СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 20. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса», для развития умений выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, для развития навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 20. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА».»

Урок 20
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса», для развития умений выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, для развития навыков чтения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и т. п.;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги; коммуникативные – описывают героев сказки: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, пересказывать эпизоды сказки, выразительно читать песенку Лисы; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения; инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

На доске цветные карточки. Хорошо читающие дети или учитель читают тексты.

− Послушайте (прочитайте) текст, определите жанр произведения.

Раз, два – упала гора;

Три, четыре – прицепили;

Пять, шесть – бьют шерсть;

Семь, восемь – сено косим;

Девять, десять – зерно взвесить.

(Cчиталка.)

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

– Ляг, половичок, под порог на бочок!

(Прибаутка.)

Солнышко, покажись! Красное, снарядись!

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!

(Закличка.)

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Сашу не буди.

(Колыбельная.)

Еле-еле ель Егор

Затащил к себе во двор.

(Скороговорка.)

Всех на свете обшивает, а сама не надевает.

(Загадка.)

Терпенье и труд все перетрут. (Пословица.)

− Что объединяет все эти произведения? (Это малые жанры фольклора.)

− Мы начали наш урок произведениями малых жанров фольклора. предположите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Для этого рассмотрите выставку рисунков.

На доске рисунки, изображающие героев русских народных сказок, иллюстрации из книг.

− Вас ждет встреча со сказкой. Узнайте, кто герои произведения, отдав загадки и ребус.

• Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух.)

• Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса.)

Ребус. КТО

1 3 2 (Кот.)

II. Работа по теме урока.

1. Слушание сказки «Кот, петух и лиса». Беседа.

− Кто главные герои произведения? (Кот, Петух, Лиса.) Прочитайте, как в этой народной сказке называют этих животных: Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Лисафья.

− Кого в этой сказке величают по имени-отчеству? Почему? (Кота, потому что он ответственный, серьёзный, смелый.) Почему лисицу зовут Лисафья? (Она хитрая, плутоватая, обманщица.) Кто в этой сказке оказался обманутым Лисой? Какая часть его имени говорит о том, что его можно обмануть? Какой петух? (Молодой, доверчивый, наивный, неосмотрительный.)

2. Словарная работа.

− Объясните значение трудных слов, которые встретились в сказке.

Стеречь дом – охранять.

Дремучие боры – очень тёмные, густые леса.

Бросился в погоню – очень быстро побежал, старался догнать.

Настиг – догнал.

Наказывал – дал поручение, сделал наставление.

Отбил петуха – забрал, вырвал из лап.

Житье-бытье – жизнь, быт.

Хоромы – богатый деревянный дом.

Диковинка – необычная, любопытная вещь.

Гусли – старинный струнный музыкальный инструмент.

Гусляр – народный певец, играющий на гуслях.

Коробок – плетёная корзина, которую носят за спиной.

3. Моделирование обложки.

− Что вы слушали? Покажите на модели. (Дети самостоятельно рисуют круг – «заместитель» жанра сказки.) Докажите, перечислив признаки сказки.

− Подумайте, о ком эта сказка. Покажите это на модели обложки. (Дети самостоятельно закрашивают круг коричневым цветом.) Покажите свои работы. Почему вы выбрали коричневый цвет? (Это произведение о животных, значит, тема обозначается коричневым цветом.) Как вы думаете, кто написал эту сказку? (Это народная сказка, поэтому мы не можем указать фамилию автора.) Какой заголовок у этой сказки? Покажите на модели заголовок и «напечатайте» слова. Назовите заголовок сказки. («Кот, петух и лиса».) Назовите сказку − произведение, с которым работаем. (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Пантомима «Кто это?».

Дети изображают походку лисы, кота, петуха.

4. Повторное слушание сказки.

– Почему Петушок оказался в лапах Лисы? Что помогло Лисе заманить Петушка? Что она обещала каждый раз Петушку?

5. Работа по учебнику в тетради.

− Прочитайте песенку Лисы.

Работа с иллюстрациями в учебнике. Инсценирование отрывков.

− Рассмотрите первую иллюстрацию. Кого видите? Разыграйте сценку «Лиса и Петух». Какие слова говорит Лисица? Петух? Кто хочет «сыграть» эту встречу? (Учитель обращает внимание детей на то, что задача «артистов» – не только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.)

− Рассмотрите вторую иллюстрацию. Какие слова кричал Петушок, призывая Кота?

Выполнение заданий в тетради.

− Прочитайте еще раз конец сказки, подберите к нему пословицу. Объясните свой выбор.

• Ленивцу всегда праздник.

Друзья познаются в беде.

• Труд человека кормит, а лень портит.

Другу в беде помогай, из беды выручай.

III. Итог урока.

− С каким произведением вы познакомились? Кто из героев вам понравился? Почему? Чему научила вас сказка?

Игра «Четвёртый лишний»:

• кот, медведь, лиса, петух;

• охранять, стеречь, петь, беречь;

• Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Михайло Иванович, Лисафья;

• избушка, многоэтажка, дом, хоромы.

Для самостоятельной работы: найти книги со сказками о лисе и петухе; выполнить задания в тетради (по выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!