Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья
Анатомия
Физиология
Гигиена
Психология
Генетика
Цитология
Экология человека
Эмбриология
Антропология
Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению
Размножение
Питание
Биосинтез
Дыхание
Выделение
Обмен веществ
Раздражимость
Рост
Химические вещества в клетке
Минеральные
Органические
Белки
Минер. соли
Вода
Жиры
Углеводы
ДНК, РНК
Сравнение растительной и животной клеток
1. Существуют уровни организации живой материи:
- Молекулярный
- Клеточный
- Тканевый
- Органный
- Организменный
- Популяционно – видовой
- Биогенетический
- Биосферный
2. Различают 4 вида тканей:
(однослойный, многослойный, железистый эпителий)
(костная, хрящевая, волокнистая, жировая, кровь и лимфа)
(гладкая, поперечно – полосатая скелетная, поперечно – полосатая сердечная)
3. Из тканей образуются органы и системы органов
Нервная
Покровная
Кровеносная
Дыхательная
Эндокринная
Репродуктивная
Выделительная
Пищеварительная
Опорно-двигательная
4. Положение человека в классификации животного мира
5. Человек – био социальное существо
1. Формулировать функции систем органов:
- Покровной
- Опорно – двигательной
- Кровеносной
- Дыхательной
- Пищеварительной
- Нервной
- Репродуктивной
- Эндокринной
- Выделительной
2. Выделять общие признаки и различия человека и животных
Общее
Различное
Отделы тела и скелета
Вертикальное положение тела
Строение нервной системы
S – образный изгиб позвоночника
Системы органов
В черепе преобладает мозговой отдел
Функции систем органов
Сводчатая форма стопы
3. Доказывать необходимость теоретических знаний для сохранения здоровья
Древнегреческий врач и естествоиспытатель, один из основоположников античной медицины. Собрал в своих книгах имевшиеся сведения о строении тела человека. Провозгласил принцип: врач обязан не вредить больному.
Гиппократ
(460-377г. до н.э.)
Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни. Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а также родство между растениями и животными. Формально Аристотель не оставил классификации животных . Аристотель объяснял целесообразность строения и жизнедеятельности организмов.
За свою научную деятельность
Аристотель был обвинен в «безбожии» точно так, как приговоренный до этого к смерти греческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Все изложенное дает нам право с полным основанием называть Аристотеля «отцом современного природоведения» и считать его первым в мире биологом, хотя со дня его смерти прошло уже около двадцати трех столетий.
Аристотель Стагирит
(384-322 гг. до н.э.)
Римский врач, последний из знаменитых учеников школы Аристотеля. Довольно верно и точно ученый описал функции отдельных органов, нервную систему, кровообращение, пищеварительный тракт, дыхательные пути, способы предупреждения и лечения болезней; опубликовал собственную теорию об особенностях пульса. Трудами Галена о функциях нервов медики пользовались до 18 века. В описание деятельности нервной системы Гален заложил мысль, что ее источником являются головной мозг и позвоночный столб, а не сердце, как утверждали представители школы Аристотеля. Однако в трудах и взглядах Галена было много ошибочного, что объяснялось слабыми познаниями анатомии и физиологии.
Гален Клавдий
(130 – 200 г до н.э.)
1. Приведите факты, доказывающие, что человек относится:
- к типу хордовых;
- к подтипу позвоночных;
- к классу млекопитающих;
- к отряду приматов;
- к семейству гоминид (людей);
- к роду человек;
- к виду человек разумный.
2. Перечислите цифры, которыми обозначены органы грудной полости.
Назовите органы брюшной полости и обозначающие их цифры.
Перечислите основные системы органов и органы, которые к ним относятся. Пользуясь цифрами на рисунке, заполните в тетради таблицу по образцу:
5
6
7
1
8
9
10
2
11
3
4
12
Дыхательн. система
Гортань (5)
Трахея (7)
Легкие (8)
Пищевар. система
…
1
3. Рассмотрите на рисунке электронно-микроскопическую схему строения клетки, найдите ее части и органоиды.
Заполните в тетради таблицу:
2
Органоиды клетки (с соответствующ. цифрами)
Функции органоидов
6
3
4
5
4. Назовите процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.
Подумайте, из каких процессов складывается обмен веществ в клетке.
Заполните в тетради таблицу, дав в правой колонке ответы на вопросы.
Обмен веществ в клетке
Вопросы
Откуда поступают органические питательные вещества в клетку?
Ответы
Что происходит с этими веществами при биосинтезе? Все ли питательные вещества используются в его процессах?
Почему часть питательных веществ распадается и окисляется до неорганических?
На что расходуется освободившаяся энергия?
5. Рассмотрите на рисунке различные типы эпителиальной ткани.
Укажите месторасположение перечисленных видов эпителия в организме и их функции.
* На основании каких признаков эти ткани относят к эпителиальным?
6. Рассмотрите на рисунке различные виды соединительной ткани.
Укажите, где в организме располагаются данные виды соединительной ткани и какие функции выполняют.
* Ответьте на вопрос: что общего в строении всех видов соединительной ткани?
Здесь предлагается тестирование в программе Test
Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.
Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.
Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.
Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.
Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.
Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.
Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.
Уровни организации жизни – функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей «системе систем».
Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) – органические соединения, отвечающие за хранение и передачу наследственной информации в клетках.
Ткань – совокупность клеток (сходных по строению, происхождению, функциям) и межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.
Орган (гр. органон – орудие, инструмент) – часть многоклеточной особи, состоящая из комплекса тканей, выполняющая в организме определенные функции.
Система органов – совокупность нескольких органов, участвующих в выполнении одних и тех же функций.