СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ. ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применению правила постановки знаков препинания в конце предложения; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ. ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.»

Урок 3
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ.
ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применению правила постановки знаков препинания в конце предложения; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся безошибочно списывать текст, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; уяснение интонационных особенностей восклицательных предложений; понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений; логические – осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Г. Остер

− Это «вредный совет» от Г. Остера. Можно ли им воспользоваться? Почему? (Ответы учащихся.)

− Вы правильно догадались, что стихи написаны в шутливой форме и следовать им нельзя.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной цели и задачи.

Речевое общение (упражнение 1 в учебнике).

− Прочитайте стихотворение В. Орлова «Добрый день». Почему у мальчика изменилось настроение? (Он встретил волшебника.) Кто догадался, какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что такое вежливость, доброта, ответить на вопросы: «Как и с кем нужно здороваться?», «Какие слова надо произносить при встрече?».)

III. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

− В народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Попробуйте объяснить её смысл.

Речевое общение (упражнение 2).

− Прочитайте стихотворение О. Дриза «Добрые слова». Какие слова автор называет добрыми?

− Добрые слова ещё называют «волшебными». Как вы думаете почему? Какие ещё добрые слова вам известны? Что они означают?

− Много тёплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, развеселить, вселить уверенность, согреть душу, рассеять плохое настроение. Но только ли добрые слова нужны людям? (Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Как путь бы ни был долог,

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

Ю. Энтин

Словарно-орфографическая работа.

Куда бежит – сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнётся у порога. Что это? (Дорога.)

− Прочитайте орфографически правильно это слово. Это слово словарное, его написание надо запомнить.

Исторически слово «дорога» оказывается родственным словам «деревня», «дерево». Вам интересно почему? Где найти объяснение?

− Объясните пословицу «Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит» (К.).

− Какие значения есть у слова «дорога»?

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету,
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
– До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова «дорога».

В. Остен


Речевое общение (упражнение 3) (К.).

− Прочитайте слова приветствия. Когда и с кем можно так здороваться? Какие слова лучше не употреблять совсем? (Дети должны первыми здороваться со взрослыми. В школе надо здороваться со всеми взрослыми. Невежливо приветствовать издалека. Надо подойти поближе и поздороваться.)

− Какие знаки препинания стоят в конце слов приветствия? Как вы думаете почему? Прочитайте сведения о языке – «Обрати внимание».

– Что такое интонация?

Рубрика «Хочу все знать» (П.).

Работу голоса, его усиление, повышение и понижение ученые назвали научным словом «интонация».

Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец − с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена. В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чём-то и что-то сообщаем, спрашиваем.

– Как надо произносить предложение, если в конце его стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.

– Продолжаем выяснять, как устроен наш язык (упражнение 4). Какими словами приветствия можно обратиться к взрослому? Запишите.

– Определите, о каком знаке препинания эта загадка.

Ребята! В предложениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.

(Восклицательный знак.)

А. Тетивкин

− Почему вы поставили восклицательный знак в конце слов приветствия?

– Прочитайте пословицу в упражнении 5. Как вы понимаете её смысл? Запишите.

Физкультминутка (Л.)

2. Работа в тетради «Русский язык».

В красном переплёте – самая красивая.

В синем переплёте – самая весёлая.

Книжка в жёлтом переплёте – самая забавная,

А совсем без переплёта – самая любимая.

Мне читать её охота, хоть она без переплёта.

Р. Сеф

– Расскажите о своих любимых книгах, назовите автора (К.).

КНИЖКА ПРО КНИЖКИ

У Скворцова Гришки
Жили-были книжки −
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты − как мочала,
На листах − каракули.
Книжки горько плакали.

С. Маршак

− Книги, а точнее литературные герои, помогут нам сегодня на уроке.

Чистописание (Р.).

Пальчиковая гимнастика

Упражнение в парах (Р. + К.).

Мы сплели большие пальцы,

А теперь начнем тянуть,

Чтоб победы нам добиться,

Надо сделать что-нибудь.

Указательные пальцы

Мы сплетём сейчас ловчей.

Будем мы соревноваться

И узнаем, кто сильней.

Пальцы средние сплетём

И к себе тянуть начнём.

Каждый хочет сильным быть,

Чтобы честно победить.

Безымянные борцы –

Настоящие бойцы!

Нам теперь решить придётся:

Лучше может кто бороться?

Наши пальчики сцепились,

И в борьбу они вступили –

Как хотят мизинцы тоже

На братишек быть похожи!

Учащиеся сгибают поочерёдно пальцы правой руки и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки.

Упражнение 1 «Дорисуй», с. 8.

− Кто-кто в книжке живёт? Отгадай загадки:

Она и красива, она и мила,

А имя ей дали от слова «зола». (Золушка.)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота. (Айболит.)

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

(Буратино.)

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье. (Карлсон.)

Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 8.

− Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного − здоровья. Они говорят: «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».

– Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме – знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)

Слайд «Опорная таблица» (П.).

Предложения

сообщение

вопрос

просьба, приказ,
восклицание

Ты съел пирог.

Ты съел пирог?

Ты съел пирог!

(спокойно, утвердительно)

(удивление)

(бодро, торжественно,
восторженно)


− Прочитайте задания, которые предстоит выполнить. Какие знания и умения вам понадобятся? (Р.)

Просмотр фрагмента из м/ф «Золушка».

− Какую работу выполняла Золушка?

− Прочитайте задание, которое Золушка приготовила для вас.

Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 9).

− Какое слово вы выбрали? (Привет.)

− Почему не подходят другие слова?

− Скажите все вместе: «Привет!».

Просмотр фрагмента из м/ф «Малыш и Карлсон».

− Кому можно говорить «привет»?

− Как Карлсон разговаривал с Малышом? А как с домоправительницей?

− Рассмотрите рисунки на с. 9. Попробуйте их озвучить. Как бы вы поздоровались?

− Прочитайте задание Карлсона. Выполните самостоятельно.

Самостоятельная работа (упражнение 4).

− Какие приветствия вы вписали?

Просмотр фрагмента из м/ф «Доктор Айболит».

− Каким животным помог Айболит? А вы помогите сороке и волку.

Работа в парах (упражнение 5, с. 10) (К.).

− Поставьте знаки препинания в конце предложений и подготовьте выразительное чтение по ролям. Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.)

– А как в устной речи? (С помощью интонации.)

− Какая бывает интонация?

Выразительное чтение (К.).

Просмотр фрагмента из м/ф «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

− Какое предложение диктовала Мальвина? Смог ли Буратино его написать? Почему?

− Прочитайте предложения, которые вы должны написать. Что нужно вспомнить, чтобы выполнить задание правильно? Расскажите порядок действий при списывании.

− Какие знаки препинания стоят в конце списанных предложений? Как их надо читать?

Я маковой крупинкой упала на тропинку,

Остановила вас – закончила рассказ.

(Точка.)

IV. Итог урока.

– Герои сказок остались довольны вашей работой. Разные книги в библиотеке живут: короткие и длинные, новые, старинные и даже иностранные; серьёзные, учебные, весёлые, волшебные; про море и про лес, с картинками и без.





7