Урок 4. Р.р. 5 класс
Тема. Разговорная речь. Жанры.
Цель: углубить знания обучающихся о разговорной речи, повторить условия возникновения речевой ситуации, функциональные разновидности языка; выяснить особенности разговорной речи, её жанры и сферу их употребления.
Планируемый результат: знать стили и типы речи; уметь различать стили и типы речи; знать условия возникновения речевой ситуации.
Ход урока
Единственная известная мне роскошь -
это роскошь человеческого общения.
А. де Сент-Экзюпери
Оргмомент
АОЗ.
? Что такое эпиграф?
Эпиграф — это изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.
▼ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова знаменитого французского писателя?
1. Беседа:
? 1. Какую роль играет общение в вашей жизни?
Что вы знаете о ситуации общения? При каких условиях возникает ситуация общения?
Как вы думаете, о чём надо помнить во время общения?
Умеем ли мы общаться? А нужно ли учиться слушать?
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
▼Прочитайте пословицы, запишите их, соединив части пословиц. Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл.
Красно поле пшеном | лучше пустого болтания |
Поменьше говори - | молчание — золото |
Доброе молчание | кто слушает — пожинает. |
Слово — серебро | с собой побольше. |
Говори с другими поменьше, | побольше услышишь. |
Кто говорит, тот сеет, | а человек умом. |
Мотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока.
Слово учителя. Задумывались ли вы над тем, каким образом пополняются ваши знания о мире? Благодаря чему вы имеете возможность контролировать, исправлять собственную речь и оценивать высказывания других?
! Конечно же, благодаря таким видам речевой деятельности, как слушание (говорение) и чтение (письмо).
Д. А. Гранин: «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится».
Умение слушать — это элемент речевой культуры человека, проявление способности понимать и верно оценивать звучащую речь, текст, это важнейшее условие для получения образования и успешного овладения знаниями.
Ещё во времена Петра I был издан указ об обучении молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало...». Уже тогда люди понимали, как важно уметь слушать: «Природа устроила нам только один рот или уста, а уши даны два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить...»
Действительно, уметь слушать и говорить – это очень важно! Люди говорят с разными целями: * получить новую информацию (объяснение учителя на уроке, информация по телевидению и т. п.); *для получения эмоциональной, эстетической зарядки (слушание стихотворений, отрывков из художественных произведений и т. п.).
Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Теория
Разгово́рная речь— функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.
Цель – общение, установление межличностного контакта. Форма – устная и письменная.
Основные жанры
Устные | Письменные |
Диалог, полилог, монолог, телефонный разговор, спор | Личные письма, блоги, записки |
Закрепление.
▼ Задание. Прочитайте сказку. Что в ней доказано и чему она учит? Укажите слова, сочетания слов и предложения, которые особенно важны для раскрытия основной мысли. Составьте план и перескажите по нему сказку близко к тексту.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ВОЛШЕБСТВО
Жил на свете волшебник. Всё он мог, но ничто его не радовало. И решил он узнать, что люди о счастье говорят. Почему они ничего не могут, а счастливы бывают?
Вот раз встретил волшебник человека, который нёс мешок.
— Ты и на самом деле счастлив? — спросил волшебник.
— Донесу до места мешок, сделаю дело — вот и радость у меня.
— Дай мне свой мешок,— попросил волшебник,— я понесу.
Путь был долгим. Тяжело было волшебнику, махнуть бы на неё рукой и сразу с мешком очутиться на месте, но он терпел. Хотелось хоть раз в жизни испытать недоступную ему радость.
Наконец они пришли. Сбросил волшебник мешок, упал на землю, и по лицу у него расплылась счастливая улыбка.
— Теперь понимаешь, что такое счастье? — спросил человек.
— Понимаю,— ответил волшебник.— Спасибо тебе, человек, за науку.
С тех пор волшебник забросил своё мастерство. Своими руками построил дом, вырастил сад и каждое утро шёл работать в поле. Дня у него не проходило без радости.
Встречая человека, который работает с удовольствием и песней, улыбнись ему. Может быть, это и есть тот волшебник, который умеет всё на свете. (По Ю. С. Степанову)
V. Рефлексия. Итог. Заключительное слово. Итак, надеюсь, что сегодня на уроке вы убедились: говорить и слушать — это искусства. Одно из непременных условий продуктивной деятельности в XXI в.— умение читать (говорить) и понимать прочитанное (услышанное). Это особое умение, которое мы с вами и будем развивать и совершенствовать на уроках родного русского языка и родной литературы.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)..., понял(а)..., испытал(а).... Прядя домой, я расскажу о …
VI. Д/з. Выучить понятия, определения. Повторить ранее изученный материал.