СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2. Календарные мифы.

Категория: Литература
Тема: МИФЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок по учебнику Т.Ф. Курдюмовой 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Календарные мифы.»

МИФЫ

Урок 2. Мифы и мифология

Цели: познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»; показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира; дать представление об активном шшянии мифов на культуру человечества; дать представление

0 календарных мифах.

Оборудование: сборники мифов; книги: «Мифологический словарь» (М.: Просвещение, 1993); Зурабова К.А., Сухачевский И. В. «Мифы и предания» (М.: Терра, 1993); иллюстрации к мифам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

  1. Проверка знания учащимися определений основных
    тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров.

  2. Беседа по вопросам и заданиям 1—4 (с. 7).

II. Понятие о мифе и мифологии

1. Слово учителя.

Слово «миф» — греческое по происхождению. Mythos«слово», «предание», «сказание».

Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в ко­торых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир — явления природы, животных, предметы — свойствами, кото­рыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир.

Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Совокупность мифов называется мифологией. Так же име­нуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же, как и своя история, есть у любого народа - это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Сушествуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы.

Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Как от них уберечься? Кто нам может помочь?

Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит на нас слепящее солнце — то ласковое, согревающее, то обжигающее. Небо, как человек, может улыбаться или хмуриться, а иногда и гневаться — тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью — звезды складываются воображением человека в созвездия — картины, напоминающие земную жизнь. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа, только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

2. Беседа и комментарии учителя.

  • Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, современных людей? (Ответы.)

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

  • Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются?
    (Ответы.)

Сказка, как и миф, — произведение устного народного твор­чества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы соз­давались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с установкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фантастическую, выдуманную реальность.

Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, Что чаще всего мы не замечаем, что поль­зуемся этими образами. Например, имена римских богов носят планеты Солнечной системы: Марс, Меркурий, Юпитер, Венера,

Сатурн, а греческих богов — Уран и Плутон. Имя древнейшей богини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В названиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь — скрываются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.

III. Понятие о календарных мифах

  1. Слово учителя.

Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о творении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называемые календарные мифы.

По названию понятно, что эти мифы связаны с календарем, т. е. с периодическими изменениями в природе.

  1. Обсуждение вопроса и комментарии учителя.

  • Как вы думаете, какие периодические, повторяющиеся изменения природы наблюдал древний человек и наблюдаем мы с вами? С какими явлениями связываются эти изменения?

Человек наблюдал и наблюдает смену дня и ночи, сезонов (времен года), связанную с движением Солнца. Можно наблюдать и такие редкие явления природы, как затмения Солнца и затмения Луны. Конечно, для древнего человека затмения не предвещали ничего хорошего, их связывали с приближающимися несчастьями, а то и с концом света.

3. Чтение статьи учебника «Календарные мифы» (с. 11—12).

Домашнее задание

  1. Прочитать статьи учебника «Мифы народов мира», «Кален­дарные мифы», «Масленица» (с. 10—13).

  2. Ответить на вопросы и выполнить задания 1, 2 (с. 13).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!