Ткани животных и человека.
На начальном этапе урока происходит актуализация и фиксация понятия «Ткань» (группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением).
На втором этапе урока организуется групповая работа учащихся по изучению особенностей различных видов тканей с использованием текста учебника или дополнительных текстов, изображений различных видов тканей. В ходе групповой работы учащиеся заполняют таблицу
«Ткани организма человека» ( каждая группа работает с определенным видом ткани, затем представляет результаты работы).
Просмотр содержимого документа
«Общий обзор организма человека»
Тема: Общий обзор организма человека (5 часов)
Урок №4 : Ткани животных и человека.
На начальном этапе урока происходит актуализация и фиксация понятия «Ткань» (группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением).
На втором этапе урока организуется групповая работа учащихся по изучению особенностей различных видов тканей с использованием текста учебника или дополнительных текстов, изображений различных видов тканей. В ходе групповой работы учащиеся заполняют таблицу
«Ткани организма человека» ( каждая группа работает с определенным видом ткани, затем представляет результаты работы).
Вид ткани | Особенности строения | функции | разновидности |
Эпителиальная | Клетки с хорошо развитым ядром, плотно прилегают друг к другу, Межклеточное вещество почти отсутствует | Образует покровы, защищает, секретирует | -Плоский эпителий – кожа -Кубический эпителий – покровы желудка, кишечника -цилиндрический эпителий – внутренняя поверхность почечных канальцев -мерцательный эпителий – внутренняя поверхность дыхательных путей |
Соединительная | Клетки разнообразной формы, их мало, разбросаны в большом количестве межклеточного вещества. | Опорная, запасающая, защитная, транспортная, заместительная | Костная Хрящевая Жировая Рыхлая соединительная Кровь |
Мышечная | Небольшое количество межклеточного вещества, клетки вытянутые. Могут быть: -Веретеновидные с палочковидным ядром; -длинные, поперечноисчерченные, с множеством ядер | Сокращение скелетных мышц, движение тела; Сокращение мышечного слоя внутренних органов Сокращение стенок сердца | Поперечно-полосатая Гладкая Сердечная |
Нервная | Клетки (нейроны) звёздчатой формы, имеют отростки (аксоны и дендриты); нейроглия – клетки, обеспечивающие питание нейронов. | Формирует и передает нервные импульсы для возбуждения или торможения других клеток | ------ |
Далее организуется лабораторная работа учащихся.
Каждой группе выдается по два-три препарата различных тканей. Названия препаратов для учащихся закрыты, указаны только номера. Учащимся необходимо рассмотреть препарат, сделать его описание и определить вид ткани. Перед выполнением работы учащимся необходимо объяснить, что препараты могут быть окрашены в различные цвета, для того, чтобы удобно было их рассматривать. Для определения вида ткани необходимо ориентироваться на форму клеток, их расположение, межклеточное вещество, а не на цвет препарата.
Инструктивная карта для учащихся.
Тема: Клетки и ткани под микроскопом.
Цель: научиться различать виды тканей.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей №1,№2, №3, таблица «Ткани организма человека»
1.Приведите в рабочее состояние микроскоп: осветите поле зрения, определите увеличение микроскопа.
2.Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличении, составьте его описание , сделайте рисунок и определите вид ткани. Оформляйте работу следующим образом:
Препарат №1
Описание: клетки (мелкие, крупные; округлые, вытянутые, звездчатые; с одним хорошо заметным ядром, с множеством ядер; лежат плотно друг к другу, лежат рыхло)
Межклеточное вещество ( присутствует, его почти нет, его много)
Рисунок: изобразите участок ткани, указав клетки и межклеточное вещество.
Вид ткани: укажите название ткани, которое вы определили, исходя из результатов её изучения.
3. снимите таблички, закрывающие названия тканей, и проверьте, правильно ли вы определили вид ткани.
4.Сделайте вывод о результатах лабораторной работы