СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общий обзор организма человека

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общий обзор организма человека.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Общий обзор организма человека»

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья Анатомия Физиология  Гигиена  Психология   Генетика  Цитология  Экология человека   Эмбриология Антропология

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья

Анатомия

Физиология

Гигиена

Психология

Генетика

Цитология

Экология человека

Эмбриология

Антропология

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению Размножение  Питание  Биосинтез  Дыхание  Выделение Обмен  веществ  Раздражимость  Рост

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению

Размножение

Питание

Биосинтез

Дыхание

Выделение

Обмен веществ

Раздражимость

Рост

Химические вещества в клетке Минеральные Органические Белки Минер. соли Вода Жиры  Углеводы ДНК, РНК

Химические вещества в клетке

Минеральные

Органические

Белки

Минер. соли

Вода

Жиры

Углеводы

ДНК, РНК

Сравнение растительной и животной  клеток

Сравнение растительной и животной клеток

1. Существуют уровни организации  живой материи: Молекулярный Клеточный Тканевый Органный Организменный Популяционно – видовой  Биогенетический Биосферный

1. Существуют уровни организации живой материи:

  • Молекулярный
  • Клеточный
  • Тканевый
  • Органный
  • Организменный
  • Популяционно – видовой
  • Биогенетический
  • Биосферный
2. Различают 4 вида тканей:  Эпителиальная  (однослойный, многослойный, железистый эпителий)  Соединительная (костная, хрящевая, волокнистая, жировая, кровь и лимфа)  Мышечная (гладкая, поперечно – полосатая скелетная, поперечно – полосатая сердечная)  Нервная

2. Различают 4 вида тканей:

  • Эпителиальная

(однослойный, многослойный, железистый эпителий)

  • Соединительная

(костная, хрящевая, волокнистая, жировая, кровь и лимфа)

  • Мышечная

(гладкая, поперечно – полосатая скелетная, поперечно – полосатая сердечная)

  • Нервная
3. Из тканей образуются органы  и системы органов Нервная Покровная Кровеносная Дыхательная Эндокринная  Репродуктивная Выделительная Пищеварительная Опорно-двигательная

3. Из тканей образуются органы и системы органов

Нервная

Покровная

Кровеносная

Дыхательная

Эндокринная

Репродуктивная

Выделительная

Пищеварительная

Опорно-двигательная

4. Положение человека в классификации животного мира

4. Положение человека в классификации животного мира

5. Человек – био социальное существо

5. Человек – био социальное существо

1. Формулировать функции систем органов:  Покровной  Опорно – двигательной  Кровеносной  Дыхательной  Пищеварительной  Нервной  Репродуктивной  Эндокринной  Выделительной

1. Формулировать функции систем органов:

  • Покровной
  • Опорно – двигательной
  • Кровеносной
  • Дыхательной
  • Пищеварительной
  • Нервной
  • Репродуктивной
  • Эндокринной
  • Выделительной
2. Выделять общие признаки и различия человека и животных Общее Различное Отделы тела и скелета Вертикальное положение тела Строение нервной системы S – образный изгиб позвоночника Системы органов В черепе преобладает мозговой отдел Функции систем органов Сводчатая форма стопы

2. Выделять общие признаки и различия человека и животных

Общее

Различное

Отделы тела и скелета

Вертикальное положение тела

Строение нервной системы

S – образный изгиб позвоночника

Системы органов

В черепе преобладает мозговой отдел

Функции систем органов

Сводчатая форма стопы

3. Доказывать необходимость теоретических знаний для сохранения здоровья

3. Доказывать необходимость теоретических знаний для сохранения здоровья

Древнегреческий врач и естествоиспытатель, один из основоположников античной медицины.  Собрал в своих книгах имевшиеся сведения о строении тела человека. Провозгласил принцип: врач обязан не вредить больному.  Гиппократ  (460-377г. до н.э.)

Древнегреческий врач и естествоиспытатель, один из основоположников античной медицины. Собрал в своих книгах имевшиеся сведения о строении тела человека. Провозгласил принцип: врач обязан не вредить больному.

Гиппократ

(460-377г. до н.э.)

Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни. Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а также родство между растениями и животными. Формально Аристотель не оставил классификации животных . Аристотель объяснял  целесообразность строения и  жизнедеятельности организмов. За свою научную деятельность Аристотель был обвинен в «безбожии» точно так, как приговоренный до этого к смерти греческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Все изложенное дает нам право с полным основанием называть Аристотеля «отцом современного природоведения» и считать его первым в мире биологом, хотя со дня его смерти прошло уже около двадцати трех столетий. Аристотель Стагирит  (384-322 гг. до н.э.)

Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни. Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а также родство между растениями и животными. Формально Аристотель не оставил классификации животных . Аристотель объяснял целесообразность строения и жизнедеятельности организмов.

За свою научную деятельность

Аристотель был обвинен в «безбожии» точно так, как приговоренный до этого к смерти греческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Все изложенное дает нам право с полным основанием называть Аристотеля «отцом современного природоведения» и считать его первым в мире биологом, хотя со дня его смерти прошло уже около двадцати трех столетий.

Аристотель Стагирит

(384-322 гг. до н.э.)

Римский врач, последний из знаменитых учеников школы Аристотеля. Довольно верно и точно ученый описал функции отдельных органов, нервную систему, кровообращение, пищеварительный тракт, дыхательные пути, способы предупреждения и лечения болезней; опубликовал собственную теорию об особенностях пульса. Трудами Галена о функциях нервов медики пользовались до 18 века. В описание деятельности нервной системы Гален заложил мысль, что ее источником являются головной мозг и позвоночный столб, а не сердце, как утверждали представители школы Аристотеля. Однако в трудах и взглядах Галена было много ошибочного, что объяснялось слабыми познаниями анатомии и физиологии. Гален Клавдий (130 – 200 г до н.э.)

