Организационный момент. | Приветствие учащихся. Мотивация на успех. Чтение притчи «Важное различие» Зашел чужестранец в дом, где любопытство и любознательность жили, и с удивлением спросил у соседей: - Как же вы их различаете? - А это ты сейчас сам поймешь! – ответили ему те. И точно. Первым подбежало к гостю любопытство. И ну трещать: - А что? А как? А почему? Зачем к нам пришел и надолго ль? А любознательность подошла и принялась деловито уточнять: из какой страны чужеземец, каков язык у его народа, каковы порядки-законы, какие овощи-фрукты они выращивают, и много еще чего полезного. Посмотрел на них чужестранец и сказал: - Вот это – любопытство. А это – любознательность. - Точно! – подтвердили соседи. – Мы тоже их по вопросам различаем. И ни разу еще не ошиблись! - Желаю вам на уроке проявить свою любознательность! | Объясняют смысл притчи. |
Операционно-деятельный этап | Стадия вызова. Приём «Кластер» Распределите части речи по категориям: глагол, имя числительное, деепричастие, предлог, имя прилагательное, причастие, союз, наречие, имя существительное, междометие, наречие, местоимение. Какую классификацию вы предложите? Что из этого списка не является частями речи? Какими общими признаками обладают части речи одной категории. «Найди лишнее слово» На доске у вас записаны слова, найдите лишние из групп слов по каким – либо признакам. 1. Красный, синий, зелёный, жёлтый, синеть 2. чтение, книга, обучение, учение, обучаемый 3 стоять, сидеть, видеть, слышать, читая - А почему вы так думаете? Аргументируйте свой ответ. Сегодня на уроке мы начинаем повторять морфологию. Тема нашего урока «Самостоятельные части речи и их правописание». Более подробно мы остановимся сегодня на повторении глагола и глагольных форм. На парте у каждого лежит лист оценивания. В конце урока жду ваших объективных оценок. Приём «Корзина идей, понятий, имён» - Что вы знаете о глаголе? Подумайте над этим вопросом самостоятельно. - Теперь обменяйтесь мнениями в группе. Что общего и в чём разошлись ваши мнения? | Составляют кластер «Части речи», вспоминают отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Определяют лишние слова, аргументируют свою точку зрения. Записывают тему урока. Знакомятся с листом оценивания, выставляют оценки за первые виды работ. Складывают в «корзину» свои знания о глаголе, на основе мнений составляют развернутый ответ о глаголе и его формах. Оценивают свой ответ. |
| Стадия осмысление. Орфографический практикум. Стратегия «Зигзаг» Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы. В прошедш...м времени, о важнейш...м условии,в последн...м абзаце, о редчайш...м случае, о добрейш...м человеке, об интереснейш...й истории, в осенн.ю ночь, свеж...й рыбой, трескуч...м морозом, с колюч...м ежом. Карточка 2. Распределите слова с Н и НН по вышеописанным группам. -Н | -НН | Суффиксы -ИН, -АН, -ЯН. Искл. Оловянный, деревянный, стеклянный | Суффиксы ЕНН, -ОНН Искл. Ветреный. | Слова без суффиксов. Багряный, пьяный, свиной, румяный, зеленый, синий, юный и т.д. | Основа на Н + суффикс Н Длинный, старинный, каменный. | В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов. Варить - вареный, ранить - раненый. | В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида с приставками или зависимыми словами. Сварить — сваренный, изранить — израненный. | Серебря... ый, соловьи... ый, глиня...ый, ржа... ой, закопче...ый, отравле...ый, змеи...ый, вымоче...ый, ране...в бою, зеле...ые, овиацио...ый, подсоле...ый, лома...ая, обветре...ое, несоле...ый, слома...ый, оловя...ый, мужестве...ый Карточка 3. Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы. Он дыш....т, стел...шь скатерть, бре...т бороду, навева...т грусть, кот мурлыч...т, ре...т буревестник, не надыш...шься, дождь вымоч...т, отреж...шь ножом, кле...т конверты, бор...тся с несправедливостью, терп...шь неудачу, плач...шь от счастья, малыш хохоч...т, се...т пшеницу. Карточка 4. Вставь нужную букву в причастие перед суффиксом —НН-. Подстрел...нная утка. Обстрел...нная колонна. Завеш...нное шторами окно. Взвеш...нные товары. Смеш...нные товары. Выкач...нная из подвала бочка. Выкач...нный воздух. Навеш...нные замки на дверях. Обвеш... нные плющом скалы. Практикум по культуре речи. Задание: исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных форм (устно). 1.Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 2. А у меня всё давно уже убрато! 3. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 4. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 5. На столе стоял букет цветущихся астр. 6. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 7. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 8. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 9. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 10. В поход мы взяли только небьющую посуду. Практикум по пунктуации. Работа по учебнику (упр.44 стр.28) Задание: спишите, раскрывая скобки и образуя от глаголов деепричастия. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку при деепричастиях. | Стратегия «Зигзаг» Выполняют карточку индивидуально. Проверка упражнения в группах сменного состава. Презентация выполненного задания в «домашней» группе. Взаимооценивание. Проставляют оценки в лист оценивания. Исправляют ошибки. Проверка по принципу «Карусели». Оценивают свою работу. В группе выделяются две пары: 1 пара – выполняет с 1 по 5 предложения 2 пара – выполняет с 6 по 11 предложения. Проверка по эталону. Выставление оценок в оценочный лист. |