Урок 42
ЗНАКОМСТВО С РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ
МЯГКОГО ЗНАКА
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с разделительной функцией мягкого знака, выявлению особенностей буквы ь, использованию схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; создать условия для наблюдения за «работой» мягкого знака в словах и формирования умения объяснять обозначение мягкости звука, навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития логической связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают особенности буквы ь; умеют рассуждать о разделительной функции буквы ь; понимают содержание прочитанного произведения И. Бутмана «Трус».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – словоизменение (замена одной буквы).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Будем мы всегда, где надо, Чтобы «хорь» не стал бы «хором»,
Мягкий знак вставлять в слова, «Колья» – «Колей» никогда.
На доске: а, о, у, и, ё, ы, э, я, у, ю.
– Что можете сказать о буквах, записанных на доске? (Это гласные буквы.)
– Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак. (Гласные буквы можно распределить по обозначению твёрдости или мягкости согласных звуков. Гласные, обозначающие один звук, – у, ы, а, о, э, и; и два звука – я, ю, е, ё.)
– Е, ё, ю, я – это необычные гласные. Почему? (Они могут обозначать два звука.)
– Когда эти гласные обозначают два звука? (В начале слова. После гласной.)
Учитель убирает несколько гласных и выставляет несколько согласных букв.
– Что изменилось?
– На какие две группы теперь разделим слова? (На гласные и согласные.)
– Я буду показывать букву, а вы называть звук, который она обозначает.
– Ребята, почему вы молчали, когда я показывала мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука.)
– Но для чего же тогда он нужен?
– Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква ь обозначает мягкость согласного звука.)
– Тема нашего урока – «Буква ь и его работа в словах».
– Прочитайте слова: портфель, мозоль, цифра, большой, полька.
– Какое слово лишнее и почему? (Цифра.)
– Прочитайте оставшиеся слова. Что их объединяет? (В них есть ь.)
– Какую «работу» выполняет ь в этих словах? (Указывает на мягкость предыдущего согласного.)
– Приведите примеры слов, в написании которых ь – показатель мягкости предыдущего согласного.
II. Построение проекта выхода из затруднения; открытие нового знания.
1. Работа по учебнику. Чтение рассказа «Спрячь в середину».
– Какие задания должны были выполнить ребята? («Спрятать» мягкий знак в середину слова.)
– Прочитайте слова, которые были записаны на доске. (Огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль.)
– Как ребятам удалось справиться с заданием? (Добавили слог «ки».)
Больница, больной, больно. (Добавили два или один слог.)
– Какие слова они смогли подобрать?
– Прочитайте слова парами.
– Какую «работу» выполнял в словах мягкий знак, когда он находился в конце слова? (Мягкий знак указывал на мягкость предыдущего согласного.)
– Изменилась ли «работа» мягкого знака, когда он оказался в середине слова? (Нет.)
2. Образование множественного числа слов.
– Прочитайте слова парами.
– Прочитайте вторые слова в парах.
– Выложите из фишек звуковую модель слова «дерево».
– Над фишками поставьте буквы.
– Под моделью слова «дерево» выложите модель слова «деревья».
– Чем различаются слова по звуковому составу? (Во втором слове звуков больше. Буква в стала обозначать мягкий звук в’.)
– Какой буквой обозначаются стоящие рядом звуки й’ и а? (Буквой я.)
– Как обозначить мягкость звука в’? (Мягким знаком.)
– Выложите над фишками слово «деревья». (Над пятой фишкой надо поставить две буквы: в и ь, а над шестой и седьмой фишками – букву я.)
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «деревья»? (Он отделяет согласный от гласного.)
– Эта «работа» мягкого знака называется – разделительной. В слове «деревья» – разделительный мягкий знак.
– Выложите из букв слово «брат».
– Что надо сделать, чтобы превратить слово «брат» в «братья»?
– Какая буква поможет обозначить мягкость звука т’? (Буква ь.)
– Какой буквой обозначим стоящие рядом звуки й’ и а? (Буквой я.)
– Что получится, если не поставить в слове «братья» букву ь?
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «братья»? (В слове «братья» – разделительный мягкий знак.)
– Прочитайте слова, в которых мягкий знак – разделительный.
– Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется мягкий знак.
– Прочитайте слова, написанные красочными буквами.
– Каждое слово измените так, чтобы оно называло несколько предметов. Прочитайте эти слова ещё раз парами.
– Справа от каждого слова выложите буквами его пару.
3. Коллективная работа.
На доске записаны слова:
Воробьи, жильё, ручьи, Колья, перья и семья,
Листья, крылья, стулья, чьи, Вьюга, осенью, друзья.
– Прочитайте слова.
– Что их объединяет? (В словах – мягкий знак.)
– Какую «работу» выполняет в них мягкий знак? (Разделительный мягкий знак.)
– Назовите гласные, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.
Учитель выставляет гласные е, ё, и, ю, я на доску.
Я мягкий знак не простой,
А удивительный – разделительный.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в словах стою, друзья.
Последние две строки желательно разучить с учениками.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.
Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, и, ю, я.
4. Различение слов с ь – показателем мягкости и с разделительным ь.
– Разделите слова на две группы и запишите их в тетрадь.
Ь – показатель мягкости: лень, кость, письмо, зорька, пять; разделительный ь: перья, льёт, платье, судья.
III. Включение в систему знаний.
1. Дополните правило.
Разделительный ь пишется в словах после _________ (согласных) перед гласными буквами________ (я, ю, и, е, ё).
2. Дифференцированная работа.
– Прочитайте новые слова, меняя одну букву.
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (В этих словах мягкий знак – показатель мягкости.)
– Прочитайте текст на доске.
Ласковое солнышко льёт тёплые лучи на землю. На сучьях деревьев появляются первые листочки. Воробьи, весело чирикая, пьют воду из лужи.
– Найдите в тексте и назовите слова, в которых пишется ь. (Льёт, сучья, деревьев, воробьи, пьют.)
3. Работа по тетради «Я учусь писать и читать», карточкам.
– Прочитайте предложения. Вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
Карточка 1.
• Подставьте буквы так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.
1) Небольшое помещение для мытья. (Банька.)
2) Способ передвижения. (Ходьба.)
3) Рисунок по дереву. (Резьба.)
4) Отец, мать, дети. (Семья.)
• В каком слове есть разделительный мягкий знак? Обведите это слово красным карандашом. (Семья.)
Карточка 2.
• Прочитайте и отгадайте загадки. Впишите отгадки.
Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, А на ней щетинка. Кто это? ________ (Свинка.) | На скамейке у ворот Лена горько слёзы ________ (льёт). |
Карточка 3.
• Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
Листья, пень, лень, счастье, здоровье, пьёт, коньки, льёт, вьёт, деревья, воробьи, стулья, жильё, ручьи, обезьяна.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Чтение рассказа И. Бутмана «Трус».
– А вы, ребята, как думаете: кто трус, а кто храбрый?
– Подтвердите свой ответ примерами из текста рассказа.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Что за буква, кто узнает: Перед е, ё, и, ю, я
Звука не обозначает, Она в словах стоит, друзья!
– Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
На доске:
Перья Муравьи Дарья
Пальто Ступенька Горько
Деревья Апельсин Илья
– Соедините части слов с разделительным мягким знаком.
Мед- нье
Варе- га
Вью- ведь
Ответ: лишнее слово – «медведь».