— Какие грехи опутали помещиков? Какое зло олицетворяют они? — Г. А. Гуковский в работе «Реализм Гоголя» пишет, что «никакой последовательности… очерков о помещиках нет. … Ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них». Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свой ответ. Докажите, что помещики у Гоголя — это герои реалистического произведения. II. Образы помещиков. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении Групповая работа: Группа 1. Манилов (глава 2). Что общего в описании усадьбы Манилова и первом круге ада у Данте? (По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж усадьбы Манилова близок описанию первого круга ада — Лимба: у Данте зелёный холм с замком — дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — у Н. В. Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — причудливые греко-римские имена детей Манилова.) Какой символический смысл имеют такие детали в доме Манилова, как дым, зола, курение трубки? (В доме Манилова много дыма: хозяин много курит. В его кабинете — горки золы, расставленные рядами. Но дым и зола связаны с бесовщиной, с дьяволом, олицетворяющим разрушение.) В чём общность отношений Манилова с женой и грешников, населяющих второй круг ада? (Описание отношений Манилова с женой — это пародия на второй круг ада, который населяют сладострастники. Гоголь считал, что любовным утехам нужно уделять не слишком много времени. После поцелуев Маниловых автор замечает, что «в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много можно бы сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие».) Что символизирует изменение погоды в момент отъезда Чичикова от Манилова? (При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от продолжения путешествия. У Данте по мере погружения в преисподнюю мгла тоже нарастает.) Группа 2. Коробочка (глава 3). В чём сходство посещения Чичиковым дома Коробочки и второго круга ада у Данте? (Существует мнение, что приезд к Коробочке — это посещение второго круга ада. У Данте: «Стеная, нёсся круг Теней, гонимый вьюгой необорной»; у Н. В. Гоголя: «темнота была такая, хоть глаз выколи»; Коробочка говорит: «Сумятица и вьюга такая».) Откуда взялась вьюга во время грозы? (В преисподней возможно всё, и третий круг ада у Данте был кругом дождя. Каждый из помещиков Гоголя живёт в замкнутом мире, где время остановилось или течёт своим чередом. Так, за воротами усадьбы может быть другая погода и даже другое время года.) Какой символический смысл имеют детали в доме Коробочки и её имя? (Дом Коробочки похож на пещеру колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Колдовство на Руси всегда было связано с чертовщиной. Предметы трудно рассмотреть, так как в комнате полумрак. Идея воскресения заложена в имени Коробочки: Анастасия означает воскресшая.) Почему Коробочка решает задобрить Чичикова и погасить его гнев приготовлением застолья? (На столе у Коробочки «нивесть чего не было». Чичиков объедается пирогом, горячими блинками, что приближает эту картину к третьему кругу дантовского ада, где живут чревоугодники.) Группа 3. Ноздрёв (глава 4). Прокомментируйте эпизод «В трактире» с начала главы до слов «…стук колёс подъехавшего экипажа». Как сюжет эпизода связан с кругами ада у Данте? (Третий круг ада населяют обжоры. Н. В. Гоголь считал грех чревоугодия одним из самых тяжких. Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.) В чём общность четвёртого круга ада и истории с Ноздрёвым? (В четвёртом круге ада мучаются скупцы и расточители. Бесшабашный гуляка Ноздрёв — расточитель. Игра в шашки подчёркивает его азартность.) Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент «Чичиков у Ноздрёва». Выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Как проявился замысел спасения души в главе о Ноздрёве? (В предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, а ноздрёвский способ — нечестная сделка, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.) Группа 4. Собакевич (глава 5). Можно ли сказать, что Н. В. Гоголь последовательно идёт за сюжетом Данте? (Гоголь изменяет сюжет о кругах ада в соответствии со своим замыслом. Поэтому нет прямых параллелей между главами «Мёртвых душ» и кругами ада у Данте. Но в четвёртом круге ада находятся не только расточители, но и скупцы, как Собакевич и Плюшкин.) Чем близок образ Собакевича русскому фольклору? В чём иронический смысл этого сопоставления? (Собакевич по физической силе близок русским богатырям, совершавшим подвиги. Но богатыри сражались за родную землю, а Собакевич — «антибогатырь», способный совершать «подвиги» только за столом.) Какие пороки обличает Гоголь в эпизоде «Обед у Собакевича»? (Гоголь обличает чревоугодие, так как считает его особенно тяжким пороком.) Какие души, по мнению Гоголя, достойны воскресения и преображения? (Антибогатырь Собакевич готов к воскресению. Его способ «оживления» умерших крестьян не мошенничество, как у Ноздрёва, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Именно умершие крестьяне Собакевича и являются теми «живыми душами», которые стоят «позади мёртвых» (А. И. Герцен). Они олицетворяют силу, ловкость, трудолюбие, смекалку русского народа. Горечь автора в том, что жизнь лучших сынов нации так коротка. Но они отправляются к Богу, заслужив эту лучшую, в религиозном сознании Гоголя, участь.) Группа 5. Плюшкин (глава 6). Чем Плюшкин близок Собакевичу? Можно ли соотнести образ Плюшкина со скупцами из четвёртого круга ада? (Если Собакевич хотя и кулак, но бережливый хозяин, заботящийся о крепости жилища своих крестьян, то в Плюшкине черты скупца доведены до абсурда. Он собирает и тащит в дом всё, что находит.) Зачем Гоголь подробно рассказывает о прошлом Плюшкина? Почему Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома? (Гоголь хотел привести Плюшкина к нравственному перерождению, так как праведниками на Руси часто становились те, кто искупил самые тяжёлые грехи.) Какой способ спасения души «предлагается» таким, как Плюшкин? (Плюшкин спасает вещи, поднимая всё на своём пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека, «воскрешение» его души.) |