СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 33. Пищеварение в ротовой полости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление со структурой и функциями частей ротовой полости

Просмотр содержимого документа
«Урок 33. Пищеварение в ротовой полости»

Урок биологии человека – 8 класс Пищеварение  в ротовой полости Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Урок биологии человека – 8 класс

Пищеварение в ротовой полости

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Назовите органы пищевари-тельной системы.
  • Назовите органы пищевари-тельной системы.
Дайте определение понятиям: Питательные вещества – это ...  Пищевые продукты – это … Пищеварение – это … Пищеварительная система – это … Какова роль кулинарной обработки пищевых продуктов?

Дайте определение понятиям:

Питательные вещества – это ...

Пищевые продукты – это …

Пищеварение – это …

Пищеварительная система – это …

Какова роль кулинарной обработки пищевых продуктов?

 Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.   Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.   Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.  Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез

Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.

Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.

Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез

Что происходит в организме человека с питательными, веществами содержащихся в продуктах питания? Углеводы   Белки   Жиры Пищеварение  Глюкоза   Аминокислоты  Глицерин , (Гликоген)  (собственные  Жирные       белки)   кислоты

Что происходит в организме человека с питательными, веществами содержащихся в продуктах питания?

Углеводы Белки Жиры

Пищеварение

Глюкоза Аминокислоты Глицерин ,

(Гликоген) (собственные Жирные белки) кислоты

Ротовая полость Происходит первичная механическая и химическая обработка пищи. Функции языка: тактильные сосочки (воспринимают прикосновение) вкусовые сосочки (воспринимают вкус) перемешивание пищи проталкивание пищи при глотании речеобразование

Ротовая полость

  • Происходит первичная механическая и химическая обработка пищи.
  • Функции языка:
  • тактильные сосочки (воспринимают прикосновение)
  • вкусовые сосочки (воспринимают вкус)
  • перемешивание пищи
  • проталкивание пищи при глотании
  • речеобразование

Рецепторные зоны языка Рецепторы вкуса (на языке) способствуют восприятию кислого, соленого, сладкого, горького. Точность восприятия вкуса зависит от температуры пищи. Острее всего вкус воспринимается при 24 0 С. Человек не чувствует вкуса сухой пищи!!!

Рецепторные зоны языка

Рецепторы вкуса (на языке) способствуют восприятию кислого, соленого, сладкого, горького.

Точность восприятия вкуса зависит от температуры пищи. Острее всего вкус воспринимается при 24 0 С.

Человек не чувствует вкуса сухой пищи!!!

Слюнные железы Слюна  (0,5 - 2,0 л/сутки): 90% Н 2 О Лизоцим обеззараживает; амилаза - расщепляет сложные углеводы. - pH » 7 (слабощелочная реакция)  Выделение слюны: - рефлекторный механизм (раздражение ротовой полости кислотой, питье воды, акт жевания) - условнорефлекторный механизм - при мысли о пище.

Слюнные железы

Слюна

(0,5 - 2,0 л/сутки):

  • 90% Н 2 О
  • Лизоцим
  • обеззараживает;
  • амилаза - расщепляет сложные углеводы.

- pH » 7 (слабощелочная реакция)

Выделение слюны:

- рефлекторный механизм (раздражение ротовой полости кислотой, питье воды, акт жевания)

- условнорефлекторный механизм - при мысли о пище.

Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции. Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие. Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой. Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100 0 С разрушаются.
  • Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции.
  • Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие.
  • Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой.
  • Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100 0 С разрушаются.

Глотание сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода.

Глотание

  • сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода.
Строение зуба коронка шейка Эмаль Дентин корень Пульпа Десна В состав зубного цемента входит 30% органических веществ, 55% фосфата Са, 8% Са(СО 3 ) 2 , а также CaF, MgF. В дентине 64% минеральных солей, 28% органических веществ, 8% воды. Артерия Вена Нерв

Строение зуба

коронка

шейка

Эмаль

Дентин

корень

Пульпа

Десна

В состав зубного цемента входит 30% органических веществ, 55% фосфата Са, 8% Са(СО 3 ) 2 , а также CaF, MgF.

В дентине 64% минеральных солей, 28% органических веществ, 8% воды.

Артерия

Вена

Нерв

Зубы (dentes) » 32 зуба захватывание пищи удержание пищи пережевывание пищи звукообразование  Молочные зубы (20)         2 1 2 Коренные зубы (32)   2 1 2 2 1 2   2 1 2       3 2 1 2   2 1 2 3 3 2 1 2   2 1 2 3

Зубы (dentes) » 32 зуба

  • захватывание пищи
  • удержание пищи
  • пережевывание пищи
  • звукообразование

Молочные зубы (20)

 

 

 

 

2 1 2

Коренные зубы (32)

 

2 1 2

2 1 2

 

2 1 2

 

 

 

3 2 1 2

 

2 1 2 3

3 2 1 2

 

2 1 2 3

Итого=8+4+8+12=32

Итого=8+4+8+12=32

Челюсть новорожденного В костях челюстей видны развивающиеся первичные зубы   Прорезаются к 6 месяцам