Римский врач, последний из знаменитых учеников школы Аристотеля. Довольно верно и точно ученый описал функции отдельных органов, нервную систему, кровообращение, пищеварительный тракт, дыхательные пути, способы предупреждения и лечения болезней; опубликовал собственную теорию об особенностях пульса. Трудами Галена о функциях нервов медики пользовались до 18 века. В описание деятельности нервной системы Гален заложил мысль, что ее источником являются головной мозг и позвоночный столб, а не сердце, как утверждали представители школы Аристотеля. Однако в трудах и взглядах Галена было много ошибочного, что объяснялось слабыми познаниями анатомии и физиологии.

Гален Клавдий

(130 – 200 г до н.э.)

1. Приведите факты, доказывающие, что человек относится: к типу хордовых; к подтипу позвоночных;  к классу млекопитающих; к отряду приматов; к семейству гоминид (людей); к роду человек; к виду человек разумный.

1. Приведите факты, доказывающие, что человек относится:

  • к типу хордовых;
  • к подтипу позвоночных;
  • к классу млекопитающих;
  • к отряду приматов;
  • к семейству гоминид (людей);
  • к роду человек;
  • к виду человек разумный.
2. Перечислите цифры, которыми обозначены органы грудной полости. Назовите органы брюшной полости и обозначающие их цифры. Перечислите основные системы органов и органы, которые к ним относятся. Пользуясь цифрами на рисунке, заполните в тетради таблицу по образцу: 5 6 7 1 8 9 10 2 11 3 4 12 Дыхательн. система Гортань (5) Трахея (7) Легкие (8) Пищевар. система …

2. Перечислите цифры, которыми обозначены органы грудной полости.

Назовите органы брюшной полости и обозначающие их цифры.

Перечислите основные системы органов и органы, которые к ним относятся. Пользуясь цифрами на рисунке, заполните в тетради таблицу по образцу:

5

6

7

1

8

9

10

2

11

3

4

12

Дыхательн. система

Гортань (5)

Трахея (7)

Легкие (8)

Пищевар. система

1 3. Рассмотрите на рисунке электронно-микроскопическую схему строения клетки, найдите ее части и органоиды. Заполните в тетради таблицу: 2 Органоиды клетки (с соответствующ. цифрами) Функции органоидов 6 3 4 5

1

3. Рассмотрите на рисунке электронно-микроскопическую схему строения клетки, найдите ее части и органоиды.

Заполните в тетради таблицу:

2

Органоиды клетки (с соответствующ. цифрами)

Функции органоидов

6

3

4

5

4. Назовите процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Подумайте, из каких процессов складывается обмен веществ в клетке. Заполните в тетради таблицу, дав в правой колонке ответы на вопросы. Обмен веществ в клетке Вопросы Откуда поступают органические питательные вещества в клетку? Ответы Что происходит с этими веществами при биосинтезе? Все ли питательные вещества используются в его процессах? Почему часть питательных веществ распадается и окисляется до неорганических? На что расходуется освободившаяся энергия?

4. Назовите процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.

Подумайте, из каких процессов складывается обмен веществ в клетке.

Заполните в тетради таблицу, дав в правой колонке ответы на вопросы.

Обмен веществ в клетке

Вопросы

Откуда поступают органические питательные вещества в клетку?

Ответы

Что происходит с этими веществами при биосинтезе? Все ли питательные вещества используются в его процессах?

Почему часть питательных веществ распадается и окисляется до неорганических?

На что расходуется освободившаяся энергия?

5. Рассмотрите на рисунке различные типы эпителиальной ткани. Укажите месторасположение перечисленных видов эпителия в организме и их функции. * На основании каких признаков эти ткани относят к эпителиальным?

5. Рассмотрите на рисунке различные типы эпителиальной ткани.

Укажите месторасположение перечисленных видов эпителия в организме и их функции.

* На основании каких признаков эти ткани относят к эпителиальным?

6. Рассмотрите на рисунке различные виды соединительной ткани. Укажите, где в организме располагаются данные виды соединительной ткани и какие функции выполняют. * Ответьте на вопрос: что общего в строении всех видов соединительной ткани?

6. Рассмотрите на рисунке различные виды соединительной ткани.

Укажите, где в организме располагаются данные виды соединительной ткани и какие функции выполняют.

* Ответьте на вопрос: что общего в строении всех видов соединительной ткани?

Здесь предлагается тестирование в программе Test

Здесь предлагается тестирование в программе Test

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология  (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Гигиена человека –  наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Эмбриология человека  (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Уровни организации жизни – функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей «системе систем».

Уровни организации жизни – функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей «системе систем».

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) – органические соединения, отвечающие за хранение и передачу наследственной информации в клетках.

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) – органические соединения, отвечающие за хранение и передачу наследственной информации в клетках.

Ткань – совокупность клеток (сходных по строению, происхождению, функциям) и межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.

Ткань – совокупность клеток (сходных по строению, происхождению, функциям) и межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.

Орган (гр. органон – орудие, инструмент) – часть многоклеточной особи, состоящая из комплекса тканей, выполняющая в организме определенные функции.

Орган (гр. органон – орудие, инструмент) – часть многоклеточной особи, состоящая из комплекса тканей, выполняющая в организме определенные функции.

Система органов  – совокупность нескольких органов, участвующих в выполнении одних и тех же функций.

Система органов – совокупность нескольких органов, участвующих в выполнении одних и тех же функций.