СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 30. Механизм вдоха и выдоха

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о легочном и тканевом дыхании, влияние на организм человека атмосферных загрязнений.

Просмотр содержимого документа
«Урок 30. Механизм вдоха и выдоха»

Тема: Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды


Цель: продолжить формирование знаний о легочном и тканевом дыхании, роли гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.); разъ­яснить вред курения, значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца, в том числе туберкулеза и рака легких; выявить источники загрязнения атмосферного воздуха; указать методы определения его запыленности; дать представление о воздушной среде и ее охране.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Слайды 2-4 – Индивидуальный опрос.

Задание: По предложенной таблице расскажите о механизме внешнего дыхания, транспорте газов, внутреннем дыхании.

Этапы

Структуры, обеспечивающие дыхание

Механизм дыхания

Внешнее дыхание

альвеола

капилляр

100 мм

40 мм

47 мм

СО2

О2

40 мм

Вентиляция легких

Органы дыхания

Межреберные мышцы

Диафрагма

Чередование процессов вдоха и выдоха

Вдох: сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Выдох: расслабление межреберных мышц и диафрагмы

Газообмен в легких

Альвеолы легких

капилляры

За счет разности парциального давления – диффузия газов








Транспорт газов

Органы кровообращения

Образуется обратимое соединение HbO2 и HbCO2

75% СО2 передается кровью в виде Na2CO3 и K2CO3

Внутреннее дыхание

Тканевая жидкость

Клетка

Капилляр

СО2

О2

Газообмен в тканях

Капилляры

Клетки тела

Диффузия газов за счет разницы давлений









Клеточное дыхание

Клетки тела

Аэробное дыхание:

C6H12O6 + 6O2  6CO2 + 6H2O + 38АТФ

Анаэробное дыхание:

C6H12O6  2C2H6O3+ 2АТФ

Короткое время может обходиться без О2


Слайд 5 – Задание: По предложенной схеме расскажите о жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.)

Остаточный

объем

(1,0 - 1,5 л)

Резерв

вдоха

(1,5 - 2,5 л)

Резерв

выдоха

(1,0 - 1,5 л)

Дыхательный объем

(0,5 л)

Общая

емкость

легких

=

+

+

+




Объем, который остается после интенсивного выдоха.

Объем, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.

Объем, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха.

Объем, который можно вдохнуть после спокойного выдоха.

ЖЕЛ











Отчего зависит ЖЕЛ? Для чего измеряют ЖЕЛ?

Слайд 6 – Дайте обоснованный ответ!

Опыт 1. Попробуйте вдохнуть (или выдохнуть) так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались. Почему это невозможно? /Потому что не изменяется объем грудной полости/

Опыт 2. Попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей, и со­кратить мышцы живота и груди. Положение диафрагмы изменится, но почему воздух в легкие не поступает и не выходит из них? /Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы выход (вход) воздуха через дыхательные пути был свободен./

Слайд 7 – Расскажите о регуляции дыхания по предложенным схемам:

Регуляция дыхания

Нервная

Гуморальная

Непроизвольная

Произвольная

Ускоряет

(избыток СО2)

Замедляет

(недостаток СО2)

Дыхательный центр продолговатого мозга

Кора больших полушарий











В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация СО2 в крови снижается.



Можем произвольно ускорить или остановить дыхание

Воздействие на холодовые, болевые и др. рецепторы = остановка дыхания





Регуляция дыхания

Высокое давление

(глубина более 12,5 м)

Низкое давление

(высота более 4000 м)





Высокое парциальное давление О2, растворяется N2 = глубинное опьянение (судороги)

газовая смесь - мало О2, замена N2 на Не

Быстрый подъем = азот вскипает

медленный подъем

(кессонная болезнь)

Низкое парциальное давление О2 = гипоксия (одышка, кровотечение, головокружение, головная боль, рвота) = надо чаще дышать = СО2 в крови, кровь подщелачивается = дыхание Чейн-Стокса (редкое)

применять аскорбиновую кислоту

(горная болезнь)










III. Изучение нового материала

Слайд 8 - .Мы с вами чихаем и кашляем. Но вряд ли кто-то задумывался, что эти явления связаны с механизмов вдоха и выдоха. Давайте рассмотрим эти процессы.

Раздражение слизистой носа пылью или неприятно пахнущим веществом вызывает кратковременную остановку дыхание и смыкание голосовой щели. Давление воздуха нарастает, и наступает момент, когда он с силой прорывается наружу. Возникает характерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью выделяется наружу и раздражители слизистой оболочки.

При кашле происходит тот же процесс только основной поток воздуха выходит через рот.

Чихание и кашель выполняют защитную функцию.

