Урок № 47
Тема: Тематическая группа. (§23) С.78-81
Цель: Дать понятие о возможности объединения слов по лексическому значению;
группируя слова, развивать логическое мышление; при подаче материала
использовать межпредметные связи; воспитывать уважительное отношение к
работе товарищей, внимание.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос
- Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).
- Что такое богатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова).
- Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Сегодня на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И цель занятия – изучение нового материала «Тематическая группа».
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
1)Объяснение учителя:
В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы, например: деревья — сосна, дуб, клен, береза; фрукты — яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее в первой группе слов — дерево, во второй — фрукт. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою, отличительную особенность.
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».
Теоретический материал – с.78.
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Упражнение 168.
Алюминиевый, медный, стальной – материал, из чего сделан предмет.
Бульдозер, каток, экскаватор – строительная техника.
Веселый, радостный, унылый – состояние человека.
Грохотать, дрезжать, звенеть – действия, производящие шум.
Упражнение 171
Физкультминутка
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте).
Упражнение 173
Дробь – барабанная, свинцовая
Мышь – компьютерная, полевая
Рожь – густая
Ручка – дверная, шариковая.
Упражнение 175
Зубчик – профессиональная тематика (архитектор, врач-стоматолог, слесарь).
Коса – сельскохозяйственное орудие, вид прически.
Еще хочу собакой стать,
Чтоб забираться под кровать,
И шлепанцы икать впотьмах,
И папе приносить в зубах.
Самостоятельная работа.
На месте пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия.
1.Взаимоотношения в семье: ….
2. Праздники: …..
3. Игры: ….
Для справок: доверие, Рождество, понимание, «морской бой», преданность, 8 Марта, день рождения, уважение, Новый год, «прятки», «классики».
8. Игра «Третий лишний».
-Определи, какое слово лишнее. Запиши это слово.
-Какая тематическая группа слов получиться?
1) Понедельник, июнь, среда. (Не день недели).
2) Гроза, гром, лужа. ( Не явление природы).
3) Дуб, роза, гладиолус.( Не цветок).
4) Тарелка, мяч, кувшин. (Не посуда).
5) Лимон, кабачок, огурец. (Не овощ).
-Какие получились слова?
(Июнь, лужа, дуб, мяч, лимон,)
-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО?)
-Как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Неодушевленные).
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Что нового узнали на уроке?
1. Укажите слова, принадлежащие к тематической группе «синий»:
а) лиловый, фиолетовый, сиреневый;
б) васильковый, небесный, лазурный;
в) сочный, спелый, созревший.
2. Найдите лишнее слово.
Увлечения – рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
3.Тематическая группа слов … (объединяется по своему лексическому значению на основании одного общего признака)
4. Тематическая группа слов образуется… (вокруг слова, обозначающего обобщенное (родовое) понятие.
Домашнее задание: упражнение 176 (письменно).