СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 44. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ. ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, БЛИЗКИМИ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для соблюдения правильной интонации при общении, чтении текста, ознакомления со словами, сходными по значению и их использованием в речи; научить находить слова, имеющие несколько значений, устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок 44. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ. ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, БЛИЗКИМИ ПО ЗНАЧЕНИЮ.»

Урок 44
речевая ситуация: использование
интонации при общении. знакомство
со словами, близкими по значению

Педагогические задачи: создать условия для соблюдения правильной интонации при общении, чтении текста, ознакомления со словами, сходными по значению и их использованием в речи; научить находить слова, имеющие несколько значений, устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся сравнивать слова, звуки и буквы, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; безошибочно списывать текст, проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение умением менять интонацию при чтении текста для выражения различных чувств; осуществление выбора языковых средств, передающих восторг; осмысление толкования многозначного слова в контексте; наблюдение за словами, сходными по значению, и их употреблением в речи; логические – осуществление звукобуквенного анализа (определение соотношения звукового и буквенного состава слова); использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность согласно заявленной задаче; сопоставлять выполненную работу с образцом, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения с учётом характера допущенных ошибок.

Коммуникативные: правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при устном общении; выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заявленному заданию самостоятельно, осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учёбе; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, улучшать результаты труда.


Сценарий урока

I. Мотивация учебной деятельности (Л. + П.).

− Представьте, что мы сейчас не на уроке в классе, а в театре. Когда открываешь двери здания театра, сразу попадаешь в сказочную, праздничную атмосферу со сверкающими люстрами, удобными креслами, где сам воздух пахнет праздником.

Но театр – это не только здание. Это прежде всего спектакли.

На Руси первые спектакли показывали прямо на площадях скоморохи – бродячие артисты. А кто из вас может назвать самого древнего артиста Руси? (Петрушка.)

Раньше Петрушка был куклой и жил в ящике, в котором разыгрывались кукольные спектакли. Там, где Петрушка, было всегда весело, он никому не давал скучать.

− Сегодня Петрушка – гость нашего урока.

Петрушка. Здравствуйте, ребята,

Мы из театра к вам пришли,

Сто историй принесли.

− Рассмотрите костюм Петрушки (показ иллюстрации).

− Попробуйте описать, какой он.


II. Постановка учебной задачи (П. + К. + Р.).

− Прочитайте текст рубрики «Подумаем вместе».

− В каких предложениях передаётся восторг мальчика? Как вы догадались?

− Прочитайте их выразительно, чтобы передать при чтении восторг мальчика. А как это показано на письме?

− Ой, ребята, кто это?

Творю я всюду зло

И не люблю веселья.

Я прогоню добро,

Пусть будет мрак, безделье.

− Ребята, это знаменитый доктор кукольных наук – Карабас-Барабас. Он хитрый и коварный. Он провозглашает зло и оставляет нам только злые слова.

Слова – строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно – безобразный шаткий сарай. Только это будут словесные здания.

Слова все разные – и по звучанию, и по значению.

– Великий Волшебник произнёс заклинание. Какие вы знаете заклинания? (Ответы учащихся.) Беды не случилось, вы сняли заклинание Карабаса-Барабаса, и его злость превратилась в его трусость.


III. Работа по теме урока (П. + К. + Р.).

1. Работа по учебнику.

− Каждое слово имеет свое значение. Оно может меняться со временем. Бывают слова, которые имеют сразу несколько значений. О них разговор на нашем уроке.

Коллективное выполнение упражнения 1.

− Чем интересно слово «звезда»? Какие ещё значения этого слова вам известны? (Знаменитость, морская звезда.)


Рубрика «Это интересно!».

У слова «идти» 26 значений, а у слова «стоять» – 17.

− Непременный атрибут костюма Петрушки – это колпак. Найдите предложение – описание колпака. Почему в конце его стоит восклицательный знак? Запишите это предложение в тетрадь.

