СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. 13 апреля. 6 класс. История.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. 13 апреля. 6 класс. История.»

Тема урока: Гуситское движение в Чехии

Урок 3

Дата: 13 апреля

Класс: 6-А, Б, В

Задачи урока:

  • Охарактеризовать причины, ход и итоги Гуситских войн, характер и значение этого явления

  • Выяснить роль Яна Гуса в этой борьбе, а так же программы гуситов



План урока

Запишем дату и тему урока в тетрадь.

Тема урока: «Гуситское движение в Чехии»

К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром  империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

Чешское государство было образовано в  X в. В XI в. чешский князь принял титул короля. После избрания императором Священной Римской империи Карла I (чешского короля) под именем Карла IV, Чехия становится в ней сильным государством.

Карл I (1346 – 1378-годы правления) из династии Люксембургов избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV.  В своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.


Это был человек с незаурядными способностями:

  • талантливый писатель;

  • самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа);

  • основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)

  • покровитель искусства;

  • в то же время, глубоко религиозный человек.


Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи. Сюда  приглашались мастера из Франции, Италии, Германии. Чехия переживала экономический подъем. По добыче серебра она была на первом месте. В городах насчитывалось более 200 ремесел. в т.ч. производство сукна и стеклянной посуды. В Праге 2 раза  в год  устраивали большие ярмарки, на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии. Только в одной Праге проживало 40 тысяч человек. После смерти Карла 4 императором стал его сын Сигизмунд I (1410-1437).

(Запись – Карл IV (Карл I) – чешский король, император Священной Римской империи).


Задание 1. Но был ли счастлив чешский народ в своей стране? (учебник п. 1, с. 200-201). В чем причины недовольства?


Причины восстания (запись)

1)

2)

3)

В XIV  веке в Чехии назревало народное возмущение среди различных слоев общества. Поддержал и возглавил движение чехов за свои права профессор Пражского университета — Ян Гус. (запись – Ян Гус – профессор Пражского университета, выступал за переустройство церкви). В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи Яна Гуса. Давайте посмотрим, о чем же он говорил (работа с раздаточным материалом).



Задание 2.

- К чему же призывал Ян Гус? (учебник п.2 стр. 201, выписать к чему призывал Гус)

О



формление



Он призывал (запись): …

 Могло ли это понравиться Папе Римскому и католическим священникам? Конечно же нет. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда 6 июля 1415 года он был казнен.

Народ был возмущен решением церкви. Крестьяне шли в горы и слушали там речи сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами (запись – Гуситы – последователи Яна Гуса).

1419-1434 гг. – гуситские войны в Чехии (запись)

Гуситы делились на «умеренных» и «таборитов».

Задание 3. Найти цели и составы участников и записать в виде таблицы (пункт 3, стр. 203).



Чертим в тетради таблицу

Гуситы

«умеренные»

«табориты»

Состав участников:

Состав участников:


Реформы церкви:

Реформы церкви:





Можно ли гуситов считать иноверцами? Да. Следовательно, против них тоже организовывали Крестовые походы. Крестовые походы - это организованные походы католической церковью против иноверцев. Состояли из немецких феодалов, рыцарей из европейских стран.

В 1420 г. в Чехию вторглось 100-тыс. войско. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Битва на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще 4 похода, которые закончились также бесславно.


- Главным организатором и руководителем войска таборитов был Ян Жижка (запись). 


В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. Глазами Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск

Чехия устала от многолетних войн, первыми сдались умеренные. Папа Римский признал многие церковные порядки и умеренные перешли на его сторону. Т.о., они начали борьбу с таборитами. Бывшие единомышленники стали врагами. 1434 г. – битва у г. Липаны, к востоку от Праги – умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их (запись в годы гуситских войн второй даты).

Задание 4. Итак, гуситское движение завершилось. Чего же добились гуситы, каковы итоги 15-летней войны? (пункт 7, стр. 207).


Значение гуситских войн (запись)

1.

2.

3.

Домашнее задание.

1.Просмотерть видео урок, перейдя по данной ссылке https://videouroki.net/video/28-gusitskoie-dvizhieniie-v-chiekhii.html

2.Запомнить даты, термины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!