Урок 35. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ.
Основное содержание урока
Герой и его прототип Н. И. Пирогов. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе.
Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный монологический рассказ о докторе и его прототипе. Нравственный смысл рассказа. Нравственная оценка его героев.
Выявление черт рождественского рассказа. Составление плана устного и письменного высказывания. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Презентация и защита собственных иллюстраций.
I. Пересказы ключевых эпизодов рассказа от лица героев.
II. Устные рассказы о докторе Пирогове, герое рассказа Куприна.
Чтение и рецензирование составленных дома письменных характеристик доктора, героя рассказа А. И. Куприна.
Индивидуальное сообщение о медицинской, педагогической и общественной деятельности Н. И. Пирогова с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов.
Тема служения людям
В чём заслуги доктора Пирогова в период Крымской войны?
Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины?
Докажите, что жизнь Н. И. Пирогова была образцом служения людям.
Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью?
Вспомните литературных героев, которые отдали себя служению людям.
III. Смысл названия рассказа
Найдите в словарях значение слова «чудесный».
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:
Чудесный, чудесная, чудесное; чудесен, чудесна, чудесно. 1. Только полн. формы. Являющийся чудом, заключающий в себе чудо, волшебный. 2. То же, что чудный.
Толковый словарь С. И. Ожегова:
Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна. 1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2. Чудный, очень хороший. Ч. день. || сущ. чудесность, -и, ж.
Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова:
Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна, -сно. 1. Являющийся чудом (1 зн.), сверхъестественный, волшебный. 2. Проникнутый фантастикой, полный чудес; удивительный, необычный. 3. Чудный (2—3 зн.).
В каком значении употреблено это слово в названии рассказа?
Подберите синонимы к слову «чудесный».
(См. ссылку http://dic. academic.ru: бесподобный, божественный, великолепный, волшебный, восхитительный, всечудный, дивный, замечательный, знатный, золотой, изумительный, исключительный, кайфовый, магический, мистический, не знающий себе равных, не имеющий себе равных, небывалый, необычный, непостижимый, непревзойдённый, несравненный, нет слов, ни в сказке сказать, ни пером описать, ни с чем не сравнимый, ништяковый, ништячный, отличный, офигенный, офигительный, очаровательный, поразительный, потрясающий, превосходный, прекрасный, пречудесный, расчудесный, роскошный, сверхъестественный, сказочный, удивительный, умереть и не встать, упоительный, фантастический, феерический, фееричный, чарующий, чудный, чудодейственный, чудотворный, шикарный, экстазный.)
Какими из них можно заменить слово «чудесный» в названии рассказа? Почему?
IV. Чтение и рецензирование созданных дома письменных ответов на вопрос «Почему в заглавии рассказа доктор назван чудесным?».
Обобщающая беседа:
Какое чудо совершил доктор?
Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»?
Дайте нравственную оценку поступкам доктора и других героев рассказа.
Почему рассказ так называется? В чём его нравственный смысл?
V. Выполнение задания из раздела учебника «Обогащайте свою речь».
VI. Практическая работа.
Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих его жанровые особенности.
Какие признаки рождественского рассказа указаны во вступительной статье учебника?
Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берёт своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.
Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трёхуровневая организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше.
Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.
На основании перечисленных признаков создаётся цитатная таблица и составляется план устного высказывания.
ТАБЛИЦА "Признаки рождественского рассказа" |
Признаки рождественского рассказа | Примеры |
Трёхуровневая организация пространства рассказа (ад — земля — рай); атмосфера чудесного изменения мира или героя | Подвал Мерцаловых, их нищета, голод, болезни (ад); праздничный город, зимний сад, встреча с доктором (земля); Мерцалов-отец находит работу, Машутка выздоравливает, мальчики идут в гимназию, спустя годы Григорий Мерцалов занимает ответственный пост в одном из банков (рай) |
Материальный и духовный кризис героев рассказа, для разрешения кризиса требуется чудо | |
Чудо — это не только вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение | |
Светлый и радостный финал рассказа | |
Социальная тематика рассказа | |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
VII. Устный ответ на вопрос «Почему рассказ „Чудесный доктор“ называют рождественским рассказом?».
VIII. Обсуждение иллюстраций к рассказу.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Домашнее задание
Завершить заполнение таблицы.
Письменно ответить на вопрос «Почему рассказ „Чудесный доктор“ называют рождественским рассказом?»
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.