СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 40. Деепричастия совершенного вида (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 40: дидакт. игра "Верно-неверно", таблица по теме, задания на постановку ударения в деепричастиях, блок теории и практики "Отличие деепричастий и наречий, образованных от деепричастий", творческое задание, работа с нарушением синт. нормы в предложениях с деепричастными оборотами. К уроку есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок 40. Деепричастия совершенного вида (7 класс)»

Урок 40

Тема: ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА (§ 36, с. 160)

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с понятием «деепричастие совершенного вида», со способами образования деепричастий совершенного вида;

  2. формировать умение производить замену глагольной формы деепричастием, пояснять механизм образования деепричастий, употреблять деепричастия сов. и несов. вида в речи; органи­зовать ситуации для совершенствования коммуникативных навыков учащихся;

  3. воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к труду.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Проверка домашнего задания

Упр. 293.

По крутой Владимирской улице, подпрыгивая и пенясь, мчались задорные ручьи.

Динка бегала от дерева к дереву и, приглядываясь к веткам, на которых уже набухли почки, в восторге окликала идущих мимо.

Ложась спать, она высовывала голову в форточку и чутко прислушивалась к таинственным ночным шорохам.

2а. Деепричастия несов. вида обозначают действия, одновременные с основным действием.

3. Для обозначения добавочных действий автор в данном тексте использует только деепричастия несов. вида, потому что они обозначают незаконченное добавочное действие, происходящее одновременно с основными действиями, которые выражены глаголами несов. вида.


III. Этап актуализации усвоенных знаний «Верно - неверно»


Отметьте верные утверждения.

  1. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. («-»)

  2. Деепричастия не изменяются. («+»)

  3. Деепричастия изменяются по наклонениям. («-»)

  4. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот. («+»)

  5. Деепричастный оборот является одним членом предложения. («+»)

  6. Если деепричастный оборот выражен фразеологизмом, то за­пятыми он не выделяется. («+»)

  7. Деепричастия обладают признаками двух частей речи - глаго­ла и прилагательного. («-»)

  8. Деепричастия в предложении поясняют глагол-сказуемое. («+»)

  9. Действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное дее­причастием, выполняются разными лицами. («-»)

  10. Деепричастия бывают действительными и страдательны­ми. («-»)


IV. Ориентировочно-мотивационный этап

- Попробуйте сформулировать вопросы для обсуждения на уро­ке, если его тема «Деепричастия совершенного вида». (Что обозначают деепричастия совершенного вида? Какие суффиксы можно выделить в этих деепри­частиях? Как образуются деепричастия совершенного вида? От чего зависит их образование?)


V. Изучение теоретического материала

1. Заполнение таблицы.

Учащиеся заполняют таблицы по материалам §35-36 по вопросам. (1 вариант - деепричастия совершенного вида (стр. 160-162, схема упр. 296); 2 вариант - деепричастия несовер­шенного вида (стр. 157, схема упр. 288)

Вопросы

Деепричастия несов. вида

Деепричастия сов. вида

1. Что обозначают?

Незаконченное добавоч­ное действие, происходя­щее одновременно с ос­новным действием.

Законченное добавочное дейст-вие, которое может происходить

1) до начала основного действия;

2) одно­временно с ним;

3) после него.

2. На какие вопросы отвечают?

что делая?

что сделав?

3. От каких глаголов образуются?

От глаголов несов. вида.

От глаголов сов. вида.

4. Какие глагольные основы используются при образовании?

Основа наст. вр.

Основа пр. вр. или буд. вр.

5. Какие суффиксы участвуют при обра­зовании?

-а, -я

-в, -вши, -ши, -а, -я

6. Пример

Продувая, крича, све­тясь


Увидев, наев­шись, увлёкшись,

ус­лыша, прочтя


2. Работа в парах сменного состава.

Пользуясь заполненной таблицей, учащиеся обмениваются тео­ретической информацией, задают вопросы по изученному материа­лу, проводят оценку степени усвоения учебного материала.


VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 295 (предл. 1, 2, 3 устно; письменно вариант 1 – предл. 4; вариант 2 – предл. 5).

Обем – числ., собират., прост., ж.р., В.п., дополнение.


2. Упр. 297. Выписать дееприч. сов. вида. Обозначить суффиксы (и основы) деепричастий.

Спугнув, раздвинув, навоевавшись, придя, найдя.


3. Упр. 298 (распределительное письмо, устный комментарий к образованию деепричастий)

!!! Две строки выполняют в тетради. Со слова «рассмотреть» 1 учащийся работает на доске.

-вши

-а(-я)

-ши

Выбрав, заперев, поняв, приняв, спросив, нахмурив, создав, рассмотрев, опустив, сформировав, заняв, увидев, начав, подняв

Растерявшись, разбежавшись,

устремившись

Взойдя, заплетя,

обретя

Увлёкши,

испёкши


!!! Составить предложения с деепричастиями, образованными от выделенных глаголов, к схемам на доске (экране).

1. глаг., | деепр. об. |, …

2. …, | деепр. об. | и | деепр. об. |, глаг.

3. глаг, | деепр. об. |, и, | деепр. об. |, глаг.


4. Чтение правила на с. 163 «Произносительная норма». Упр. 299.

Убы`в, переда`в, восприня`в, заперши`сь, распрода`в, приня`в.


