МИФЫ
Урок 2. Мифы и мифология
Цели: познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»; показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира; дать представление об активном шшянии мифов на культуру человечества; дать представление
0 календарных мифах.
Оборудование: сборники мифов; книги: «Мифологический словарь» (М.: Просвещение, 1993); Зурабова К.А., Сухачевский И. В. «Мифы и предания» (М.: Терра, 1993); иллюстрации к мифам.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Проверка знания учащимися определений основных
тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров.
Беседа по вопросам и заданиям 1—4 (с. 7).
II. Понятие о мифе и мифологии
1. Слово учителя.
Слово «миф» — греческое по происхождению. Mythos— «слово», «предание», «сказание».
Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир — явления природы, животных, предметы — свойствами, которыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.
Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир.
Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.
Совокупность мифов называется мифологией. Так же именуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же, как и своя история, есть у любого народа - это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Сушествуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы.
Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Как от них уберечься? Кто нам может помочь?
Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит на нас слепящее солнце — то ласковое, согревающее, то обжигающее. Небо, как человек, может улыбаться или хмуриться, а иногда и гневаться — тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью — звезды складываются воображением человека в созвездия — картины, напоминающие земную жизнь. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа, только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?
Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.
2. Беседа и комментарии учителя.
Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, современных людей? (Ответы.)
Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.
Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются?
(Ответы.)
Сказка, как и миф, — произведение устного народного творчества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с установкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фантастическую, выдуманную реальность.
Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, Что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят планеты Солнечной системы: Марс, Меркурий, Юпитер, Венера,
Сатурн, а греческих богов — Уран и Плутон. Имя древнейшей богини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В названиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь — скрываются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.
III. Понятие о календарных мифах
Слово учителя.
Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о творении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называемые календарные мифы.
По названию понятно, что эти мифы связаны с календарем, т. е. с периодическими изменениями в природе.
Обсуждение вопроса и комментарии учителя.
Как вы думаете, какие периодические, повторяющиеся изменения природы наблюдал древний человек и наблюдаем мы с вами? С какими явлениями связываются эти изменения?
Человек наблюдал и наблюдает смену дня и ночи, сезонов (времен года), связанную с движением Солнца. Можно наблюдать и такие редкие явления природы, как затмения Солнца и затмения Луны. Конечно, для древнего человека затмения не предвещали ничего хорошего, их связывали с приближающимися несчастьями, а то и с концом света.
3. Чтение статьи учебника «Календарные мифы» (с. 11—12).
Домашнее задание
Прочитать статьи учебника «Мифы народов мира», «Календарные мифы», «Масленица» (с. 10—13).
Ответить на вопросы и выполнить задания 1, 2 (с. 13).