СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 55. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 55. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. 9 класс.»

Урок 55. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

Основное содержание урока
Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Использование знаний о «вечных» образах мифологии и мировой литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие литературный тип. Обсуждение иллюстраций.

I. Система образов поэмы

Вступительная беседа:

— Традиционно «Мёртвые души» изучались в школе с позиций В. Г. Белинского и рассматривались как сатирическое и социально-обличительное произведение, в котором Гоголь показал историю обнищания человеческой души. Какие новые аспекты изучения поэмы вы узнали при чтении статей учебника о «Мёртвых душах»?

— Перечислите образы поэмы. Объедините их в смысловые группы и создайте систему образов «Мёртвых душ».

Примерная таблица «Система образов поэмы „Мёртвые души“»:


ТАБЛИЦА
«Система образов поэмы „Мёртвые души“»

Образы-персонажи

Другие образы

Главные: Чичиков

Главные: Чичиков Образ автора

Второстепенные:
образы помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин), их родственников;
образы чиновников (губернатор, полицмейстер, прокурор, почтмейстер, чиновники казённой палаты и др.), других жителей и жительниц города;
образы крестьян и слуг (Селифан, Петрушка, Пелагея, Порфирий, Павлушка, умершие крестьяне Собакевича)

Метафорические образы России, города, дороги, птицы-тройки и др.



— Какие грехи опутали помещиков? Какое зло олицетворяют они?

— Г. А. Гуковский в работе «Реализм Гоголя» пишет, что «никакой последовательности… очерков о помещиках нет. … Ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них». Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свой ответ.

Докажите, что помещики у Гоголя — это герои реалистического произведения.

II. Образы помещиков.
Фрагмент поэмы в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1. Манилов (глава 2).

Что общего в описании усадьбы Манилова и первом круге ада у Данте?
(По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж усадьбы Манилова близок описанию первого круга ада — Лимба: у Данте зелёный холм с замком — дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — у Н. В. Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — причудливые греко-римские имена детей Манилова.)

Какой символический смысл имеют такие детали в доме Манилова, как дым, зола, курение трубки?
(В доме Манилова много дыма: хозяин много курит. В его кабинете — горки золы, расставленные рядами. Но дым и зола связаны с бесовщиной, с дьяволом, олицетворяющим разрушение.)

В чём общность отношений Манилова с женой и грешников, населяющих второй круг ада?
(Описание отношений Манилова с женой — это пародия на второй круг ада, который населяют сладострастники. Гоголь считал, что любовным утехам нужно уделять не слишком много времени. После поцелуев Маниловых автор замечает, что «в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много можно бы сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие».)

Что символизирует изменение погоды в момент отъезда Чичикова от Манилова?
(При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от продолжения путешествия. У Данте по мере погружения в преисподнюю мгла тоже нарастает.)

Группа 2. Коробочка (глава 3).

В чём сходство посещения Чичиковым дома Коробочки и второго круга ада у Данте?
(Существует мнение, что приезд к Коробочке — это посещение второго круга ада. У Данте: «Стеная, нёсся круг Теней, гонимый вьюгой необорной»; у Н. В. Гоголя: «темнота была такая, хоть глаз выколи»; Коробочка говорит: «Сумятица и вьюга такая».)

Откуда взялась вьюга во время грозы?
(В преисподней возможно всё, и третий круг ада у Данте был кругом дождя. Каждый из помещиков Гоголя живёт в замкнутом мире, где время остановилось или течёт своим чередом. Так, за воротами усадьбы может быть другая погода и даже другое время года.)

Какой символический смысл имеют детали в доме Коробочки и её имя?
(Дом Коробочки похож на пещеру колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Колдовство на Руси всегда было связано с чертовщиной. Предметы трудно рассмотреть, так как в комнате полумрак. Идея воскресения заложена в имени Коробочки: Анастасия означает воскресшая.)

Почему Коробочка решает задобрить Чичикова и погасить его гнев приготовлением застолья?
(На столе у Коробочки «нивесть чего не было». Чичиков объедается пирогом, горячими блинками, что приближает эту картину к третьему кругу дантовского ада, где живут чревоугодники.)

Группа 3. Ноздрёв (глава 4).

