Урок 20
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса», для развития умений выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, для развития навыков чтения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и т. п.;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги; коммуникативные – описывают героев сказки: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, пересказывать эпизоды сказки, выразительно читать песенку Лисы; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения; инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
На доске цветные карточки. Хорошо читающие дети или учитель читают тексты.
− Послушайте (прочитайте) текст, определите жанр произведения.
Раз, два – упала гора;
Три, четыре – прицепили;
Пять, шесть – бьют шерсть;
Семь, восемь – сено косим;
Девять, десять – зерно взвесить.
(Cчиталка.)
Собака на кухне пироги печет.
Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
Вымела избушку, положила половичок:
– Ляг, половичок, под порог на бочок!
(Прибаутка.)
Солнышко, покажись! Красное, снарядись!
Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!
(Закличка.)
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.
(Колыбельная.)
Еле-еле ель Егор
Затащил к себе во двор.
(Скороговорка.)
Всех на свете обшивает, а сама не надевает.
(Загадка.)
Терпенье и труд все перетрут. (Пословица.)
− Что объединяет все эти произведения? (Это малые жанры фольклора.)
− Мы начали наш урок произведениями малых жанров фольклора. предположите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Для этого рассмотрите выставку рисунков.
На доске рисунки, изображающие героев русских народных сказок, иллюстрации из книг.
− Вас ждет встреча со сказкой. Узнайте, кто герои произведения, отдав загадки и ребус.
• Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух.)
• Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса.)
Ребус. КТО
1 3 2 (Кот.)
II. Работа по теме урока.
1. Слушание сказки «Кот, петух и лиса». Беседа.
− Кто главные герои произведения? (Кот, Петух, Лиса.) Прочитайте, как в этой народной сказке называют этих животных: Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Лисафья.
− Кого в этой сказке величают по имени-отчеству? Почему? (Кота, потому что он ответственный, серьёзный, смелый.) Почему лисицу зовут Лисафья? (Она хитрая, плутоватая, обманщица.) Кто в этой сказке оказался обманутым Лисой? Какая часть его имени говорит о том, что его можно обмануть? Какой петух? (Молодой, доверчивый, наивный, неосмотрительный.)
2. Словарная работа.
− Объясните значение трудных слов, которые встретились в сказке.
Стеречь дом – охранять.
Дремучие боры – очень тёмные, густые леса.
Бросился в погоню – очень быстро побежал, старался догнать.
Настиг – догнал.
Наказывал – дал поручение, сделал наставление.
Отбил петуха – забрал, вырвал из лап.
Житье-бытье – жизнь, быт.
Хоромы – богатый деревянный дом.
Диковинка – необычная, любопытная вещь.
Гусли – старинный струнный музыкальный инструмент.
Гусляр – народный певец, играющий на гуслях.
Коробок – плетёная корзина, которую носят за спиной.
3. Моделирование обложки.
− Что вы слушали? Покажите на модели. (Дети самостоятельно рисуют круг – «заместитель» жанра сказки.) Докажите, перечислив признаки сказки.
− Подумайте, о ком эта сказка. Покажите это на модели обложки. (Дети самостоятельно закрашивают круг коричневым цветом.) Покажите свои работы. Почему вы выбрали коричневый цвет? (Это произведение о животных, значит, тема обозначается коричневым цветом.) Как вы думаете, кто написал эту сказку? (Это народная сказка, поэтому мы не можем указать фамилию автора.) Какой заголовок у этой сказки? Покажите на модели заголовок и «напечатайте» слова. Назовите заголовок сказки. («Кот, петух и лиса».) Назовите сказку − произведение, с которым работаем. (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Пантомима «Кто это?».
Дети изображают походку лисы, кота, петуха.
4. Повторное слушание сказки.
– Почему Петушок оказался в лапах Лисы? Что помогло Лисе заманить Петушка? Что она обещала каждый раз Петушку?
5. Работа по учебнику в тетради.
− Прочитайте песенку Лисы.
Работа с иллюстрациями в учебнике. Инсценирование отрывков.
− Рассмотрите первую иллюстрацию. Кого видите? Разыграйте сценку «Лиса и Петух». Какие слова говорит Лисица? Петух? Кто хочет «сыграть» эту встречу? (Учитель обращает внимание детей на то, что задача «артистов» – не только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.)
− Рассмотрите вторую иллюстрацию. Какие слова кричал Петушок, призывая Кота?
Выполнение заданий в тетради.
− Прочитайте еще раз конец сказки, подберите к нему пословицу. Объясните свой выбор.
• Ленивцу всегда праздник.
• Друзья познаются в беде.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Другу в беде помогай, из беды выручай.
III. Итог урока.
− С каким произведением вы познакомились? Кто из героев вам понравился? Почему? Чему научила вас сказка?
Игра «Четвёртый лишний»:
• кот, медведь, лиса, петух;
• охранять, стеречь, петь, беречь;
• Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Михайло Иванович, Лисафья;
• избушка, многоэтажка, дом, хоромы.
Для самостоятельной работы: найти книги со сказками о лисе и петухе; выполнить задания в тетради (по выбору).