Тема: Пищеварение в ротовой полости
Цель: познакомить со строением ротовой полости, типами зубов и их внутреннем строении; топографией основных слюнных желез определить значение вкусовых рецепторов; повторить правила гигиены ротовой полости; раскрыть причины заболеваний зубов и их профилактику.
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний
Слайды 2-3 – Назовите органы пищеварительной системы (схема).
Слайд 4 – Дайте определение понятиям:
Питательные вещества – это ...
Пищевые продукты – это …
Пищеварение – это …
Пищеварительная система – это …
Какова роль кулинарной обработки пищевых продуктов? /Значение кулинарной обработки пищи состоит в том, чтобы по возможности облегчить процесс пищеварения. В отличие от животных человек для питания использует природные продукты, как правило, после предварительной обработки. Пищу варят, жарят, пекут, применяют различные вкусовые приправы. Это делает ее не только вкуснее, но и доступнее для переваривания./
Слайд 5 - Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.
Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.
Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.
Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.
Слайд 6 – Что происходит в организме человека с питательными, веществами содержащихся в продуктах питания?
С пищей поступают: | Распад до: | В клетке человека создаются |
Белки | Аминокислоты | Белки человека |
Жиры | Глицерин + жирные кислоты | Жиры человека |
Углеводы | Глюкоза | Углеводы человека |
Изучение нового материала
Слайд 7 – Итак, пищеварительный тракт начинается с ротовой полости. В ротовой полости пищу разрывают, размельчают и перетирают зубы, смачивает слюна, происходит первичная механическая и химическая обработка пищи.
Функции языка:
тактильные сосочки (воспринимают прикосновение)
вкусовые сосочки (воспринимают вкус)
перемешивание пищи
проталкивание пищи при глотании
речеобразование
Слайд 8 – Рецепторы вкуса (на языке) способствуют восприятию кислого, соленого, сладкого, горького. Точность восприятия вкуса зависит от температуры пищи. Острее всего вкус воспринимается при 240С. Человек не чувствует вкуса сухой пищи!!!
Слайд 9 - Околоушная, подчелюстная и подъязычная железы
Слюна (0,5 - 2,0 л/сутки):
Выделение слюны:
рефлекторный механизм (раздражение ротовой полости кислотой, питье воды, акт жевания)
условнорефлекторный механизм - при мысли о пище.
Слайд 10 – Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции.
Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие.
Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой.
Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100 0С разрушаются
Слайд 11 – Глотание - сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода. При глотании ротовое отверстие закрывается, мягкое небо приподнимается и отделяет носоглотку от остальной части глотки, гортань вместе с подъязычной костью поднимается вверх, язык отодвигается назад и проталкивает пищевой комок. В это время надгортанник закрывает вход в гортань, поэтому пища в дыхательное горло не попадает.
Слайд 12 – Строение зуба: коронка, шейка, корень; эмаль, дентин, пульпа, десна, цемент, артерия, нерв, вена.
В состав зубного цемента входит 30% органических веществ, 55% фосфата Са, 8% Са(СО3)2, а также CaF, MgF.
В дентине 64% минеральных солей, 28% органических веществ, 8% воды.
Слайды 13-14 - Зубы (dentes) » 32 зуба
захватывание пищи
удержание пищи
пережевывание пищи
звукообразование
Молочные зубы (20) | Коренные зубы (32) |
| | | | |
| 2 1 2 | 2 1 2 | | 3 2 1 2 | 2 1 2 3 |
| 2 1 2 | 2 1 2 | | 3 2 1 2 | 2 1 2 3 |
| | |
|
Слайд 15 – Челюсть новорожденного. В костях челюстей видны развивающиеся первичные зубы. Прорезаются к 6 месяцам.
Слайд 16 – Челюсть 5-ти летнего ребенка. Полный набор из 20 молочных зубов. Видны формирующиеся постоянные зубы в обеих челюстях
Слайд 17 – Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости.
Слайд 18 - Заболевания зубов: кариес, пульпит, гингивит
Поврежденный зуб - причина инфекционных заболеваний организма.
Женщины чаще, чем мужчины страдают кариесом.
Слайды 19-20 – Ка́риес (лат. caries гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Меры по профилактики кариеса (памятка)
Слайд 21 – Пульпит — воспаление внутренних тканей зуба (пульпы).
Воспаление пульпы всегда обусловлено попаданием инфекции в пульповую камеру. Это может происходить двумя путями: через коронку зуба и расположенное на верхушке зуба отверстие. Чаще всего пульпит является осложнением кариеса.
Слайды 22-23 – Гингиви́т (лат. gingivitis) — это воспаление десен без нарушения целостности зубодесневого соединения. Гингивит возникает из-за скопления микробного налёта на зубах, в результате несоблюдения гигиены полости рта.
Признаки:
- отек и покраснение десен;
- кровоточивость десен во время еды или чистки зубов;
- ощущение зуда и дискомфорта в области десен при надавливании;
- неприятный запах/привкус во рту;
- возможно повышение температуры тела и, как следствие, чувство общей ослабленности.
Слайд 24 – Что вредит зубам? (памятка)
- Закрепление изученного материала
Слайд 25 – Уход за зубами:
потребление сырых овощей и фруктов;
чистка зубов 2 раза в день (утром и вечером);
полоскание рта после еды.
Что еще вы можете порекомендовать, чтобы сохранить зубы здоровыми?
/Ответы обучающихся/
Слайды 26-27 – Назовите части ротовой полости (схема)
Слайд 28 – Назовите части зуба
Слайды 29-30 – Перечислите типы зубов.
Подведение итога урока
Слайд 31 – Домашнее задание: §31 прочитать. Выполнить задания в конце параграфа под символом «!».
По желанию подготовить доклад "Аппендикс, его значение в пищеварении. Аппендицит."