животных.) Назовите рассказы. (Скребицкий «Мать»; Скребицкий «Пушок».) Что пишет Скребицкий? (Рассказы.) О ком или о чем? (О животных.)
Рассказ учителя.
– Георгий Алексеевич Скребицкий, как и многие из нас, очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о путешествиях, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными.
В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчишки и белочки.
Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их. Георгий Алексеевич написал много произведений о животных.
2. Работа по рубрике «Книжная полка».
− Рассмотрите обложки книг. Назовите фамилии авторов произведений.
− С какими произведениями вы знакомы? Какие хотели бы перечитать еще раз? Где можно найти эти произведения?
3. Игра «Доскажи словечко».
• Стихотворение «Зайчик» написал Александр…
• Автор рассказа «Русский лес»…
• Георгий Скребицкий написал рассказы…
− Откройте учебник. Рассмотрите обложки книг. Предположите, о чем они. Какие из них вам знакомы? Если хотите, возьмите их в библиотеке и прочитайте, принесите в класс.
IV. Итог урока.
− Посмотрите на модели и скажите, над каким произведением мы сегодня работали? Как вы думаете, автор и рассказчик – это один и тот же человек? Почему?
− Кто захотел почитать другие рассказы Г. Скребицкого?
− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это заканчивалось? Следовало ли это делать? Почему?
Для самостоятельной работы (по желанию): найти в домашней или школьной библиотеке книги о животных и принести их в класс.