Обществознание, профильный уровень
Урок 29-30
Гл. II . Проблемы социально-политической и духовной жизни
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / Свобода в деятельности человека /
Д.З: § 12, ?? (с.147-148),
задания (с.148)
© А.И. Колмаков
- способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества;
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.
- свобода;
- свобода выбора;
- необходимость;
- ответственность;
- свободное общество;
- деиндивидуализация;
- предопределение
Изучение нового материала
Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
- «Буриданов осёл».
- Свобода как осознанная необходимость.
- Свобода и ответственность.
- Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах.
- Что такое свободное общество.
Вспомните . Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества ?
СВОБОДА
Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков
Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории
Для человека
родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим
Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания
- ( лат. Asinus Buridani inter duo prata — буриданов осёл между двух лужаек) — философский парадокс , названный по имени Жана Буридана, несмотря на то, что был известен ещё из трудов Аристотеля, где был поставлен вопрос: как осёл, которому предоставлены два одинаково соблазнительных угощения, может всё-таки рационально сделать выбор?
- Буридан нигде не упоминал данной проблемы, но затрагивал подобную тему, отстаивая позицию морального детерминизм а — что человек, столкнувшись с выбором, должен выбирать в сторону большего добра. Буридан допустил, что выбор может быть замедлен оценкой результатов каждого выбора.
Позже, другие писатели утрировали эту точку зрения, приводя пример с ослом и двумя одинаково доступными и хорошими стогами сена и утверждая, что он непременно умрёт от голода, принимая решение.
В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью
Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности
Фатализм
Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека . Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
- Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований .
- Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности :
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
- Социальная ответственност ь выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
- По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Абсолютно свободным человек быть не может
В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен
Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания
Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами
Свобода человека во всех её проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях
Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)
Равные права - ст. 2, 19;
Право на жизнь и свободу - ст. 3, 20, 22;
Свобода передвижения - ст. 13, 27;
Свобода мысли, совести и религии - ст. 18, 28, 29;
Владение имуществом - ст. 17, 35
Выбор
Природная необходимость
Общественные
условия
Право, мораль, обычаи
Особенности восприятия мира
Выбор зависит от собственных побуждений?
Практические выводы
1
2
3
Проверь себя
- Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в новое и новейшее время?
- К чему может приводить неограниченная свобода?
- Как свобода трактуется в христианском вероучении?
- Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.
- В чём выражается общественная необходимость?
- Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?
- Какое общество можно считать свободным?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
1. Свобода - это:
а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;
б) ничем не стесняемый личный выбор человека;
в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.
2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой:
а) свобода есть осознанная необходимость;
б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;
в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого
члена общества ограничены.
3. Волюнтаризм представляет собой:
а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;
б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;
г) постоянное расширение свободы человека.
4. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний?
5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная речь?
6. Исключите лишнее из списка. Только человеку свойственно(ы): 1) прямохождение; 2) нравственные чувства; 3) членораздельная речь; 4) использование орудий.
7. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной мобильности.
8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям:
1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;
2) роль народных масс;
3) прогнозируемость последствий.
Темы для домашнего эссе
• Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше).
• Свобода - это право не лгать (А. Камю).
• Свобода начинается с иронии (В. Гюго).
• Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).
• Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев).
• Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн).
• Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).