Урок № 34-35. Отделка изделий из тонколистового металла. Пр. р. Отделка изделий из тонколистового металла.
Цель: дать представление о способах и видах отделки изделий из сортового проката и пластмассы, правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формирование умений и навыков самостоятельной отделки изделий из металла.
Планируемые результаты:
1. Предметные умения: общее представление об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы; приобретение опыта работы в группах над творческим проектным заданием, приобретение навыков самостоятельной отделки готовых изделий из металла и пластмассы, формирование эстетического вкуса.
2. Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;
Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.
Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.
3. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: комбинированный.
Инструменты и оборудование: образец изготавливаемого изделия, напильники, шлифовальные шкурки различной зернистости, измерительные инструменты.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя к уроку.
Проверить, как организовано «рабочее место», на парте должны лежать тетрадь рабочая, учебник, заготовки для работ.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»).
Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы.
Для чего выполняют разметку?
Для каких целей используются технологические карты?
Для чего нужны припуски на обработку?
К чему может привести нарушение последовательности выполнения операций по изготовлении изделия?
III.Первичное усвоение новых знаний.
Объяснение, работа с учебником.
ОТДЕЛКА изделий из тонколистового металла заключается в выравнивании его поверхностей и нанесении на них декоративных покрытий. Она придаёт изделию красивый внешний вид и увеличивает сопротивление износу и коррозии.
1. Зачистка – срезание неровностей на деталях и изделиях с помощью напильника.
2. Шлифование – обработка изделия, заключающаяся в снятии тонкого слоя металла абразивными материалами.
Шлифовальная (абразивная) шкурка — это материал на гибкой основе (бумаге или ткани). На этой основе приклеены мелкие абразивные частицы (зерна) с острыми гранями. Для удобства работы шкурку обворачивают вокруг деревянных брусочков.
«
Абразивный» - от лат . соскабливание.
а – шлифование больших деталей;
б – шлифование мелких деталей.
3. Полирование – обработка изделия абразивными материалами в виде порошка или пасты с целью получения гладких и блестящих поверхностей.
4. Окрашивание – защитное покрытие лаками и красками, предохраняющие металл от коррозии.
Отделка применяется обычно для покрытия изделий из металла, которые эксплуатируются в неблагоприятных условиях и на открытом воздухе. Она производится с использованием нитрокрасок и масляных красок.
Перед окрашиванием изделия его подвергают чистовой обработке шлифовальной шкуркой.
IV. Первичная проверка понимания.
Организовать проверку понимания и построение проекта выхода из затруднения:
Какую цель ставите перед собой на уроке? Что я буду делать? Как я буду выполнять работу? Какими способами? Что сделаю сначала, что потом? Для чего я буду делать отделку?
V. Первичное закрепление.
1.Учащиеся заканчивают изготовление изделия, начатого на прошлом занятии.
2. Учащиеся подготавливают изделие к сборке и отделке (зачищают и шлифуют).
Текущий инструктаж.
Ученикам следует выдавать абразивную шкурку лишь после того, как они добьются необходимой формы и шероховатости изделия режущими инструментами.
Если не вести строгий контроль за работой ребят и не соблюдать этого правила, многие школьники могут преждевременно приступить к неоправданному шлифованию.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Какие виды отделки изделий из металла вы знаете?
- Что необходимо сделать перед окрашиванием изделия из тонколистового металла?
- В чём сходство и различие отделки метал.изделий от отделки изделий из древесины?
- Где расход краски будет меньше — на грубой шероховатой поверхности или на гладкой? Почему?
Проверка работ. Самоконтроль.
Давайте посмотрим на ваши работы и сравним их с образцами-эталонами в технологических картах. Как вы думаете, что в них получилось. А что имеет недостатки?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ознакомиться в Интернете с ассортиментом отделочных материалов для защиты и отделки изделий из металла.
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Чему научились на уроке? С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Что больше всего вам понравилось? Что бы хотелось научиться делать?
Выставка работ. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.