Вопрос для любознательных

Поставьте ударение в данных глагольных формах.

Черпая, балуясь, создав, начав, закупорив, заплесневев, облегчив, исчерпав, углубив.

Че`рпая, балу`ясь, созда`в, нача`в, заку`порив, запле`сневев, облегчи`в, исче`рпав, углуби`в.


ФИЗМИНУТКА



5. Правило переход деепричастий в наречия и предлоги.


Деепричастие. Что делая?

!!! Находится в начале, середине, конце предложения. !!! Имеет зависимые слова.

Наречие. Как?

!!! Находится в конце предложения.

!!! Не имеет зависимых слов.

Он, сидя за столом, читать газету. Он читал газету, сидя за столом.

Он читал газету сидя.


Она шла, прихрамывая на левую ногу.

Она шла прихрамывая.


6. Упр. 300. (Вариант 1 – предл. 1, 4; вариант 2 – 3, 6).

1. Украсив дно большими бороздами, ползут улитки, высунув рога.

2. Нет прохожих. Спит столица, в снег уткнувшись головой.

3. Отыскав ружьё, он вышел на поляну и остановился, бездумно засмотревшись на ромашки.

4. Видишь, звёзды, сойдя с высоты, по домам разошлись неслышно.

5. Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник, и зайцы вели хороводы, забыв про мой дробовик.

6. На прогулочной палубе теплохода, опершись о перила, стояли Волька и Женя.


7. Творческое задание

Дополните предложения деепричастиями или деепричастными оборотами, которые обозначают добавочное действие: а) предшествующее действию глагола-сказуемого; б) одно­временное с ним.

Образец: Друг рассказал мне об экскурсии. - Друг, вернувшись из поездки, рассказал мне об экскурсии. Немного волнуясь, друг рассказал мне об экскурсии.

  1. Ребята сидели вокруг костра.

  2. Пушистые снежинки медленно падали на землю.


8. Рубрика «Это интересно»

Формы деепричастий совершенного вида с суффиксами и -вши (типа сказав - сказавши) ранее считались равно­правными и в смысловом, и в стилистическом отношении.

В современном русском языке формы на -вши малоупотреби­тельны, так как они придают речи разговорно-просторечную, а иногда и архаичную окраску (Снявши голову, по волосам не плачут. Давши слово, крепись).

Суффикс -вши в современном русском языке характерен для возвратных деепричастий: возвратившись, простившись, улыбнувшись.

Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи (-ючи): глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи), крадучись (ср. идти крадучись), припеваючи (ср. жить припеваючи), умеючи (ср. пользоваться умеючи) и некоторые другие.


9. Работа с нарушением синтакс. нормы в предл. с дееприч. оборотом.

Предложение с нарушением синтакс. нормы

Предложение без нарушения синтакс. нормы

1. Выйдя из дома, у меня заболела голова.

2. Вспоминая своё детство, порой становится грустно.

3. Увидев улыбки на лицах ребят, наше волнение сразу ушло.

4. Работая над сочинением, вам понадобятся примеры из текста.

5. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.



VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

  1. Что обозначают деепричастия совершенного вида?

  2. Какие суффиксы можно выделить в этих деепри­частиях?

  3. Как образуются деепричастия совершенного вида?

  4. От чего зависит их образование?


- Оцените свою работу на уроке, выбрав подходящий фразеоло­гизм и определив вид деепричастия в его составе.

Засучив рукава, затаив дыхание, не покладая рук, пропустив мимо ушей, не переводя дыхания, спустя рукава, выпучив глаза, покатываясь со смеху, отвечая без запинки.


  1. Домашнее задание

§36, упр. 304. Образовать от 10 любых глаголов деепричастия сов.в. и несов.в. (5 + 5); ответьте на вопросы 1-5 руб­рики «Проверяем себя» (стр. 166-167).







































Вопросы

Деепричастия несов. вида

Деепричастия сов. вида

1. Что обозначают?

Незаконченное добавоч­ное действие, которое происходит

Законченное добавочное дейст-вие, которое происходит

1)

2)

3)

2. На какие вопросы отвечают?



3. От каких глаголов образуются?

От глаголов

От глаголов

4. Какие глагольные основы используются при образовании?

Основа

Основа

5. Какие суффиксы участвуют при обра­зовании?



6. Пример







Вопросы

Деепричастия несов. вида

Деепричастия сов. вида

1. Что обозначают?

Незаконченное добавоч­ное действие, которое происходит

Законченное добавочное дейст-вие, которое происходит

1)

2)

3)

2. На какие вопросы отвечают?



3. От каких глаголов образуются?

От глаголов

От глаголов

4. Какие глагольные основы используются при образовании?

Основа

Основа

5. Какие суффиксы участвуют при обра­зовании?



6. Пример







Вопросы

Деепричастия несов. вида

Деепричастия сов. вида

1. Что обозначают?

Незаконченное добавоч­ное действие, которое происходит

Законченное добавочное дейст-вие, которое происходит

1)

2)

3)

2. На какие вопросы отвечают?



3. От каких глаголов образуются?

От глаголов

От глаголов

4. Какие глагольные основы используются при образовании?

Основа

Основа

5. Какие суффиксы участвуют при обра­зовании?



6. Пример









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!