Урок 3
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ.
ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применению правила постановки знаков препинания в конце предложения; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся безошибочно списывать текст, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; уяснение интонационных особенностей восклицательных предложений; понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений; логические – осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Г. Остер
− Это «вредный совет» от Г. Остера. Можно ли им воспользоваться? Почему? (Ответы учащихся.)
− Вы правильно догадались, что стихи написаны в шутливой форме и следовать им нельзя.
II. Сообщение темы урока, постановка учебной цели и задачи.
Речевое общение (упражнение 1 в учебнике).
− Прочитайте стихотворение В. Орлова «Добрый день». Почему у мальчика изменилось настроение? (Он встретил волшебника.) Кто догадался, какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что такое вежливость, доброта, ответить на вопросы: «Как и с кем нужно здороваться?», «Какие слова надо произносить при встрече?».)
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
− В народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Попробуйте объяснить её смысл.
Речевое общение (упражнение 2).
− Прочитайте стихотворение О. Дриза «Добрые слова». Какие слова автор называет добрыми?
− Добрые слова ещё называют «волшебными». Как вы думаете почему? Какие ещё добрые слова вам известны? Что они означают?
− Много тёплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, развеселить, вселить уверенность, согреть душу, рассеять плохое настроение. Но только ли добрые слова нужны людям? (Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Как путь бы ни был долог,
Иди, мой друг, всегда
Дорогою добра.
Ю. Энтин
Словарно-орфографическая работа.
Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога. Что это? (Дорога.)
− Прочитайте орфографически правильно это слово. Это слово словарное, его написание надо запомнить.
Исторически слово «дорога» оказывается родственным словам «деревня», «дерево». Вам интересно почему? Где найти объяснение?
− Объясните пословицу «Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит» (К.).
− Какие значения есть у слова «дорога»?
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету,
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
– До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова «дорога».
В. Остен
Речевое общение (упражнение 3) (К.).
− Прочитайте слова приветствия. Когда и с кем можно так здороваться? Какие слова лучше не употреблять совсем? (Дети должны первыми здороваться со взрослыми. В школе надо здороваться со всеми взрослыми. Невежливо приветствовать издалека. Надо подойти поближе и поздороваться.)
− Какие знаки препинания стоят в конце слов приветствия? Как вы думаете почему? Прочитайте сведения о языке – «Обрати внимание».
– Что такое интонация?
♦ Рубрика «Хочу все знать» (П.).
Работу голоса, его усиление, повышение и понижение ученые назвали научным словом «интонация».
Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец − с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена. В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чём-то и что-то сообщаем, спрашиваем.
– Как надо произносить предложение, если в конце его стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.
– Продолжаем выяснять, как устроен наш язык (упражнение 4). Какими словами приветствия можно обратиться к взрослому? Запишите.
– Определите, о каком знаке препинания эта загадка.
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
(Восклицательный знак.)
А. Тетивкин
− Почему вы поставили восклицательный знак в конце слов приветствия?
– Прочитайте пословицу в упражнении 5. Как вы понимаете её смысл? Запишите.
Физкультминутка (Л.)
2. Работа в тетради «Русский язык».
В красном переплёте – самая красивая.
В синем переплёте – самая весёлая.
Книжка в жёлтом переплёте – самая забавная,
А совсем без переплёта – самая любимая.
Мне читать её охота, хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах, назовите автора (К.).
КНИЖКА ПРО КНИЖКИ
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки −
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты − как мочала,
На листах − каракули.
Книжки горько плакали.
С. Маршак
− Книги, а точнее литературные герои, помогут нам сегодня на уроке.
Чистописание (Р.).
Пальчиковая гимнастика
Упражнение в парах (Р. + К.).
Мы сплели большие пальцы,
А теперь начнем тянуть,
Чтоб победы нам добиться,
Надо сделать что-нибудь.
Указательные пальцы
Мы сплетём сейчас ловчей.
Будем мы соревноваться
И узнаем, кто сильней.
Пальцы средние сплетём
И к себе тянуть начнём.
Каждый хочет сильным быть,
Чтобы честно победить.
Безымянные борцы –
Настоящие бойцы!
Нам теперь решить придётся:
Лучше может кто бороться?
Наши пальчики сцепились,
И в борьбу они вступили –
Как хотят мизинцы тоже
На братишек быть похожи!
Учащиеся сгибают поочерёдно пальцы правой руки и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки.
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 8.
− Кто-кто в книжке живёт? Отгадай загадки:
Она и красива, она и мила,
А имя ей дали от слова «зола». (Золушка.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(Буратино.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье. (Карлсон.)
Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 8.
− Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного − здоровья. Они говорят: «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».
– Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме – знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)
Слайд «Опорная таблица» (П.). Предложения  |
сообщение | вопрос | просьба, приказ, восклицание |
 |  |  |
Ты съел пирог. | Ты съел пирог? | Ты съел пирог! |
(спокойно, утвердительно) | (удивление) | (бодро, торжественно, восторженно) |
− Прочитайте задания, которые предстоит выполнить. Какие знания и умения вам понадобятся? (Р.)
Просмотр фрагмента из м/ф «Золушка».
− Какую работу выполняла Золушка?
− Прочитайте задание, которое Золушка приготовила для вас.
Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 9).
− Какое слово вы выбрали? (Привет.)
− Почему не подходят другие слова?
− Скажите все вместе: «Привет!».
Просмотр фрагмента из м/ф «Малыш и Карлсон».
− Кому можно говорить «привет»?
− Как Карлсон разговаривал с Малышом? А как с домоправительницей?
− Рассмотрите рисунки на с. 9. Попробуйте их озвучить. Как бы вы поздоровались?
− Прочитайте задание Карлсона. Выполните самостоятельно.
Самостоятельная работа (упражнение 4).
− Какие приветствия вы вписали?
Просмотр фрагмента из м/ф «Доктор Айболит».
− Каким животным помог Айболит? А вы помогите сороке и волку.
Работа в парах (упражнение 5, с. 10) (К.).
− Поставьте знаки препинания в конце предложений и подготовьте выразительное чтение по ролям. Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.)
– А как в устной речи? (С помощью интонации.)
− Какая бывает интонация?
Выразительное чтение (К.).
Просмотр фрагмента из м/ф «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
− Какое предложение диктовала Мальвина? Смог ли Буратино его написать? Почему?
− Прочитайте предложения, которые вы должны написать. Что нужно вспомнить, чтобы выполнить задание правильно? Расскажите порядок действий при списывании.
− Какие знаки препинания стоят в конце списанных предложений? Как их надо читать?
Я маковой крупинкой упала на тропинку,
Остановила вас – закончила рассказ.
(Точка.)
IV. Итог урока.
– Герои сказок остались довольны вашей работой. Разные книги в библиотеке живут: короткие и длинные, новые, старинные и даже иностранные; серьёзные, учебные, весёлые, волшебные; про море и про лес, с картинками и без.
7