СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Урок № 49. Паронимы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать паронимы на основе их значений; воспитывать коммуникативную культуру учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«РМ»

  1. Распределите данные пары слов в три столбика, а затем аргументировать своё мнение.

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Слова для справок. Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный.

Эти слова не синонимы, потому что…

Эти слова не антонимы, потому что…

Эти слова не омонимы, потому что…

  1. Игра «Подбери пару»

Домовый

домовитый

человеческий

человечный

дипломат

дипломант

абонент

абонемент

хозяин

клуб

чувство

рост

заслуженный

тяжёлый

концертный

городской


  1. Игра «Редактор». Отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов.

  1. Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.

  2. Мальчику очень понравился рыбий суп.

  3. Это была памятливая для меня поездка.

  4. Собака была злостная, всех кусала.

  5. Эта девушка была большая юмореска по натуре.

  6. Моя мама – передовица производства.

  7. Марина быстро усвоилась на новом месте.

  8. Ребята знают об опасности, которая предостерегает Гену.

  9. Ветер слегка трепетал его пёрышки

  10. Городу нужны новые жилищные дома.


  1. Употребление паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

Составьте словосочетания со словами, используя паронимы НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. Запишите их в два столбика. Слова для справок: шубу, брата, семью, платье, парик, куклу, манекен, пальто. Проверьте работы друг друга, поставьте карандашом плюсы и минусы над верными и неверными, с вашей точки зрения, ответами.

  1. Различение синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

    Группы слов

    Звучание и написание

    Значение

    Синонимы

    Антонимы

    Омонимы

    Паронимы

  2. Самооценивание

Критерии самооценивания

Баллы

1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл



2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл



3.Соблюдал (а) культуру общения в группе

2 балла



Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо» 4 балла – «Удовлетворительно»






Просмотр содержимого документа
«Урок № 50. Паронимы»

Паронимы

Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать паронимы на основе их значений; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Задачи: организовать взаимодействие учащихся в парах для работы по формулировке определения понятия «паронимы»; способствовать осмыслению целей и задач урока; рефлексии; формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Создание проблемной ситуации. Работа в парах

Распределите данные пары слов в три столбика, а затем аргументировать своё мнение.

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Мчаться – нестись

Медленно – быстро

Лесной ключ – ключ от двери

прекрасный – великолепный

плакала – смеялась

зелёный лук – лук стрелка

Слова для справок. Медленно – быстро, мчаться – нестись, лесной ключ – ключ от двери, абонент – абонемент, плакала – смеялась, великий – величественный, зелёный лук – лук стрелка, невежа – невежда, прекрасный – великолепный. Учащиеся выполняют задание.

Какие пары слов вам не удалось выписать и почему? Докажите, что слова, которые вы не выписали (сытый - сытный, невежа – невежда) не являются ни синонимами, ни антонимами, ни омонимами. Для этого обсудите свой ответ в парах, опирайтесь на известные вам определения понятий.

Эти слова не синонимы: синонимы звучат и пишутся по-разному, а эти слова похожи по звучанию и написанию, у них разное лексическое значение.

Эти слова не антонимы: они не противоположны по лексическому значению.

Эти слова не омонимы: они не одинаковы по звучанию и написанию.

Какой тогда возникает вопрос? Как называется эта группа слов? Такие слова называются паронимами.

  1. Формулировка темы и целей урока

Сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цели. Тема урока – паронимы.

Цели урока. 1) Узнать, что такое паронимы. 2) Правильно употреблять паронимы в речи. 3) Различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

  1. Открытие нового

  1. Определение паронимов.

Итак, попытаемся самостоятельно дать определение паронимов. Для этого ответим на следующие вопросы.

1) Однокоренные ли это слова? – Однокоренные.

2) Какие это слова по звучанию и написанию: одинаковые – разные – сходные? – Сходные.

3) Какие это слова по значению: противоположные – разные – близкие? – Разные.

А теперь вставьте в определение необходимые слова. Паронимы – это … слова, … по звучанию и написанию, но … по значению. Паронимы – это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению. Сопоставьте это определение с определением в учебнике.

Понять и запомнить это определение поможет происхождение слова: ПАРОНИМЫ - ОТ ГРЕЧ. PARA «ВОЗЛЕ, РЯДОМ» + ONYMA «ИМЯ».

Прокомментируйте его. Какой цели мы достигли? Узнали, что такое паронимы.

  1. Работа со словарём.

Вернёмся к первому заданию и докажем, что слова абонент – абонемент, невежа – невежда являются паронимами. Для этого обратимся к толковому словарю. Учащиеся объясняют значения слов.

  1. Закрепление материала. Работа в парах

  1. Игра «Подбери пару»


Домовый

домовитый

человеческий

человечный

дипломат

дипломант

абонент

абонемент

клуб

хозяин

чувство

рост

тяжёлый

заслуженный

концертный

городской


2. Игра «Редактор»

Отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов.

  1. Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.

  2. Мальчику очень понравился рыбий суп.

  3. Это была памятливая для меня поездка.

  4. Собака была злостная, всех кусала.

  5. Эта девушка была большая юмореска по натуре.

  6. Моя мама – передовица производства.

  7. Марина быстро усвоилась на новом месте.

  8. Ребята знают об опасности, которая предостерегает Гену.

  9. Ветер слегка трепетал его пёрышки

  10. Городу нужны новые жилищные дома.


Физкультминутка. Часы.

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так (Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Налево — раз, направо — раз.

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. ( Потягивание и наклон назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)


  1. Употребление паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

Знаете ли вы, как их нужно различать? Существует фраза-подсказка. (Запись в тетради для схем).

Надеть одежду. (Что?) Одеть Надежду. (Кого?)

Какую особенность в этой фразе вы заметили? Буква Н в каждой фразе употребляется только один раз. Задайте вопросы к зависимым словам.

Составьте словосочетания со словами, используя паронимы НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. Запишите их в два столбика. Слова для справок: шубу, брата, семью, платье, парик, куклу, манекен, пальто. Проверьте работы друг друга, поставьте карандашом плюсы и минусы над верными и неверными, с вашей точки зрения, ответами.

Надеть шубу, надеть платье, надеть парик, надеть пальто. Одеть брата, одеть семью, одеть куклу, одеть манекен.

  1. Итог урока

Настало время вспомнить о третьей цели нашего урока - формировании умения различать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Для этого заполним с вами следующую таблицу. (Распечатана на листах).

Группы слов

Звучание и написание

Значение

Синонимы

разное

одинаковое или близкое

Антонимы

разное

противоположное

Омонимы

одинаковое

разное

Паронимы

сходное

разное

  1. Рефлексия. Стратегия «Рефлексивное интервью».

Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»

Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).


Имя учащегося

Баллы

1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл


2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

3.Соблюдал (а) культуру общения в группе

2 балла

Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо»

4 балла – «Удовлетворительно»



  1. Домашнее задание

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!