Тип урока: применение знаний на практике |
Педагогические задачи: расширить представление о понятиях: литературная сказка и русская народная сказка; создать условия для обучения их сравнению; способствовать формированию навыков чтения, развитию умений выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, делить текст на части и озаглавливать их |
Планируемые результаты |
Предметные: осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, соотносят пословицы и поговорки с основной мыслью произведения | Метапредметные: познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя; коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; осуществляют взаимодействие с окружающими; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания (проявляют внимание, удивление, желание больше узнать) |
Образовательные ресурсы: модели обложек |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок наш пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения |
II. Актуализация знаний | – Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая. – Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка зимы? – Как вы это понимаете? – Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времен года. Народ ласково называет зиму зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. – Вы любите сказки? – Что такое сказка? – Какие бывают сказки? – Назовите виды сказок. – Из каких частей состоит сказка? – Вспомним основные сюжетные моменты сказки и ее главных героев. – Послушайте третий отрывок и подумайте, как можно охарактеризовать состояние Ленивицы одним словом | Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы. – Зачин, эпизод или событие (начало действия), испытание (развитие действия), концовка (конец действия). Читают отрывки из сказки (см. Ресурсный материал.) – Скука | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
III. Мотивация, цели | – Сегодня мы разработаем проект. – Кто знает, что такое проект? – Для реализации проектов мы будем работать с учебником, дополнительной литературой; научимся оформлять свой проект и защищать его | – Проект – мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, творческого действия | Умеют структурировать знания, осуществлять постановку проблемы, осознанно строить речевое высказывание, моделировать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Планируют учебное сотрудничество со сверстниками |
IV. Работа над проек- тами. 1. Деление на группы, организация деятельности | – Я раздам темы проектов каждой группе. Ознакомьтесь с ними. Вам предстоит составить проект и защитить его. 1-я группа «Юные литературоведы». – Ваша группа должна сравнить главных героинь изученных сказок и представить свои выводы в форме заметки в газету «Литературный дебют». 2-я группа «Юные историки». – Ваша группа исследует материал по теме «Уклад жизни крестьян» и представит свой проект в виде телепередачи «Экскурс в историю». 3-я группа «Юные исследователи». – Ваша группа выделяет научные сведения, которые содержатся в сказках. Проект вы представляете в форме интервью | Внимательно слушают |
Физкультминутка | Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. | Мы деревья побелили, Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
2. Защита проектов | – Ознакомьтесь с главными выводами, которые мы получили благодаря реализации ваших проектов | Представляют материал по темам | |
V. Итог урока. Рефлексия | – Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? – Чей проект понравился больше? Почему? – Что вы чувствовали? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | По выбору: написать свою зимнюю сказку с участием Мороза или подготовить пересказ сказки «Мороз Иванович» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
1. «…Была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела». (Рукодельница.)
2. «…Меж тем в постельке полеживала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки». (Ленивица.)
3. «Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы покушать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно…»