СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 33. Пищеварение в ротовой полости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение ротовой полости, строение и функции зубов и желез

Просмотр содержимого документа
«Урок 33. Пищеварение в ротовой полости»

Тема: Пищеварение в ротовой полости


Цель: познакомить со строением ротовой полости, типами зубов и их внутреннем строении; топографией основных слюнных желез определить значение вкусовых рецепторов; повторить правила гигиены ротовой полости; раскрыть причины заболеваний зубов и их профилактику.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

Слайды 2-3 – Назовите органы пищеварительной системы (схема).

Слайд 4 – Дайте определение понятиям:

Питательные вещества – это ...

Пищевые продукты – это …

Пищеварение – это …

Пищеварительная система – это …

Какова роль кулинарной обработки пищевых продуктов? /Значение кулинарной обработки пищи состоит в том, чтобы по возможности облегчить процесс пищеварения. В отличие от животных человек для питания использует природные продукты, как правило, после предварительной обработки. Пищу варят, жарят, пекут, применяют различные вкусовые приправы. Это делает ее не только вкуснее, но и доступнее для переваривания./

Слайд 5 - Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.

Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.

Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Слайд 6 – Что происходит в организме человека с питательными, веществами содержащихся в продуктах питания?

С пищей поступают:

Распад до:

В клетке человека создаются

Белки

Аминокислоты

Белки человека

Жиры

Глицерин + жирные кислоты

Жиры человека

Углеводы

Глюкоза

Углеводы человека


  1. Изучение нового материала

Слайд 7 – Итак, пищеварительный тракт начинается с ротовой полости. В ротовой полости пищу разрывают, размельчают и перетирают зубы, смачивает слюна, происходит первичная механическая и химическая обработка пищи.

Функции языка:

  • тактильные сосочки (воспринимают прикосновение)

  • вкусовые сосочки (воспринимают вкус)

  • перемешивание пищи

  • проталкивание пищи при глотании

  • речеобразование

Слайд 8 – Рецепторы вкуса (на языке) способствуют восприятию кислого, соленого, сладкого, горького. Точность восприятия вкуса зависит от температуры пищи. Острее всего вкус воспринимается при 240С. Человек не чувствует вкуса сухой пищи!!!

Слайд 9 - Околоушная, подчелюстная и подъязычная железы

Слюна (0,5 - 2,0 л/сутки):

  • 90% Н2О

  • лизоцим - обеззараживает

  • амилаза - расщепляет сложные углеводы

  • pH » 7 (ферменты действуют в слабощелочной среде)

Выделение слюны:

  • рефлекторный механизм (раздражение ротовой полости кислотой, питье воды, акт жевания)

  • условнорефлекторный механизм - при мысли о пище.

Слайд 10Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции.

Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие.

Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой.

Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100 0С разрушаются

Слайд 11 – Глотание - сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода. При глотании ротовое отверстие закрывается, мягкое небо приподнимается и отделяет носоглотку от остальной части глотки, гортань вместе с подъязычной костью поднимается вверх, язык отодвигается назад и проталкивает пищевой комок. В это время надгортанник закрывает вход в гортань, поэтому пища в дыхательное горло не попадает.

Слайд 12 – Строение зуба: коронка, шейка, корень; эмаль, дентин, пульпа, десна, цемент, артерия, нерв, вена.

В состав зубного цемента входит 30% органических веществ, 55% фосфата Са, 8% Са(СО3)2, а также CaF, MgF.

В дентине 64% минеральных солей, 28% органических веществ, 8% воды.

Слайды 13-14 - Зубы (dentes) » 32 зуба

  • захватывание пищи

  • удержание пищи

  • пережевывание пищи

  • звукообразование

Молочные зубы (20)

Коренные зубы (32)







2 1 2

2 1 2


3 2 1 2

2 1 2 3


2 1 2

2 1 2


3 2 1 2

2 1 2 3






Слайд 15 – Челюсть новорожденного. В костях челюстей видны развивающиеся первичные зубы. Прорезаются к 6 месяцам.

Слайд 16 – Челюсть 5-ти летнего ребенка. Полный набор из 20 молочных зубов. Видны формирующиеся постоянные зубы в обеих челюстях

Слайд 17 – Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости.

Слайд 18 - Заболевания зубов: кариес, пульпит, гингивит

Поврежденный зуб - причина инфекционных заболеваний организма.

Женщины чаще, чем мужчины страдают кариесом.

Слайды 19-20 – Ка́риес (лат. caries гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Меры по профилактики кариеса (памятка)

Слайд 21Пульпит — воспаление внутренних тканей зуба (пульпы).

Воспаление пульпы всегда обусловлено попаданием инфекции в пульповую камеру. Это может происходить двумя путями: через коронку зуба и расположенное на верхушке зуба отверстие. Чаще всего пульпит является осложнением кариеса.

Слайды 22-23 – Гингиви́т (лат. gingivitis) — это воспаление десен без нарушения целостности зубодесневого соединения. Гингивит возникает из-за скопления микробного налёта на зубах, в результате несоблюдения гигиены полости рта.

Признаки:

- отек и покраснение десен;

- кровоточивость десен во время еды или чистки зубов;

- ощущение зуда и дискомфорта в области десен при надавливании;

- неприятный запах/привкус во рту;

- возможно повышение температуры тела и, как следствие, чувство общей ослабленности.

Слайд 24 – Что вредит зубам? (памятка)


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 25Уход за зубами:

  • потребление сырых овощей и фруктов;

  • чистка зубов 2 раза в день (утром и вечером);

  • полоскание рта после еды.

Что еще вы можете порекомендовать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

/Ответы обучающихся/

Слайды 26-27 – Назовите части ротовой полости (схема)

Слайд 28 – Назовите части зуба

Слайды 29-30 – Перечислите типы зубов.


  1. Подведение итога урока


Слайд 31 – Домашнее задание: §31 прочитать. Выполнить задания в конце параграфа под символом «!».

По желанию подготовить доклад "Аппендикс, его значение в пищеварении. Аппендицит."