СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 35 Тема: Реальное и фантастическое в сюжете повести. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 35 Тема: Реальное и фантастическое в сюжете повести. 5 класс»

Урок № 35

Тема: Реальное и фантастическое в сюжете повести.

Цель: В дискуссионной форме проанализировать повесть Н.В.Гоголя

«Заколдованное место», выявив в ней элементы жизнеподобия и фантастики;

попытаться найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям;

развивающая: стимулировать критическое мышление учащихся, сформировать

навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения;

воспитательная: на примере повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать

губительность желания лёгкой наживы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.


Проверка домашнего задания

- Что вы знаете о Н.В. Гоголе?

- Назовите произведения, которые прославили Н.В. Гоголя.

- Коротко перескажите повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место».


3. Целеполагание.

Как  известно,  истина  рождается  в  споре.  Давайте  же  и  мы  поспорим  о  том,  чего больше же в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место», фантастики или жизнеподобия, попытаемся дать разумное объяснение фантастическим событиям.  Для  этого  мы заполним таблицу.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).



4. Изучение нового материала.

Обратимся к тексту

- С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)

- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.

- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

- Близки мы были в определении?

- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?

- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?

- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?



5.Физкультминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже-

Это  мы, конечно,  можем

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.



6.Закрепление материала.

- Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)

- Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)

- А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)

- Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)

- Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)

- Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)

- Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)

- Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)

- Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

- На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?



Запись понятий в тетрадь.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

- Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина)

- О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )

- От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц.   Они реальные или фантастические?    

- А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

- А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?

- Какие события описываются?

- О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

Составление таблицы

Материал для сравнения

Реальность

Фантастика

Место действия

+ Украина, Крым


Время

+ весна


Герои

+дьячок, дед, чумаки, внуки,


Быт и жизнь людей

+баштан, гумно, курень


Одежда

+ жупан, свитка




- Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

- Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)

- Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»

- Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем (возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)

7. Итог урока.

- Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

      «Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства.      Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?



Рефлексия.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

 Сегодня на уроке я понял… 
- Мне было трудно … 
- Мне понравилось… 
- Я доволен

- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку.





8. Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или

прочитайте другую повесть Гоголя Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».