Урок 25. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Урок развития речи.
Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Поэма М. Ю. Лермонтова „Мцыри“ в оценке русской критики» и сопоставление позиций критиков. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
Содержание урока
I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов
Чтение статьи учебника «Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” в оценке русской критики» (Приложение 1) и сопоставление позиций критиков.
Образец заполнения цитатной таблицы:
Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” в оценке русской критики (сопоставление позиций критиков) |
ФИО критика | Сущность оценки в критике |
В. Г. Белинский | Эмоциональная оценка поэмы: «Вся природа сама несла и подавала» поэту материалы, «когда писал он эту поэму…». «Какое разнообразие картин, образов и чувств!» «Картины природы обличают кисть великого мастера…» |
Д. Е. Максимов | Рациональная оценка содержания и формы поэмы: «Воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы» доведены в поэме «до остроты», «до… могучего напряжения». Мцыри — «естественный человек» и «мятежный герой», стремящийся из плена монастыря на родину… «Стиховые формы “Мцыри” оказались влиятельными» |
В. И. Коровин | Логически аргументированная оценка образа Мцыри: «Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри». «Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира». «Мцыри поставлен в один ряд с природой» |
Ответы на вопросы 4—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Заполнение цитатной таблицы примерами может быть завершено дома.
II. Составление плана ответа на проблемный вопрос с использованием материалов предыдущих уроков:
1. Какова роль эпизода «Бой с барсом» («Встреча с грузинкой» и др.) в поэме «Мцыри»? (См. план анализа эпизода в уроке 12)
2. Какие черты романтических героев присущи Мцыри? (См. план анализа образа Мцыри как романтического героя в уроке 23)
3. Какова композиционная роль картин кавказской природы в поэме «Мцыри»? (См. цитаты и комментарии в уроке 24 )
4. Зачем историю Мцыри автор излагает в форме исповеди героя? (См. вопросы в уроке 24)
5. Какой смысл имеет финал поэмы «Мцыри»? (См. вопросы в уроке 23)
III. Письменный ответ на один из проблемных вопросов (работа может быть завершена дома).
Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
Домашнее задание
Завершить заполнение цитатных таблиц и письменно ответить на один из проблемных вопросов.
Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».
Индивидуальные задания.
Подготовить устный рассказ о Н. В. Гоголе и истории создания комедии «Ревизор», местах в Москве, связанных с именем Гоголя, портретах писателя и памятниках ему с использованием сведений из раздела учебника «Литературные места России», справочной литературы и ресурсов Интернета.
Групповое задание.
Подготовить чтение по ролям действия первого пьесы «Ревизор» (по группам).
Приложение 1
ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«МЦЫРИ»
В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ
В. Г. Белинский:
Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму,.. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.
Д. Е. Максимов:
Поэма «Мцыри» — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.
Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...
Мцыри не только «естественный человек», сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенный ею в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики.
...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом «двуначалии» и заключается основной принцип индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могучего духа» «его отцов» — неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности — наследства монастырского режима...
Поэма «Мцыри», в которой рассказывается об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годов. Тем не менее явленная в «Мцыри» действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и ею исчерпывается...
Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи — страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это заключение...
Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова.
Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное...
Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым...
В. И. Коровин:
Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком. Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя — он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторванностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.
Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы.
Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.
Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска.
Мцыри предлагается один путь — на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, «лермонтовский человек» еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью.
Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри».
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.