Прокомментируйте эпизод «В трактире» с начала главы до слов «…стук колёс подъехавшего экипажа». Как сюжет эпизода связан с кругами ада у Данте?
(Третий круг ада населяют обжоры. Н. В. Гоголь считал грех чревоугодия одним из самых тяжких. Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.)

В чём общность четвёртого круга ада и истории с Ноздрёвым?
(В четвёртом круге ада мучаются скупцы и расточители. Бесшабашный гуляка Ноздрёв — расточитель. Игра в шашки подчёркивает его азартность.)

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент «Чичиков у Ноздрёва».

Выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Как проявился замысел спасения души в главе о Ноздрёве?
(В предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, а ноздрёвский способ — нечестная сделка, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.)

Группа 4. Собакевич (глава 5).

Можно ли сказать, что Н. В. Гоголь последовательно идёт за сюжетом Данте?
(Гоголь изменяет сюжет о кругах ада в соответствии со своим замыслом. Поэтому нет прямых параллелей между главами «Мёртвых душ» и кругами ада у Данте. Но в четвёртом круге ада находятся не только расточители, но и скупцы, как Собакевич и Плюшкин.)

Чем близок образ Собакевича русскому фольклору? В чём иронический смысл этого сопоставления?
(Собакевич по физической силе близок русским богатырям, совершавшим подвиги. Но богатыри сражались за родную землю, а Собакевич — «антибогатырь», способный совершать «подвиги» только за столом.)

Какие пороки обличает Гоголь в эпизоде «Обед у Собакевича»?
(Гоголь обличает чревоугодие, так как считает его особенно тяжким пороком.)

Какие души, по мнению Гоголя, достойны воскресения и преображения?
(Антибогатырь Собакевич готов к воскресению. Его способ «оживления» умерших крестьян не мошенничество, как у Ноздрёва, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Именно умершие крестьяне Собакевича и являются теми «живыми душами», которые стоят «позади мёртвых» (А. И. Герцен). Они олицетворяют силу, ловкость, трудолюбие, смекалку русского народа. Горечь автора в том, что жизнь лучших сынов нации так коротка. Но они отправляются к Богу, заслужив эту лучшую, в религиозном сознании Гоголя, участь.)

Группа 5. Плюшкин (глава 6).

Чем Плюшкин близок Собакевичу?

Можно ли соотнести образ Плюшкина со скупцами из четвёртого круга ада?
(Если Собакевич хотя и кулак, но бережливый хозяин, заботящийся о крепости жилища своих крестьян, то в Плюшкине черты скупца доведены до абсурда. Он собирает и тащит в дом всё, что находит.)

Зачем Гоголь подробно рассказывает о прошлом Плюшкина? Почему Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома?
(Гоголь хотел привести Плюшкина к нравственному перерождению, так как праведниками на Руси часто становились те, кто искупил самые тяжёлые грехи.)

Какой способ спасения души «предлагается» таким, как Плюшкин?
(Плюшкин спасает вещи, поднимая всё на своём пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мёртвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека, «воскрешение» его души.)


III. Обличительный пафос автора
Групповая практическая работа.

Анализ эпизодов купли-продажи мёртвых душ (по плану, данному в домашнем задании к уроку 54).

Группа 1.
Проанализируйте сцену купли-продажи мёртвых душ у Манилова со слов «А для каких причин вам это нужно?..» до слов «…отёр платком выкатившуюся слезу».

Как звучит в эпизоде надежда автора на воскресение души Манилова?
(Надежду на воскресение заблудшей души выражает Чичиков. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков защищает умерших, думая: «Очень не дрянь!»)

Группа 2.
Проанализируйте сцену купли-продажи мёртвых душ у Коробочки со слов «…Уступите-ка их мне…» до слов «…в три ручья катился по лицу его».

Как в эпизоде воплощён замысел Н. В. Гоголя о воскресении души?
(Коробочка не бранит своих умерших крестьян, а надеется, что мёртвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся».)

Группа 3.
Проанализируйте эпизод, в котором Чичиков просит Ноздрёва продать ему мёртвые души со слов «…у меня к тебе просьба» до слов «…пусть их едят одно сено».

