СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 39. Витамины

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о витаминах, их роли для сохранения здоровья человека

Просмотр содержимого документа
«Урок 39. Витамины»

Тема: Витамины


Цель: формирование представления о витаминах, классификацией, представителями и значением; раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

  1. Фронтальный опрос:

1) Почему обмен веществ называют основным свойством живых существ?

2) Перечислить стадии обмена веществ.

3) Что относят к пластическому обмену?

4) Что относят к энергетическому обмену?

5) В чем преимущества смешанного рациона питания?

/Заслушать подготовленные сообщения/

III. Изучение нового материала

Слайд 1 – Сегодня мы познакомимся с группой витаминов, которые имеют огромное значение для организма человека.

Слайд 2 – Витамины - биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей.

Слайд 3 – Витамины - это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ. Витамины открыты Н. И. Луниным в 1880 году.

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

Сейчас известно около 50 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, О и т. д. Некоторые из них образуют целые группы, например витамины группы В.

Слайд 4 – Почему так велико влияние витаминов на обмен веществ?

Все обменные процессы протекают при участии биологических катализаторов – ферментов (белки, образующиеся в клетках и тканях организма). Витамины входят в состав почти всех ферментов.

Слайд 5 – Недостаток витаминов ведет к особым нарушениям обмена веществ – авитаминозу или гиповитаминозу.

Авитаминоз - отсутствие в организме какого-либо витамина. Это приводит к развитию таких заболеваний, как цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери.

Гиповитаминоз – частичная недостаточность витамина. Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям.

Слайд 6Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.

Слайд 7 – Витамины делятся на водо- (С и группы В) и жирорастворимые (А, D, Е, К)

Слайд 8 – Подготовьте таблицу «Значение витаминов для организма» для заполнения:

Витамин

Источник

Суточная потреб­ность, мг

Авитаминоз

Гиповитаминоз

Гипервитаминоз







- Рассмотрим характеристики некоторых из важных витаминов.

Слайд 9 – Витамин А (ретинол). Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. При недостатке – заболевание Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения).

Содержится: в молоке, рыбе, яйцах, масле, моркови, петрушке, абрикосах.

Слайд 10 – Витамин В1 (тиамин). Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке-заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей).

Содержится: в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.

Слайд 11 – Витамин В2 (рибофлавин) Регулирует обмен веществ, участвует в кроветворении, снижает усталость глаз, облегчает поглощение кислорода клетками. При недостатке - слабость, снижение аппетита, воспаление слизистых оболочек, нарушение функций зрения.

Содержится: в мясе, молочных продуктах, зеленых овощах, зерновых и бобовых культурах.

Слайд 12 – Витамин В5 (пантотеновая кислота). Регулирует работу надпочечников, усвоение витаминов, синтез антител, жировой обмен

Содержится: в горохе, дрожжах, фундуке, листовых овощах, цыплятах, крупах, икре

Слайд 13 – Витамин В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина. При недостатке - анемия, дерматит, судороги,

расстройство пищеварения.

Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых

Слайд 14 – Витамин В9 (фолиевая кислота) Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения

Содержится: в мясе, корнеплодах, финиках, абрикосах, грибах, тыкве, отрубях

Слайд 15 – Витамин В12 (цианкобаламин) Усиливает иммунитет, участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление. При недостатке - злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани

Содержится: в сое, субпродуктах, сыре, устрицах, дрожжах, яйцах

Слайд 16 – Витамин В13 (оротовая кислота) Стимулирует обмен белков, нормализует работу печени, улучшает репродуктивное здоровье.

Содержится: в молоке и молочных продуктах, печени, дрожжах

Слайд 17 – Витамин С (аскорбиновая кислота). Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток. При недостатке - цинга (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение).

Содержится: в цитрусовых, сладком перце, ягодах,моркови

Слайд 18 – Витамин D (кальциферон). Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей. При недостатке – рахит (деформация костей, нарушения нервной системы, слабость, раздражительность)

Вырабатывается в коже под действием УФО, им богаты: яичный желток, сливочное масло,

рыбий жир, икра

Слайд 19 – Витамин Е (токоферол). Помогает организму стимулирует обновление клеток,

поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье .

