Организацион- ный этап. | Деление на группы. «Собери определение» Определения для деления на группы. Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение: береза, подосиновик, атом Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений: высокий (холм), высокий (звук), высокий (стиль) Прямое значение слова – это его первичное, основное лексическое значение высокая (гора), играть (на скрипке), спинка (ребенка) Переносное значение слова - это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу: высокое (положение), спинка (стула) Создание психологического настроя. Приветствие. Стратегия «Испорченный телефон» Учитель представителю от группы сообщает на ухо пожелание 1 – быть активными 2 – дружно работать в группе 3 – усвоить новый материал 4 – внимательно слушать | До урока. Ученики, собирая разрезанные на 4 части определения по теме «Лексика», объединяются в структурированные группы. Проверяют, зачитывая определение, правильно ли они объединились. Пожелания учителя дети в группе пересказывают друг другу на ухо, последний озвучивает |
Выход на тему урока. Совместное целеполагание. | «Не знать – не стыдно». Дайте возможное определение слова ОМОНИМ. Запишите. Какое понятие у вас ассоциируется с этим словом? Какими путями можно узнать значение слово «ОМОНИМ» 2.Как появилось слово. Этимология слова. Анализ структуры слова омонимы (от греч. homos – одинаковый и onyma – имя) 3.Создание проблемной ситуации Составьте предложения с данными словами (задание распечатано для групп, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие: ребята не показывают друг другу задание). 1 и 2 группа | | 3 и 4 группа | лук | | лук | коса | | коса | Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравните с многозначным словом, например «игла». Обращает внимание на иллюстрации на доске Игла 1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень. 2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных. 3. Лист хвойного растения. // Шип растения. 4. Острый шпиль здания. Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями. Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? Напишите (задайте) 2 вопроса, на которые вы хотите получить ответ сегодня на уроке. Подводит учащихся к формулировке цели: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение. | Учащиеся высказывают предположение, участвуют в обсуждении Ученики составляют предложения в группах, зачитывают их, обнаруживают, что предложения составлены с одинаковыми словами, но с разными значениями Наблюдают, делают вывод Составляют вопросы к теме урока, из них формулируют цель |
Открытие нового знания. Физминутка. Если слово употреблено в прямом значении, хлопнуть в ладоши. Если слово употреблено в переносном значении, топнуть ногами Тяжелый чемодан - тяжелый характер, море пшеницы - голубое море, холодный ветер - холодный взгляд, убежала собака – убежало молоко, черствый хлеб – черствая душа | Различие омонимов и многозначных слов. Работа со словарями в парах 1. Найдите данные слова в толковом словаре: КРАН, НАРЯД, КЛЮЧ 2. Определите, сколько словарных статей даётся для каждого слова. 3. Есть ли что-то чуть-чуть похожее в значениях слов? В какой паре? (ключ) Обращает внимание на иллюстрации Виды омонимов. Общее и различное омонимов и многозначных слов. Работа в группах. Подготовка сообщений по темам. Предлагает учащимся работу в группе с раздаточным материалом по видам омонимов. Задание: подготовить сообщения по темам «Омофоны», «Омоформы», «Омографы», 4 группе - составить диаграмму Венна «Общее и различное омонимов и многозначных слов» Презентация работы групп. Выступления групп. Оценивание выступлений групп по критериям. Предлагает оценить выступления групп по критериям. Критерии обсуждают. Предлагает слушающим ученикам задавать вопросы отвечающим Применение нового знания. Практическая работа Прочитайте стихотворения. Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы. Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!.. | Кумушки Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки — Сорок сорок. | Петя мечтает ...Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! | Составить и записать предложения с данными омонимами: Месяц (луна; календарный) Кашка (цветок; молочная) Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Назовите вид омонимов. Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство. Знакомство с понятием «каламбур» Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов. Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером». Веснушкам нету сноса: Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла. Зависело б от мыла. Веснушки я б отмыла. Составьте четверостишье по данной рифме. . . . из норки . . . у . . . норки . . . у лисички . . . лисички Чтение получившихся каламбуров. | Работают в паре. Находят слова, делают выводы Работают в группах. Подготовка сообщений по темам «Омофоны», «Омоформы», «Омографы», диаграмма Венна «Общее и различное омонимов и многозначных слов» Составляют сводную таблицу «Виды омонимов» в тетради Оценивают выступления групп по критериям: Понятно Эмоционально Приведены примеры Ученики выполняют задания в группе. Самопроверка по ключу: 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы: ворона – ворона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.). Работают индивидуально Озвучивают предложения, называют самые удачные предложения Стратегия «Большой палец» Работают в паре Самопроверка по эталону Работают в группе. Озвучивают получившиеся четверостишья, называют самые удачные Оригинал. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: - Где вы были? - У лисички. - Что вы ели там? - Лисички. (Я.Козловский) |
Дополнительные задания | Омоформы Простой трактора произошел по простой причине. - Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. Омофоны Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Снежный занос — держится за нос. Омографы Осенняя пора прекрасна – Пора - мельчайшее отверстие на поверхности кожи. Маленькие гвóздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики. Сергей Михалков «О словах разнообразных — одинаковых, но разных» День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: — Вы откуда Появились, молодцы? | Отвечали мне слова: — Заверяем, голова, Что и раньше с нами встречи Ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, | Потому не торопись; Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки Мы | | |