Дольше всех чихала Д. Гриффитс. Она начала чихать 13 января 1981 г., прекратила 16 сентября 1982 г., прочихав 978 дней.

Слайд 9 – Защитным рефлексом является и задержка дыхания на вдохе при входе в холодную воду. Это прекращает испарение воды с поверхности альвеол, что исключает дополнительную потерю тепла. После усиления теплообразования дыхание восстанавливается.

Слайд 10 – А теперь поговорим о веществе, которое включается в обмен веществ и нарушает нервную и гуморальную регуляцию - никотине, Всасывается в кровь, кишечник, хорошо растворяется в слюне,

Почему курящие люди часто кашляют?/Вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, выделяется больше слизи, легкие защищаются от вредного воздействия./

Слайды 11-13 – В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие.

Во время курения насыщенность крови кислородом уменьшается до величины, как на высоте 1500 метров.

Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут.

Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие

в 13 раз чаще заболевают стенокардией,

в 12 раз - инфарктом миокарда,

в 10 раз - язвой желудка.

Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких.

Табакокурение способствует развитию туберкулеза, эмфизема легких, бронхита курильщиков.

Средний возраст начала курения – для мальчиков - 10 лет и 12 лет – для девочек.

Причины для подростков: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимым, уверенным в себе.

Еще в начале XX века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 17-18-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней.

Слайд 14 - Сообщения обучающихся о проблемах курения

Слайд 15 – Мы часто говорим о влиянии воздушной среды на организм человека и необходимости ее охраны.

Таблица «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»:


Атмосферный воздух

Выдыхаемый воздух

Альвеолярный воздух

О2

20,94%

16,3%

14,2%

СО2

0,03%

4,0%

5,2%

N2

79,03%

79,7%

80,6%

Инертные газы и водяные пары

около 1%

около 1%


- Постоянство состава воздуха - заслуга растений. Однако, содержание кислорода в очень душной комнате снижается незначительно, но при этом увеличивается содержание углекислого газа. В воздухе комнаты может появиться угарный газ (при печном отоплении).Что может еще являться причиной заболеваний органов дыхания? /Ответы обучающихся/

Слайд 16 – Таблица «Причины заболеваний органов дыхания»

Причина заболевания

Заболевание

Экологическое загрязнение атмосферы

Химическое поражение дыхательных путей

Вирусы

ОРВИ, грипп, корь, коклюш

Бактерии

Бронхит, пневмония, туберкулез

Аллергия на пыль, шерсть животных

Бронхиальная астма, аллергический ринит


Слайды 17-18 – Загрязнение воздуха бактериями практически незаметно, но приводит к тяжелым последствиям.

Слайд 19 - Сообщения обучающихся о загрязнении атмосферного воздуха.

Слайды 20-21 – Наряду с кратковременно протекающими болезнями, существуют хронические заболевания дыхательной системы. Наиболее грозными являются туберкулез и рак легкого.

Туберкулёз лёгких является местным проявлением общего инфекционного заболевания, возникающего вследствие заражения микобактериями туберкулёза (палочка Коха).

Поражение лёгких проявляется в различных формах, зависящих от свойств возбудителя, иммунобиологического состояния организма, путей распространения инфекции и других факторов.

Слайды 22-24 – Рак легких – распространенное онкологическое заболевание.

При 90-95% случаев заболевания рак берет начало из эпителиальных клеток, покрывающих бронхи и бронхиолы. Но может поразить любую часть дыхательной системы.

Симптомы:

- понижение активности и работоспособности;

- быстрая утомляемость;

- слабость;

- подавленное состояние;

- редкий сухой кашель.

Проблема диагностики заключается в том, что на начальных стадиях рака нет типичных признаков. В это время раковые клетки активно, беспорядочно делятся, болезнь успевает дать метастазы на другие органы, а также системы, прежде чем обнаружит себя яркими симптомами.

Определить наличие в организме раковых клеток на ранней стадии можно только по мокроте, выделяемой при кашле. Но не каждый заболевший будет сдавать анализы, тем более, если он ощущает себя неплохо.

Слайд 25 – Одна из возможностей определения этих заболеваний на ранней стадии – флюорографический осмотр. Флюорография – исследование грудной клетки путем фотографирования изображения со светящегося рентгеновского экрана, за которым находится обследуемый.

Если результат покажет наличие опухолевого затемнения, то прогноз заболевания остается до полного опровержения. Далее проводится ряд исследований.


VI. Закрепление знаний

Слайд 26 - Ответить на вопросы в конце §28 под символом «?».


V. Подведение итога урока. Выставление оценок


Слайд 27 – Домашнее задание: §28. Ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!