Челюсть новорожденного

В костях челюстей

видны развивающиеся

первичные зубы

Прорезаются

к 6 месяцам

Зубы 5-летнего ребенка Полный набор из 20 молочных зубов  Видны формирующиеся постоянные зубы в обеих челюстях

Зубы 5-летнего ребенка

Полный набор из 20 молочных зубов

Видны формирующиеся

постоянные зубы

в обеих челюстях

Зубы взрослого человека Человек к 20 годам имеет в норме все 32 постоянных зуба (включая зубы мудрости)   25% людей вообще не имеют зубов мудрости

Зубы взрослого человека

Человек к 20 годам

имеет в норме все

32 постоянных зуба

(включая зубы мудрости)

25% людей вообще

не имеют зубов

мудрости

Заболевания зубов: кариес, пульпит, гингивит Поврежденный зуб - причина инфекционных заболеваний организма. Женщины чаще, чем мужчины страдают кариесом.

Заболевания зубов:

  • кариес, пульпит, гингивит
  • Поврежденный зуб - причина инфекционных заболеваний организма.
  • Женщины чаще, чем мужчины страдают кариесом.

Заболевания зубов. Кариес Ка́риес (лат. caries гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Заболевания зубов. Кариес

  • Ка́риес (лат. caries гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Заболевания зубов. Пульпит Пульпит  — воспаление внутренних тканей зуба (пульпы). Воспаление пульпы всегда обусловлено попаданием инфекции в пульповую камеру. Это может происходить двумя путями: через коронку зуба и расположенное на верхушке зуба отверстие. Чаще всего пульпит является осложнением кариеса.

Заболевания зубов. Пульпит

  • Пульпит — воспаление внутренних тканей

зуба (пульпы).

  • Воспаление пульпы всегда обусловлено попаданием инфекции в пульповую камеру. Это может происходить двумя путями: через коронку зуба и расположенное на верхушке зуба отверстие. Чаще всего пульпит является осложнением кариеса.
Заболевания зубов. Гингивит Гингиви́т (лат. gingivitis) — это воспаление десен без нарушения целостности зубодесневого соединения. Гингивит возникает из-за скопления микробного налёта на зубах, в результате несоблюдения гигиены полости рта.

Заболевания зубов. Гингивит

  • Гингиви́т (лат. gingivitis) — это воспаление десен без нарушения целостности зубодесневого соединения. Гингивит возникает из-за скопления микробного налёта на зубах, в результате несоблюдения гигиены полости рта.
Заболевания зубов. Гингивит отек и покраснение десен; кровоточивость десен во время еды или чистки зубов; ощущение зуда и дискомфорта в области десен при надавливании; неприятный запах/привкус во рту; возможно повышение температуры тела и, как следствие, чувство общей ослабленности.

Заболевания зубов. Гингивит

  • отек и покраснение десен;
  • кровоточивость десен во время еды или чистки зубов;
  • ощущение зуда и дискомфорта в области десен при надавливании;
  • неприятный запах/привкус во рту;
  • возможно повышение температуры тела и, как следствие, чувство общей ослабленности.
Уход за зубами употребление сырых овощей и фруктов, чистка зубов 2 раза в день (утром и вечером), полоскание рта после еды. Что еще вы можете порекомендовать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

Уход за зубами

  • употребление сырых овощей и фруктов,
  • чистка зубов 2 раза в день (утром и вечером),
  • полоскание рта после еды.

Что еще вы можете порекомендовать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

Назовите части ротовой полости:

Назовите части ротовой полости:

Назовите части зуба 2 3 1 4 5

Назовите части зуба

2

3

1

4

5

А) - ? Б) - ? В) - ? Г) - ? Перечислите типы зубов

А) - ?

Б) - ?

В) - ?

Г) - ?

Перечислите типы зубов

Постоянные зубы (32шт) ВЕРХНИЕ КЛЫКИ –2шт БОЛЬШИЕ БОЛЬШИЕ КОРЕННЫЕ-6шт КОРЕННЫЕ-6шт МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ-4шт МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ-4шт РЕЗЦЫ –4шт НИЖНИЕ

Постоянные зубы (32шт)

ВЕРХНИЕ

КЛЫКИ –2шт

БОЛЬШИЕ

БОЛЬШИЕ

КОРЕННЫЕ-6шт

КОРЕННЫЕ-6шт

МАЛЫЕ

КОРЕННЫЕ-4шт

МАЛЫЕ

КОРЕННЫЕ-4шт

РЕЗЦЫ –4шт

НИЖНИЕ

Домашнее задание: § 31 прочитать. Выполнить задания в конце параграфа под символом «!». По желанию подготовить доклад

Домашнее задание:

  • § 31 прочитать.
  • Выполнить задания в конце параграфа под символом «!».
  • По желанию подготовить доклад "Аппендикс, его значение в пищеварении. Аппендицит."
Доброго дня!

Доброго дня!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!