СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 36. Регуляция пищеварения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нервно-гуморальная регуляция процессов пищеварения, работы И.П. Павлова

Просмотр содержимого документа
«Урок 36. Регуляция пищеварения»

Тема: Регуляция пищеварения


Цель: познакомится с деятельностью И. П. Павлова, с методом фистул; выявить связи гуморальной и нервной регуляции деятельности органов пищеварения; объяснить понятие «аппетитный сок», «мнимое кормление»; формировать творческое мышление, интеллектуальные умения.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Слайд 1 – Сегодня мы будем говорить о регуляции процессов пищеварения.

Слайд 2 – Но прежде, давайте вспомним необходимые понятия:

  • Пищеварение – это химическая и механическая обработка еды в пищеварительном (желудочно-кишечном) тракте – сложный процесс, во время которого происходит переваривание пищи и усвоение ее клетками.

  • Фистула - это созданное искусственно отверстие для выведения наружу продуктов, которые находятся в железах или полостных органах.

  • Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, которые свойственны всем особям данного вида.

  • Условные рефлексы —  рефлексы, которые приобретаются на протяжении жизни.

  1. Что вам уже известно из курса биологии животных о работах физиолога И.П. Павлова?

  2. Какие методы были использованы для изучения пищеварения И. П. Павловым?

  3. Чем различаются безусловные и условные рефлексы?

- Молодцы, вы многое вспомнили о методах изучения процессов пищеварения на животных. Но перед тем как начать нашу работу по теме урока, мне бы хотелось рассказать о великом ученом Иване Петровиче Павлове.


  1. Изучение нового материала

Слайд 3 – Иван Петрович Павлов за длительный путь своей научной работы оставил глубочайший след во многих областях теории и практики. Он создал заново ряд глав современной физиологии, новое направление экспериментальной терапии, он страстно боролся за объективные методы исследования в одной из труднейших областей знания — психологии. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей в мире физиологической школы, не имеющей равной себе по творческой зарядке и величине.

Слайд 4 – На основе экспериментального материала И. П. Павлов создал учение о работе главных пищеварительных желез и о деятельности системы пищеварения в целом, которое до сих пор является теоретической основой физиологии.

Результаты исследований И. П. Павлова по физиологии пищеварения обобщены в его книге "Лекции о работе главных пищеварительных желез", изданной в 1897 г. и ставшей классическим трудом.

За выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения в 1904 году И.П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Слайды 5-6 – В классических исследованиях на здоровых собаках физиолог изучил главные закономерности деятельности разнообразных отделов пищеварительного тракта.

Им было дано подробное описание деятельность ЖКТ, раскрыты особенности секреторного процесса, выделены главные физиологические механизмы его регуляции.

Важным открытием явилось определение регулирующей роли центральной нервной системы в обеспечении целостной деятельности системы пищеварения.

Слайд 7 – Более 10 лет Иван Петрович Павлов с представителями физиологической школы разрабатывали и внедрили в практику лабораторного исследования новейший метод пищеварительных процессов – метод хронических фистул.

Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов научился вставлять выводные трубки так, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта: от слюнной железы до толстого кишечника.

Слайд 8 – До Павлова функции пищеварительных органов главным образом изучались в «острых» опытах, которые в какой-либо степени были связаны с повреждением организма или его физиологических систем. Предпринимаемые раньше попытки выучить процессы пищеварения в хронических исследованиях были несовершенными.

В отличие от всех своих предшественников Павлов особенное внимание уделял изысканию таких способов операции, которые давали бы возможность после выздоровления животных сберечь нормальные условия деятельности и изучаемого органа, и в целом всего организма.

Слайд 9 – Во время хирургического вмешательства ученый образовывал постоянные фистулы, чтобы была возможность продолжительно вести наблюдение за работой той или же другой пищеварительной железы. 

Слайд 10 – В опытах с мнимым кормлением И.П. Павлов доказал то, что секреция желудочного сока, вызванная действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер. При "мнимом кормлении" пищевод перерезается так, чтобы пища не попадала в желудок.

Слайд 11 – Если у собаки перерезать блуждающие нервы (парасимпатические нервы, которые связывают продолговатый мозг (ЦНС) с пищеварительными железами), то мнимое кормление впоследствии уже не вызовет выделения желудочного сока.

И. П. Павлов заключил: пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекторное воздействие рецепторов ротовой полости на железы желудка.

Этот метод был предложен И. П. Павловым в 1890 году для исследования роли центральной нервной системы в регуляции желудочной секреции, а также возможности исследовать чистые пищеварительные соки.

Слайд 12 – Если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И. П. Павлов назвал аппетитным соком.

Слайд 13 – Приступая к исследованию работы слюнных желез, Павлов имел, пожалуй, самую лучшую начальную базу из всех вопросов, которыми он занимался в области физиологии пищеварения. К моменту начала исследований было известно о наличие иннервации слюнных желез о том, что в ротовой полости расположено огромное количество разнообразных рецепторов. Однако ошибочно считалось, что секреция слюны является ответом на общее возбуждение рецепторов полости рта.

Используя хронический эксперимент, Павлов установил, что секреция слюны зависит от конкретных раздражителей. Кроме того, проанализировав результаты опытов, Павлов пришел к выводу, что в зависимости от раздражителей изменяются свойства выделяемой слюны: она может выполнять пищеварительную, защитную или санитарно-гигиеническую функцию. Эти изменения носят приспособительный характер.

