49
Урок
Спряжение глаголов
Повторение
Запишите под диктовку.
сова, Пушкин, русский, Мария, город, пароход, рубль, Мурка, передача, Юрий, лисица,
Россия, завтра, пятница,
директор, Москва, собака, Иван
Спишите. Укажите части речи. Подчеркните все члены предложения.
Свежим снежком укрылись поля и холмы.
Словарные слова
н
р
р
о
е
о
т
е
т
р
р
с
р
ж
а
с
и
а
п
а
я
и
н
к
т
м
о
о
р
и
м
д
з
ж
й
е
а
Кто прав?
они пь ют 1
У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.
Спряжение глаголов
с ударными окончаниями определяют по окончанию .
сидеть (они) сид ят - 2,
стоять (они) сто ят - 2
жить (они) жив ут - 1
С.124
1
Запиши в два столбика:
1)глаголы с ударным 2)глаголы с безударным
окончанием окончанием
У глаголов с безударными окончаниями спряжение определяют
по начальной форме.
Ко 2-му спряжению относятся все глаголы, у которых в начальной форме на конце -ить ,
кроме брить, стелить (искл. 1 спр.)
четыре на -ать (гнать, слышать, держать, дышать)
семь на -еть (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть,
терпеть, вертеть, обидеть)
Все остальные глаголы относятся
к 1-му спряжению.
Как определить спряжение глагола
1 ) Если личное окончание ударное , спряжение узнаём по окончанию .(Е УТ/ЮТ - 1 , И АТ/ЯТ - 2
2 ) Если безударное личное окончание, ставлю в начальную форму.
3 ) Если в конце начальной формы -ИТЬ (не БРИТЬ, СТЕЛИТЬ ), то это 2 спряжение.
4 ) Если в конце начальной формы -ЕТЬ или -АТЬ (не исключения), то это 1 спряжение.
спешат - 2 спр.
стира е шь (стир ать - не на -ить, не искл.) -1
С.125
2
Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Пиши объяснение по образцу
скач[и]т-скак ать ( 1 спр.)-скач е т
2
2
И
И
2
1
Е
И
1
1
Е
Е
1
1
Е
Е
1
1
Е
Е
С.126
3
Глаголы запиши в три столбика:
1)спряжение по 2)спряжение по
ударному окончанию начальной форме
3)глаголы-исключения
Различай
обсудить, осудить
обсудить - обговорить, обдумать(что?) результаты, план работы, маршрут.
осудить – признать виновным (кого?) нарушителя порядка, товарища за плохой поступок .
Глаголы хотеть, бежать
разноспрягаемые!
Они так называются потому, что имеют личные окончания
и 1-го , и 2-го спряжений:
хочу хот и м бегу беж и м
хоч е шь хот и те беж и шь беж и те
хоч е т хот я т беж и т бег у т
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на - ить,
Исключая: брить, стелить .
А ещё: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, держать, дышать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.
Все остальные глаголы относятся
к 1-му спряжению.
Самостоятельная работа
Вставь пропущенные буквы.
Определи спряжение глаголов.
Ночь настала; месяц всход_т;
Поле всё Иван обход_т,
Озираючись кругом,
И сад_тся под кустом;
Звёзды на небе счита_т
Да краюшку уплета_т.
К каждому глаголу подберите антоним:
строить - _________________________
соединять - _________________________
увеличивать - ________________________
улучшать - ________________________
спрашивать - ________________________
продавать - ________________________
веселиться - ________________________
брать - ________________________
Слова для справок: уменьшать, разъединять, отвечать, скучать, ухудшать, покупать, отдавать
Домашнее задание
Уч.с.126 упр.4
С.126
4
Выпиши глаголы, обозначь личные окончания.
Определи спряжение глаголов.
ходишь-2, сводишь-2, видишь-2, откажешь-1
Что важно запомнить?
Что получилось лучше всего? Над чем ещё надо поработать?
Какие задания понравились?
Кому хотите сказать спасибо?
Оцените свои результаты:
Я смогу применить полученные знания в жизни.
Я узнал(а) новое.
Я успешно выполнил(а) задания.
Остались вопросы, мне трудно.
Спасибо!