СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Разговорная речь. Жанры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном урок "Разговорная речь. Жанры" продолжаем работать по теме "Функциональные разновидности языка". Углубляем знания учащихся по теме, формируем навык грамотной речи

 

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Разговорная речь. Жанры.»

Урок 4. Р.р. 5 класс

Тема. Разговорная речь. Жанры.

Цель: углубить знания обучающихся о разговорной речи, повторить условия возникновения речевой ситуации, функциональные разновидности языка; выяснить особенности разговорной речи, её жанры и сферу их употребления.

Планируемый результат: знать стили и типы речи; уметь различать стили и типы речи; знать условия возникновения речевой ситуации.

Ход урока

Единственная известная мне роскошь -

это роскошь человеческого общения.

А. де Сент-Экзюпери

  1. Оргмомент

  2. АОЗ.

? Что такое эпиграф?

Эпиграф — это изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

▼ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова знаменитого французского писателя?

1. Беседа:

? 1. Какую роль играет общение в вашей жизни?

Что вы знаете о ситуации общения? При каких условиях возникает ситуация общения?

Как вы думаете, о чём надо помнить во время общения?

Умеем ли мы общаться? А нужно ли учиться слушать?

  1. 2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

▼Прочитайте пословицы, запишите их, соединив части пословиц. Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл.


    Красно поле пшеном

    лучше пустого болтания

    Поменьше говори -

    молчание — золото

    Доброе молчание

    кто слушает — пожинает.

    Слово — серебро

    с собой побольше.

    Говори с другими поменьше,

    побольше услышишь.

    Кто говорит, тот сеет,

    а человек умом.


  1. Мотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока.


Слово учителя. Задумывались ли вы над тем, каким образом пополняются ваши знания о мире? Благодаря чему вы имеете возможность контролировать, исправлять собственную речь и оценивать высказывания других?

! Конечно же, благодаря таким видам речевой деятельности, как слушание (говорение) и чтение (письмо).

Д. А. Гранин: «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится».

Умение слушать — это элемент речевой культуры человека, проявление способности понимать и верно оценивать звучащую речь, текст, это важнейшее условие для получения образования и успешного овладения знаниями.

Ещё во времена Петра I был издан указ об обучении молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало...». Уже тогда люди понимали, как важно уметь слушать: «Природа устроила нам только один рот или уста, а уши даны два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить...»

Действительно, уметь слушать и говорить – это очень важно! Люди говорят с разными целями: * получить новую информацию (объяснение учителя на уроке, информация по телевидению и т. п.); *для получения эмоциональной, эстетической зарядки (слушание стихотворений, отрывков из художественных произведений и т. п.).

Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».


  1. Теория

Разгово́рная речь— функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Цель – общение, установление межличностного контакта. Форма – устная и письменная.

Основные жанры

Устные

Письменные

Диалог, полилог, монолог, телефонный разговор, спор

Личные письма, блоги, записки


  1. Закрепление.

▼ Задание. Прочитайте сказку. Что в ней доказано и чему она учит? Укажите слова, сочетания слов и предложения, которые особенно важны для раскрытия основной мысли. Составьте план и перескажите по нему сказку близко к тексту.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ВОЛШЕБСТВО

Жил на свете волшебник. Всё он мог, но ничто его не радовало. И решил он узнать, что люди о счастье говорят. Почему они ничего не могут, а счастливы бывают?

Вот раз встретил волшебник человека, который нёс мешок.

— Ты и на самом деле счастлив? — спросил волшебник.

— Донесу до места мешок, сделаю дело — вот и радость у меня.

— Дай мне свой мешок,— попросил волшебник,— я понесу.

Путь был долгим. Тяжело было волшебнику, махнуть бы на неё рукой и сразу с мешком очутиться на месте, но он терпел. Хотелось хоть раз в жизни испытать недоступную ему радость.

Наконец они пришли. Сбросил волшебник мешок, упал на землю, и по лицу у него расплылась счастливая улыбка.

— Теперь понимаешь, что такое счастье? — спросил человек.

— Понимаю,— ответил волшебник.— Спасибо тебе, человек, за науку.

С тех пор волшебник забросил своё мастерство. Своими руками построил дом, вырастил сад и каждое утро шёл работать в поле. Дня у него не проходило без радости.

Встречая человека, который работает с удовольствием и песней, улыбнись ему. Может быть, это и есть тот волшебник, который умеет всё на свете. (По Ю. С. Степанову)


    V. Рефлексия. Итог. Заключительное слово. Итак, надеюсь, что сегодня на уроке вы убедились: говорить и слушать — это искусства. Одно из непременных условий продуктивной деятельности в XXI в.— умение читать (говорить) и понимать прочитанное (услышанное). Это особое умение, которое мы с вами и будем развивать и совершенствовать на уроках родного русского языка и родной литературы.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)..., понял(а)..., испытал(а).... Прядя домой, я расскажу о …

VI. Д/з. Выучить понятия, определения. Повторить ранее изученный материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!