СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 32. Средства создания комического в рассказе "Хамелеон" А.П. Чехова. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 32. Средства создания комического в рассказе "Хамелеон" А.П. Чехова. 6 класс.»

Урок 32. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехова.


Основное содержание урока
Средства создания комического. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комическое». Обсуждение произведений книжной графики.

I. Средства создания комического

Вступительная беседа:

— Чем различаются юмор, ирония, сатира и гротеск?

— Какие из этих средств использованы Чеховым в рассказе «Хамелеон»? Приведите примеры.

— Какими ещё способами писатели создают комический эффект?
(Гипербола, неожиданность, несоответствие.) Приведите примеры из рассказа.

— Перескажите кратко сюжет рассказа. Что исчезает из восприятия текста при его кратком пересказе?

— Перескажите историю с собакой от лица нескольких героев.

Как в каждом пересказе меняется точка зрения героя на происходящее?

Групповая исследовательская работа:

Группа 1.

Как меняется отношение Очумелова к Хрюкину? Какие художественные средства для этого используются?

Как меняются его обращения к Хрюкину?

Над чем смеётся Чехов, описывая состояние Очумелова?

Группа 2.

Выберите из текста все эпитеты и сравнения и объясните, когда и с какой целью их использует автор.

Группа 3.

Найдите детали портретов и другие художественные детали и объясните, как они помогают понять характер героев.

Группа 4.

Выберите из диалога слова автора и объясните, что он подчёркивает в выражении лиц героев и их жестах.

Группа 5.

Найдите упоминания о внесюжетных персонажах. Подумайте, с какой целью они введены в рассказ.

Группа 6.

Найдите все описания собаки и реплики, относящиеся к ней.

Зачем автор подчёркивает «выражение тоски и ужаса» «в слезящихся глазах» собаки? Какой символический смысл заключён в этом образе?

II. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики

Сообщение о смысле говорящих имён и фамилий.

Практическая работа.
Составление таблицы «Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“ и их функции».


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“ и их функции»

Средства создания комического

  Примеры  

Функции средств
создания комического

Эпитеты

          

     

Сравнения

          

     

Городской пейзаж

     

     

Портреты

     

     

Художественные детали

     

     

Выражения лиц, жесты,
позы героев

     

     

Внесюжетные персонажи

     

     

Образы-символы

     

     

Говорящие имена и фамилии

     

     

Неожиданность

     

     

Несоответствие

     

     

Гиперболы

     

     


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Обобщающая беседа:

Только ли смех вызывает рассказ?

Как автор относится к изображённому им миру?

Что можно сказать об особенностях творческой манеры автора?

III. Творческая работа.

Прочитайте фрагмент сочинения по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»:

В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов не просто описывает комическую ситуацию. Его смех направлен на героев с уродливыми душами. Автор осуждает невежество и тупость местной власти, чувствующей превосходство над окружающими и раболепствующих при упоминании о генерале. Герои рассказа — это порождение времени, когда главными лицами в России стали жандармы и «люди холопского звания». Смех Чехова уже не беззаботный, не мягкий. Он окрашен грустными, горестными тонами.

Лаконизм чеховского повествования помогает создать образы «героев времени» с помощью различных художественных приёмов — портрета, пейзажа, детали, но главным изобразительным средством становится речевая характеристика, позволяющая автору даже при помощи интонаций создавать неповторимые черты убогого внутреннего мира героев.

Дополните текст своими примерами и напишите к нему краткое заключение.

Итоговый вопрос:

Какой показана в рассказе Россия того времени?

Каково отношение автора к своей эпохе?

Домашнее задание

Прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (см. учебник и практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Завершить выполнение творческого задания.

Письменно ответить на вопрос: «Какими средствами создан комический эффект в рассказе „Хамелеон“?»

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.