Содержится: в молоке зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

Слайд 20 – Витамин Н (биотин). Влияет на сон и аппетит, состояние кожи и волос,

уровень холестерина в крови

Содержится: в капусте, грибах, бобовых, землянике, кукурузе, мясе

Слайд 21 – Витамин К (фитоменадион) Обеспечивает свертываемость крови,

предупреждает остеопороз

Содержится: в зелени, зеленых помидорах, хлебе грубого помола, капусте, шпинате.

Слайд 22 – Витамин РР (никотиновая кислота) Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения. При недостатке - пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия)

Содержится в свинине, рыбе, арахисе, помидорах, петрушке, шиповнике, мяте

Слайд 23 – При тепловой обработке пищи часть содержащихся в ней витаминов разрушается, особенно витамины группы В и С. Их разрушает не только высокая температура, но и соприкосновение с металлом. Кроме того, витамин С легко окисляется кислородом воздуха. Потеря витаминов происходит и при длительном хранении заранее приготовленной пищи.

Слайд 24 – Мешает усвоению витаминов в организме:

Алкоголь – Разрушает витамины группы В, витамин А, магний, калий, цинк, кальций

Никотин - Разрушает селен, витамины А, С, Е.

Кофеин – Разрушает витамины РР, В, понижает содержание цинка, калия, железа.

Аспирин – Понижает содержание витаминов А, С, В, витаминов группы, кальция, калия.

Антибиотики – Разрушают железо, кальций, магний, витамины группы В,

Снотворные средства – Затрудняют усвоение таких витаминов А, Д, Е, В12, сильно понижают уровень кальция.

Слайд 25 - В течение всего года следует по возможности разнообразить рацион за счет свежей зелени — салата, укропа, петрушки.

Слайд 26 – Можно использовать витамины промышленного производства.

При использовании препаратов витаминов необходимо руководствоваться указанными суточными дозами, так как многие из витаминов при неумеренном потреблении вредны.

Слайды 27-28 – Витаминные мифы.

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов.

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз.

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.

МИФ 5. Витамины из растворимых шипучих таблеток усваиваются лучше, чем из обычных.

МИФ 6. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. Если уж пить, то так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.

IV. Закрепление знаний

Слайд 29 – Работа по рисунку. Вопрос: В каких продуктах содержатся витамины?

Слайд 30 - При недостатке какого витамина развивается:

1. Куриная слепота - нарушение сумеречного зрения. (А)

2. Рахит – деформация костей, нарушения нервной системы (D)

3. Заболевание Бери-бери (судороги и паралич) (В1)

4. Цинга – набухают и кровоточат дёсны, выпадают зубы, слабость, головокружения, подверженность инфекциям (С).

Слайд 31 – Ответьте на вопросы:

Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого?

На какие две группы делятся витамины в зависимости от их растворимости?

Поясните разницу в понятиях: гиповитаминоз и авитаминоз.

V. Подведение итога урока

Слайд 32 – Домашнее задание: Изучить § 37. Повторить ранее изученные темы §§ 36-37. Выполнить лабораторную работу на установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Таблица «Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции»


Витамин

Суточная потребность

Функции

Аскорбиновая кислота(С)

50-100 мг

Повышает сопротивляемость организма экстремальным воздействиям

Тиамин (В1)

1,4-2,4 мг

Регулятор жирового и углеводного обмена, деятельности нервной системы

Рибофлавин (В2)

1,5 – 3,0 мг

Участвует в обмене белков, жиров и углеводов

Пиридоксин (В6)

2,0 - 2,2 мг

Усвоение белка и здоровье нервной системы

Ниацин (РР)

15 – 20 мг

Участвует в ОВР в клетках. Недостаток вызывает пеллагру

Фолиевая кислота (В9)

200 мкг

Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, холина

Цианокобальтамин (В12)

2 – 5 мкг

Необходим для кроветворения, предотвращает анемию, важен для роста организма

Биотин (Н)

50 -300 мкг

Участвует в реакциях обмена кислот

Пантотеновая к-та (В3)

5 – 10мг

Участвует в обмене белков, жиров, углеводов

Холин

250-600мкг

Синтез биологически важных соединений

Ретинол (А)

0,5 – 2,5 мг

Улучшает зрение, сохраняет подвижность суставов

Кальциферол (D)

2,5 – 10 мкг

Обмен кальция и фосфата, минерализация костей и зубов

Токоферол (Е)

8 – 15 мг

Активный антиокислитель
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!