СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 52. ЦАРСТВО МОРОЗА ИВАНОВИЧА.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: расширить представление о понятиях: литературная сказка и русская народная сказка; создать условия для обучения их сравнению; способствовать формированию навыков чтения, развитию умений выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, делить текст на части и озаглавливать их.

Просмотр содержимого документа
«Урок 52. ЦАРСТВО МОРОЗА ИВАНОВИЧА.»

Урок 52. Царство Мороза Ивановича

Тип урока: применение знаний на практике

Педагогические задачи: расширить представление о понятиях: литературная сказка и русская народная сказка; создать условия для обучения их сравнению; способствовать формированию навыков чтения, развитию умений выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, делить текст на части и озаглавливать их

Планируемые результаты

Предметные: осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, соотносят пословицы и поговорки с основной мыслью произведения

Метапредметные:

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя;

коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; осуществляют взаимодействие с окружающими; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания (проявляют внимание, удивление, желание больше узнать)

Образовательные ресурсы: модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок наш пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.
Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения

II. Актуализация знаний

– Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая.

– Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка зимы?

– Как вы это понимаете?

– Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времен года. Народ ласково называет зиму зимушкой,
волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

– Вы любите сказки?

– Что такое сказка?

– Какие бывают сказки?

– Назовите виды сказок. 

– Из каких частей состоит сказка?




– Вспомним основные сюжетные моменты сказки и ее главных героев.

– Послушайте третий отрывок и подумайте, как можно охарактеризовать состояние Ленивицы одним словом





Высказывают свои предположения.



Отвечают на вопросы.




– Зачин, эпизод или событие
(начало действия), испытание
(развитие действия), концовка
(конец действия).

Читают отрывки из сказки
(см. Ресурсный материал.)

– Скука

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

III. Мотивация, цели

– Сегодня мы разработаем проект.

– Кто знает, что такое проект?

– Для реализации проектов мы будем работать с учебником, дополнительной литературой; научимся оформлять свой проект и защищать его


– Проект – мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, творческого действия

Умеют структурировать знания, осуществлять постановку проблемы, осознанно строить речевое высказывание, моделировать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Планируют учебное сотрудничество со сверстниками

IV. Работа над проек-
тами.

1. Деление
на группы, организация деятельности

– Я раздам темы проектов каждой группе. Ознакомьтесь
с ними. Вам предстоит составить проект и защитить его.

1-я группа «Юные литературоведы».

– Ваша группа должна сравнить главных героинь изученных сказок и представить свои выводы в форме заметки
в газету «Литературный дебют».

2-я группа «Юные историки».

– Ваша группа исследует материал по теме «Уклад жизни крестьян» и представит свой проект в виде телепередачи «Экскурс в историю».

3-я группа «Юные исследователи».

– Ваша группа выделяет научные сведения, которые
содержатся в сказках. Проект вы представляете в форме интервью

Внимательно слушают

Физкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

2. Защита проектов

– Ознакомьтесь с главными выводами, которые мы получили благодаря реализации ваших проектов

Представляют материал по темам


V. Итог
урока. Рефлексия

– Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

– Чей проект понравился больше? Почему?

– Что вы чувствовали?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

По выбору: написать свою зимнюю сказку с участием Мороза или подготовить пересказ сказки «Мороз Иванович»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)

Ресурсный материал

Отрывки из сказок

1. «…Была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела». (Рукодельница.)

2. «…Меж тем в постельке полеживала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки». (Ленивица.)

3. «Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы покушать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно…»