СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 47 Тема: Тематическая группа. (§23) С.78-81 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 47 Тема: Тематическая группа. (§23) С.78-81 5 класс»

Урок № 47

Тема: Тематическая группа. (§23) С.78-81

Цель: Дать понятие о возможности объединения слов по лексическому значению;

группируя слова, развивать логическое мышление; при подаче материала

использовать межпредметные связи; воспитывать уважительное отношение к

работе товарищей, внимание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос

- Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).

- Что такое богатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова).

- Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

- Сегодня на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И цель занятия – изучение нового материала «Тематическая группа».

Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.

Формулировка темы урока учениками.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

1)Объяснение учителя:

В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы, например: деревья — сосна, дуб, клен, береза; фрукты — яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее в первой группе слов — дерево, во второй — фрукт. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою, отличительную особенность.

Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».


  1. Теоретический материал – с.78.

  2. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Упражнение 168.

  1. Алюминиевый, медный, стальной – материал, из чего сделан предмет.

  2. Бульдозер, каток, экскаватор – строительная техника.

  3. Веселый, радостный, унылый – состояние человека.

  4. Грохотать, дрезжать, звенеть – действия, производящие шум.

Упражнение 171

Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег на месте).

Упражнение 173

Дробь – барабанная, свинцовая

Мышь – компьютерная, полевая

Рожь – густая

Ручка – дверная, шариковая.

Упражнение 175

Зубчик – профессиональная тематика (архитектор, врач-стоматолог, слесарь).

Коса – сельскохозяйственное орудие, вид прически.

Еще хочу собакой стать,

Чтоб забираться под кровать,

И шлепанцы икать впотьмах,

И папе приносить в зубах.


  1. Самостоятельная работа.

На месте пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия.

1.Взаимоотношения в семье: ….

2. Праздники: …..

3. Игры: ….

Для справок: доверие, Рождество, понимание, «морской бой», преданность, 8 Марта, день рождения, уважение, Новый год, «прятки», «классики».


8. Игра «Третий лишний».

-Определи, какое слово лишнее. Запиши это слово.

-Какая тематическая группа слов получиться?

1) Понедельник, июнь, среда. (Не день недели).

2) Гроза, гром, лужа. ( Не явление природы).

3) Дуб, роза, гладиолус.( Не цветок).

4) Тарелка, мяч, кувшин. (Не посуда).

5) Лимон, кабачок, огурец. (Не овощ).

-Какие получились слова?

(Июнь, лужа, дуб, мяч, лимон,)

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО?)

-Как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Неодушевленные).


  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Что нового узнали на уроке?

1. Укажите слова, принадлежащие к тематической группе «синий»:

а) лиловый, фиолетовый, сиреневый;

б) васильковый, небесный, лазурный;

в) сочный, спелый, созревший.

2. Найдите лишнее слово.

Увлечения – рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.

3.Тематическая группа слов … (объединяется по своему лексическому значению на основании одного общего признака)

4. Тематическая группа слов образуется… (вокруг слова, обозначающего обобщенное (родовое) понятие.


Домашнее задание: упражнение 176 (письменно).