СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. Общий обзор организма человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровни организации организма человека, план строения.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Общий обзор организма человека»

Тема: Организм человека и его строение.  Общий обзор организма   Урок биологии человека – 8 класс Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Тема: Организм человека и его строение. Общий обзор организма

Урок биологии человека – 8 класс

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – «уровни» живого организма.
  • Организм – это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
  • Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – «уровни» живого организма.

Уровни организации жизни на Земле (по Северцову)

Уровни организации жизни на Земле (по Северцову)

Организм человека как единая целостная система Вся окружающая нас природа разделяется на органическую (животные, растения, неклеточные формы жизни) и неорганическую (минеральные вещества). 96% веса тела – кислород, углерод, водород, азот, 3% - кальций, фосфор, калий, сера. Органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Организм человека как единая целостная система

  • Вся окружающая нас природа разделяется на органическую (животные, растения, неклеточные формы жизни) и неорганическую (минеральные вещества).
  • 96% веса тела – кислород, углерод, водород, азот, 3% - кальций, фосфор, калий, сера.
  • Органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Ткани – специализированные системы клеток. Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную ткани.
  • Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов.
  • Ткани – специализированные системы клеток.
  • Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную ткани.

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.
  • Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.
Системы органов – органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития.
  • Системы органов – органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития.

Нервная система – регуляция с помощью нервных импульсов Эндокринная система – регуляция с помощью гормонов Генотип – совокупность всех наследственных задатков клетки или организма. Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть совокупность всех его признаков.

Нервная система – регуляция с помощью нервных импульсов

Эндокринная система – регуляция с помощью гормонов

Генотип – совокупность всех наследственных задатков клетки или организма.

Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, то есть совокупность всех его признаков.

Опыт Выполним функциональную пробу. Для этого задержите дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха. На какой срок вы смогли задержать дыхание? Посмотрите друг на друга, изменился ли цвет лица? Что происходит с вашим пульсом и сонными артериями?

Опыт

  • Выполним функциональную пробу. Для этого задержите дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха.
  • На какой срок вы смогли задержать дыхание?
  • Посмотрите друг на друга, изменился ли цвет лица?
  • Что происходит с вашим пульсом и сонными артериями?
Результаты и выводы Результат опыта: Задержали дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий. Вывод : изменение функций дыхательной системы приводит к изменения в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами органов есть связь.

Результаты и выводы

Результат опыта:

  • Задержали дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова.
  • У большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.

Вывод : изменение функций дыхательной системы приводит к изменения в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами, системами органов есть связь.

 Взаимодействие всех систем организма направлено в основном на поддержание постоянства внутренней среды организма , основой которой является кровь.  Происходящие изменения в окружающей среде компенсируются и уравновешиваются организмом. Наш организм – система саморегулирующаяся.

Взаимодействие всех систем организма направлено в основном на поддержание постоянства внутренней среды организма , основой которой является кровь.

Происходящие изменения в окружающей среде компенсируются и уравновешиваются организмом.

Наш организм – система саморегулирующаяся.

Закономерности в строении и расположении органов  человеческого тела Длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо. Длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (определить, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак).

Закономерности в строении и расположении органов человеческого тела

  • Длина ладони равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно закрыть лицо.
  • Длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака (определить, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак).
3. Расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине, можно, если растянуть их в разведенных руках). 4. Длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины. Таблица. Средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека (% к массе всего тела) Мускулатура 44 Скелет Кожа Легкие 17 Головной мозг 1,5 Печень 18 Спинной мозг 2,2 Почки 2,8 0,5 Сердце 0,06 Глаза Поджелудочная железа ЖКТ 0,5 0,02 0,4 Кровь 2,1 7,0 Кровеносные сосуды, нервные стволы 2,0

3. Расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине, можно, если растянуть их в разведенных руках).

4. Длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

Таблица. Средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека (% к массе всего тела)

Мускулатура

44

Скелет

Кожа

Легкие

17

Головной мозг

1,5

Печень

18

Спинной мозг

2,2

Почки

2,8

0,5

Сердце

0,06

Глаза

Поджелудочная железа

ЖКТ

0,5

0,02

0,4

Кровь

2,1

7,0

Кровеносные сосуды, нервные стволы

2,0

Вывод урока Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Человеческий организм состоит из клеток, тканей, органов, системы органов. Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию. Функции – реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.

Вывод урока

  • Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
  • Человеческий организм состоит из клеток, тканей, органов, системы органов.
  • Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.
  • Функции – реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.
Вывод урока Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма. Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь. Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.

Вывод урока

  • Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.
  • Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
  • Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.
Домашнее задание: § 6 прочитать, знать термины и определения понятий, ответить на вопросы после параграфа устно. Пользуясь рисунками в учебнике, таблицами, рисунками, определите расположение внутренних органов в своем теле.

Домашнее задание:

  • § 6 прочитать, знать термины и определения понятий, ответить на вопросы после параграфа устно.
  • Пользуясь рисунками в учебнике, таблицами, рисунками, определите расположение внутренних органов в своем теле.
До скорой встречи!

До скорой встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!