Слайд 14 – Было также выяснено, что слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, при условии, если животному знаком вкус этой пищи.

Слайд 15 - По предложению И. П. Павлова рефлексы были разделены на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные рефлексы, свойственные всем особям данного вида. С возрастом они могут меняться, но по строго определенной программе, одинаковой для всех особей этого вида. Безусловные рефлексы — это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и т. д.

Условные рефлексы — это рефлексы, приобретенные в течение жизни. Они дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт.

Слайд 16 – Существует тормозной рефлекс на наполнение желудка, предохраняющий от переедания. Когда пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения. Оно наступает раньше, чем пища всосется и кровь обогатится питательными веществами.

Слайд 17 – Итак, основными принципами Павловской физиологии являются:

1. Организм — единое, целое:

Живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность клеток, тканей, органов, физиологических систем согласована и связана. Организм обладает способностью к саморегуляции функций.

2. Единство организма и среды.

Организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Между внешней средой и организмом происходит постоянный обмен веществ и энергии. Для выживания организм должен постоянно адаптироваться к внешней среде.

3. Принцип нервизма.

Связь организма с внешней средой происходит непрерывно за счет простых и сложных взаимоотношений: простые осуществляются при участии врожденных безусловных рефлексов, сложные — за счет приобретаемых условных рефлексов. Однако, человек находится так же под влиянием социальной среды. Во взаимодействиях человека с социальной средой важнейшая роль принадлежит так называемой второй сигнальной системе, которая лежит в основе речи и мышления человека.

Слайд 18 – Какова же роль головного мозга в регуляции пищеварения?

Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

Первая фаза секреции является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней).

Условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга:

Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока

Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят пищеварительные рефлексы.

Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению, как секреции, так и моторики желудка.

Слайд 19Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока:

Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг.

От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система).

Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит.

Слайд 20 – Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода.

Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе).

Слайд 21 – Вторая фаза секреции - желудочная, или нейрогуморальная, - обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них.

Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин, вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника.

Таким образом, желудочное сокоотделение регулируется как нервным, так и гуморальным путем.

Слайд 22 – Это интересно!

Алкоголь, попадая в желудок не переваривается, а быстро всасывается в кровь, вызывая опьянение.

Желудок также быстро покидает вода, некоторые простые сахара и водорастворимые микроэлементы.

Еда, попавшая в желудок с помощью желудочного сока превращается в полужидкую субстанцию, которая называется химусом.

Жидкости и напитки через желудок проходят за минуты, углеводы – за пару часов. Немного дольше перевариваются белки, а вот жиры – до пяти часов.


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 23 - Фронтальная работа по схеме «Регуляция пищеварения»


Железы желудка Пища Желудок Всасывание в кровь Пищеварение в желудке 2 часа Пищеварение в желудке 4-8 час.

рефлекторное выделение желудочного сока

гуморальное

воздействие

механическое растяжение

стенок желудка



гормон

гастрин










Железы желудка

выделение

желудочного сока






Слайды 24-25 – Найдите соответствие:

1. Безусловные рефлексы (врожденные)

2. Условные рефлексы

3. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения

А. выделение слюны и желудочного сока до кормления на вид и запах пищи

Б. мнимое кормление - отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость

В. рефлекторное отделение желудочного сока - 2 часа

Г. слюноотделение при раздражении пищей рецепторов языка и слизистой рта

Д. переваривание пищи в желудке - 4-8 часов

1 – Б, Г, 2 – А, 3 – В, Д.

Слайд 26 – Ответьте на вопросы:

    1. Слюноотделение у собаки на вид кормушки с пищей — рефлекс условный или безусловный?

    2. Как возникают ощущения голода и насыщения?

    3. Как осуществляется гуморальная регуляция желудочного сокоотделения?

    4. Где располагаются центры слюноотделения и отделения желудочного сока? (продолговатом мозге)

Слайд 27 - Чтобы выяснить значение печени, знаменитый французский физиолог Клод Бернар, в лаборатории которого некоторое время работал И. М. Сеченов, использовал острый опыт: он соединил воротную вену с печеночной, пустив кровь в обход печени. Вскоре животное погибло из-за нарушения постоянства состава крови в организме. Из этого был сделан вывод, что печень поддерживает постоянство состава плазмы крови. Почему подобные исследования называют «задачами черного ящика»? /Известно, что на входе и что на выходе эксперимента, а о том, что происходит в самой печени, можно только догадываться./


5. Подведение итога урока. Оценивание ответов обучающихся


Домашнее задание:

Слайды 28-29 – Оказывается, что причиной гастритов и язвы желудка является бактерия Helicobacter Pylori!

Методами изучения пищеварения являются: зондирование, рентгенография, эндоскопия, ультразвуковая локация, радиоэлектронные методы.

- Но об этом мы поговорим на следующем уроке после выполнения вами домашнего задания.

Слайд 30 – Изучить § 34.

По группам подготовить сообщения:

1 группа – методы изучения ЖКТ;

2 группа – о паразитических червях: эхинококках, бычьем цепне, печеночном сосальщике, глистные инвазии;

3 группа – ботулизм, холера, дизентерия и другие инфекционные заболевания пищеварительного тракта;

4 группа – правила приема пищи, здоровое питание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!