СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 47. Омонимы. Омонимы и многозначные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Создать условия для овладения основными понятиями темы, различения омонимов и многозначных  слов, опознавания омонимов и их разновидностей, наблюдения за ролью омонимов в художественных текстах (создание каламбура на основе омонимии);

2.Развивать навыки  использования омонимов в собственной речи; работы с толковым словарём, преобразования информации из одной формы в другую (схему), построения продуктивного речевого взаимодействия в группе, точного и ясного выражения мысли и оценивания своей и чужой речи.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Задания для постеров»

  1. группа

Что общего в паре слов: замОʹк – зАʹмок? -

слова одинаково пишутся, но отличаются произношением

Графика - раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и в буквальном переводе с греческого означает «пишу»

Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «homos – одинаковый» + «onyma – имя»), а если взять «homos – одинаковый» и «grapfo – пишу»: ОМОГРАФЫ.

МукАʹ(пшеничная) – мУʹка(сильная), Оʹрган(зрения) – оргАʹн(огромный)


2 группа

Что общего в паре слов: пруД – пруТ -

слова одинаково произносятся, но отличаются написанием.

Фонетика - раздел лингвистики, который изучает звуки.

Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «homos – одинаковый» + «onyma – имя»), а если взять «homos – одинаковый» + «phone – звук»: ОМОФОНЫ.


стАрожил – стОрожил, полОскать (белье) – полАскать котенка



3 группа

Что общего в паре слов: МОЙ (портфель) – МОЙ (пол)? -

Одинаково пишутся, НО!!! Это слова разных частей речи.

Попробуйте просклонять местоимение «мой», назовите неопределённую форму данного глагола (мыть), поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Эти слова совпадают в написании и произношении только в одной форме.

Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «homos – одинаковый» + «onyma – имя»), а если взять «homos – одинаковый» + форма: ОМОФОРМЫ


Лечу в самолете – лечу больного, три яблока – три сильней





4 группа

Сравните особенности многозначных слов и омонимов, внесите их различия и общие черты в диаграмму Венна

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрация многозначного слова»







































Просмотр содержимого документа
«Ключ»

Просмотр содержимого документа
«Материал для учителя. О причинах появления омонимов»

О причинах появления омонимов

Путь первый.

В русском языке существовало, например, с незапямятных времён слова “скат” – “… пологий спуск”, а в скандинавском слово “skat” - “крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом”. Слова из других языков могут заимствоваться русским, и, когда скандинавское слово пришло в наш язык, оно стало омонимом русскому слову. Точно так же возникли омонимы “байка” – “мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань” из польского языка и “байка” – “побасенка, выдумка”.

Путь второй.

Есть, например, в нашем языке суффикс “-ник-”, который обозначает человека по профессии, и есть другой суффикс “-ник-”, обозначающий предмет. Если эти два совершенно разных по значению суффикса прибавить к основе “провод”, получается два омонима: “проводник” – “железнодорожный служащий, сопровождающий вагон”, и “проводник” – “вещество, хорошо пропускающее через себя или передающее электрический ток, звук, теплоту”. Подобным образом появились и омонимы “заболтаться” – “начать болтаться”, в котором приставка “-за-” имеет значение начала, и “заболтаться” – “увлечься болтовнёй”, в котором приставка “-за-” имеет значение чрезмерности.

Путь третий.

Омонимы рождаются из двух значений одного слова. Например, “издать” – “напечатать, выпустить в свет”, “издать” – “произвести (о звуке, запахе)”, “косяк” – “брус дверной или оконной рамы”, “косяк” – “стая рыб, птиц”, “острить” – “заострять, делать острым”, “острить” – “говорить остроты”.

Многозначное слово распадается на два омонима, если мы забываем со временем о связи значений. Мы можем даже застать момент, когда значения не распались полностью, как в словах “качать” (“втягивать, нагнетать насосом”) и “качать” (“приводить в колебательное движение”). Поэтому толковый словарь приводит это слово как многозначное, а специальный словарь омонимов как два слова-омонима.

(По В. Бурмако)



Просмотр содержимого документа
«Определения для деления на группы»

Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение: береза, айсберг, атом


Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений: высокий (холм), высокий (звук)


Прямое значение слова – это его первичное, основное лексическое значение: высокая (гора), спинка (ребенка)


Переносное значение слова - это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу: высокое (положение), спинка (стула)



Просмотр содержимого документа
«Составьте предложения с данными словами»

Просмотр содержимого документа
«Урок № 47. Омонимы. Омонимы ми многозначные слова»

Просмотр содержимого документа
«задания группам»

  1. Прочитайте стихотворения. Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!..



Кумушки

Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки — Сорок сорок.

Петя мечтает

...Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

  1. Составить и записать предложения с данными омонимами: Месяц Кашка

  2. Знакомство с понятием «каламбур»

Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов.

Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером».

Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.

Составьте четверостишье по данной рифме

. . . из норки

. . . у . . . норки

. . . у лисички

. . . лисички



  1. Прочитайте стихотворения. Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!..





Кумушки

Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки — Сорок сорок.

Петя мечтает

...Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

  1. Составить и записать предложения с данными омонимами: Месяц Кашка

  2. Знакомство с понятием «каламбур»

Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов.

Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером».

Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.

Составьте четверостишье по данной рифме

. . . из норки

. . . у . . . норки

. . . у лисички

. . . лисички



  1. Прочитайте стихотворения. Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!..




Кумушки

Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки — Сорок сорок.

Петя мечтает

...Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

  1. Составить и записать предложения с данными омонимами: Месяц Кашка

  2. Знакомство с понятием «каламбур»

Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов.

Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером».

Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.

Составьте четверостишье по данной рифме

. . . из норки

. . . у . . . норки

. . . у лисички

. . . лисички



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!