Паронимы
Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать паронимы на основе их значений; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Задачи: организовать взаимодействие учащихся в парах для работы по формулировке определения понятия «паронимы»; способствовать осмыслению целей и задач урока; рефлексии; формировать чувство ответственности за результаты своего труда.
Ход урока
Оргмомент
Создание проблемной ситуации. Работа в парах
Распределите данные пары слов в три столбика, а затем аргументировать своё мнение.
Синонимы | Антонимы | Омонимы |
Мчаться – нестись | Медленно – быстро | Лесной ключ – ключ от двери |
прекрасный – великолепный | плакала – смеялась | зелёный лук – лук стрелка |
Слова для справок. Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный. Учащиеся выполняют задание.
Какие пары слов вам не удалось выписать и почему? Докажите, что слова, которые вы не выписали (сытый - сытный, невежа – невежда) не являются ни синонимами, ни антонимами, ни омонимами. Для этого обсудите свой ответ в парах, опирайтесь на известные вам определения понятий.
Эти слова не синонимы: синонимы звучат и пишутся по-разному, а эти слова похожи по звучанию и написанию, у них разное лексическое значение.
Эти слова не антонимы: они не противоположны по лексическому значению.
Эти слова не омонимы: они не одинаковы по звучанию и написанию.
Какой тогда возникает вопрос? Как называется эта группа слов? Такие слова называются паронимами.
Формулировка темы и целей урока
Сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цели. Тема урока – паронимы.
Цели урока. 1) Узнать, что такое паронимы. 2) Правильно употреблять паронимы в речи. 3) Различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.
Открытие нового
Определение паронимов.
Итак, попытаемся самостоятельно дать определение паронимов. Для этого ответим на следующие вопросы.
1) Однокоренные ли это слова? – Однокоренные.
2) Какие это слова по звучанию и написанию: одинаковые – разные – сходные? – Сходные.
3) Какие это слова по значению: противоположные – разные – близкие? – Разные.
А теперь вставьте в определение необходимые слова. Паронимы – это … слова, … по звучанию и написанию, но … по значению. Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению. Сопоставьте это определение с определением в учебнике.
Понять и запомнить это определение поможет происхождение слова: ПАРОНИМЫ - ОТ ГРЕЧ. PARA «ВОЗЛЕ, РЯДОМ» + ONYMA «ИМЯ».
Прокомментируйте его. Какой цели мы достигли? Узнали, что такое паронимы.
Работа со словарём.
Вернёмся к первому заданию и докажем, что слова абонент – абонемент, невежа – невежда являются паронимами. Для этого обратимся к толковому словарю. Учащиеся объясняют значения слов.
Закрепление материала. Работа в парах
Игра «Подбери пару»
Домовый домовитый человеческий человечный дипломат дипломант абонент абонемент | клуб хозяин чувство рост тяжёлый заслуженный концертный городской |
2. Игра «Редактор»
Отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов.
Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.
Мальчику очень понравился рыбий суп.
Это была памятливая для меня поездка.
Собака была злостная, всех кусала.
Эта девушка была большая юмореска по натуре.
Моя мама – передовица производства.
Марина быстро усвоилась на новом месте.
Ребята знают об опасности, которая предостерегает Гену.
Ветер слегка трепетал его пёрышки
Городу нужны новые жилищные дома.
Физкультминутка. Часы.
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так (Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Налево — раз, направо — раз.
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. ( Потягивание и наклон назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Употребление паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.
Знаете ли вы, как их нужно различать? Существует фраза-подсказка. (Запись в тетради для схем).
Надеть одежду. (Что?) Одеть Надежду. (Кого?)
Какую особенность в этой фразе вы заметили? Буква Н в каждой фразе употребляется только один раз. Задайте вопросы к зависимым словам.
Составьте словосочетания со словами, используя паронимы НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. Запишите их в два столбика. Слова для справок: шубу, брата, семью, платье, парик, куклу, манекен, пальто. Проверьте работы друг друга, поставьте карандашом плюсы и минусы над верными и неверными, с вашей точки зрения, ответами.
Надеть шубу, надеть платье, надеть парик, надеть пальто. Одеть брата, одеть семью, одеть куклу, одеть манекен.
Итог урока
Настало время вспомнить о третьей цели нашего урока - формировании умения различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Для этого заполним с вами следующую таблицу. (Распечатана на листах).
Группы слов | Звучание и написание | Значение |
Синонимы | разное | одинаковое или близкое |
Антонимы | разное | противоположное |
Омонимы | одинаковое | разное |
Паронимы | сходное | разное |
Рефлексия. Стратегия «Рефлексивное интервью».
Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»
Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).
Имя учащегося | Баллы |
1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения. | Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл |
2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе. | Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл |
3.Соблюдал (а) культуру общения в группе | 2 балла |
Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично» 5 баллов – «Хорошо» 4 балла – «Удовлетворительно» | |
Домашнее задание
3