Самостоятельная работа (упражнение 3). (Коллективная проверка.)

− Отгадайте загадку:

Когда апрель берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она − через меня.

(Скакалка, прыгалка.)

Работа в парах (упражнение 4) (К. + П.).

− Какие слова называют один и тот же предмет? (Прыгалка, скакалка, верёвочка.)

Чтение рубрики «Обрати внимание».

− Приведите свои примеры слов, близких по значению. (Мартышка, обезьяна; алфавит, азбука; всадник, наездник.)

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край − Отечество, Отчизна.

Как много в них священного для нас!

Коллективное выполнение упражнения 5.

− Приведите свои примеры с такой же орфограммой.

Закрепление изученного. Комментированное выполнение упражнения 6 категории «Трудное задание».

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

− Отгадайте загадку:

Вот выходит кто-то рыжий

И одетый кое-как:

Башмаки длинны, как лыжи,

А на голове – колпак.

Он пускается в проказы,

Затевает сто затей,

Рассмешить умеет сразу

Всех – и взрослых, и детей.

Ты, конечно, знаешь, кто он, –

Цирковой весёлый… (клоун)!

А. Капьяр

Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».

− Напишите буквосочетание на первой (второй, третьей, четвёртой) строке за одно движение. (Учитель показывает образцы записи на доске.)

− В буквосочетании -ло- (-зо-) букву о надо писать снизу, руководствуясь стрелкой. Каждое буквосочетание напишите 4–5 раз.

− На оставшемся месте запишите слово, которое начинается с этого буквосочетания. (Например: ложа, зонтик.) Первые две буквы в слове записывайте за одно движение.


Упражнение «Прочитай». (Фронтальная работа.)

− Найдите в стихотворении группы родственных слов. Почему эти слова являются однокоренными? Подчеркните выбранные слова.

− Выпишите группы родственных слов.

Проверка выполненной работы: ходики, ходили; будильники, будили; час, часовая (мастерская).) (Слова час и часам – это одно и то же слово с разными окончаниями.) (День деньской.)

− Подчеркните корень в каждой группе однокоренных слов, поставьте ударение. В каждой из групп назовите слова, в которых выделенная (подчёркнутая) часть звучит чётко.


Упражнение «Определи, какой звук является общим в каждой группе слов». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы:

а) книжка, нож, шар [ш];

б) все, улов, встреча [ф];

в) билет, фильм, герой [и].

Вывод: произношение и написание слова не всегда совпадают.


Упражнение «Заполни пропуски». (Самостоятельная работа.)

− Выберите и подчеркните нужное слово в скобках. Объясните свой выбор.

– Откройте учебник на странице 141 и выполните проверку своей работы.

− Запишите в тетрадь 2–3 слова на данное правило.


Упражнение «Образуй новые слова по образцу и запиши». (Фронтальная работа.)

− Подчеркните в словах сочетания чк, чн. Задайте вопрос к словам, дописанным во второй столбик.


Упражнение «Раздели слова на слоги». (Фронтальная работа.)

− Разделите слова на слоги вертикальными чёрточками.

− Спишите слова, разделив для переноса.

Проверка выполненной работы: те-атр, афи-ша, би-лет, сце-на, за-на-вес, кре-сло (крес-ло), пар-тер, ак- тёр, бу-фет, зри-те-ли, зда-ние, ин-те-ре-сно (ин-те-рес-но), ска-зка (сказ-ка).


IV. Итог урока (К. + Р.).

Проблемная ситуация: «Петя считает, что слова афиша и здание имеют только один вариант переноса, а Юля утверждает, что два. Как вы считаете, кто прав?»


Упражнение «Вставь в предложения нужные слова».

− Прочитайте первую пару слов. Чем различаются слова? Что значит каждое слово? (Тюбик – это имя художника из известной книги Н. Носова «Приключения Незнайки»; тюбик – это маленькая трубочка для клея или зубной пасты.)

− Вставьте в предложения нужные слова. Запишите.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!