Почему в эпизоде нет разговора об умерших крестьянах Ноздрёва? Может ли «воскреснуть» его душа?
(Ноздрёв не продает мёртвые души, потому что не может «больше дня усидеть дома», не знает, что творится у него в хозяйстве, и не верит Чичикову. Душа Ноздрёва мертва, но сам образ типичен.)

Группа 4.
Проанализируйте сцену купли-продажи мёртвых душ у Собакевича со слов «Вам нужно мёртвых душ?..» до слов «…не доставить удовольствия ближнему».

Зачем Собакевич расхваливает умерших крестьян? Как в этом проявляется авторская позиция?
(Собакевич как бы воскрешает умерших крестьян восхвалением. Автор уверен, что спасение души достаётся дорого — покупается жизнью, полной самоотвержения и труда.)

Группа 5.
Проанализируйте два фрагмента купли-продажи мёртвых душ у Плюшкина со слов «Чичиков постарался объяснить…» до слов «…были ли они у него или нет» и со слов «А сколько бы вы дали?» до слов «…ежеминутно боясь расплескать её».

Как в них проявляются мысли Гоголя о возможности спасения души Плюшкина?
(Ограничение в еде в усадьбе Плюшкина противостоит чревоугодию других помещиков. Душа Плюшкина наиболее изуродована, но его личность от природы ярче, талантливее других. Показывая Плюшкина «прорехой на человечестве», Гоголь утверждает, что самые отъявленные грешники, преодолев низменные устремления покаянием и молитвой, могут стать праведниками, тем самым предвосхищая тему праведничества в русской литературе второй половины XIX века. В лирическом отступлении, начинающемся со слов «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», Гоголь винит не Плюшкина, а наступившую старость, которая «грозна и страшна», и даже могила «милосерднее её». Поэтому путь спасения души в том, чтобы забирать «из юношеских лет» «все человеческие движения», успев очиститься и раскаяться на этом свете.)

Обобщающая беседа:

Каждый из помещиков — индивидуальность. Что же их сближает?

Чем опасны маниловы и коробочки?

Зачем в четвёртую главу Н. В. Гоголь вводит раздумья о Ноздрёве?

Есть ли в Собакевиче положительные черты? Обоснуйте свой ответ.

Почему главу о Плюшкине открывает лирическое отступление?

По мнению Ю. В. Манна, Плюшкин не мертвее, а живее других. Так ли это? Аргументируйте свою позицию.

В чём символический и общечеловеческий смысл образов помещиков?

Почему появились понятия маниловщина, ноздрёвщина? Могут ли размышления о них помочь воспитанию души? Обоснуйте свой ответ.

Есть ли смысл в том, что Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а завершает посещением Плюшкина? Обоснуйте свой ответ.
(Каждый помещик у Н. В. Гоголя — это своеобразный круг ада, но они расположены не по мере убывания в них живых сил. Важно то, как каждый убивает свою душу и велика ли его личная вина в этом. Больше виноват всегда тот, кто умнее, кто больше одарён, но решился на дурной поступок. У Н. В. Гоголя каждый следующий помещик совершил более тяжкое грехопадение, но сам он ярче, крупнее, талантливее предыдущего. Поэтому личная нравственная вина каждого следующего помещика более значительна.)

Манилов живёт среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Почему так? Случайно ли это? Проанализируйте смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках.
(Каждый помещик живёт в своём замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решётки», шлагбаум — всё замыкает жизнь героев, отрезает её от внешнего мира. У каждого и миров-кругов. Герои поэмы живут, приспособив к себе время. Они статичны и не развиваются, то есть мертвы. Но каждый может спасти свою душу, если захочет.)

IV. Понятие о литературном типе

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выяснение смыслового наполнения понятия литературный тип:

— Какие человеческие типы воплощены в помещиках Гоголя?

— Задание из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Итоговые вопросы:

Каков символический смысл образов помещиков в поэме Гоголя?

Как связано повествование Гоголя с «Божественной комедией» Данте?

Домашнее задание

Используя план характеристики литературного героя  и статьи учебника «Манилов», «Коробочка», «Ноздрёв», «Собакевич» и «Плюшкин», составить сообщение об одном из помещиков.

Вариант плана групповой характеристики героев:

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имён и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами мы их видели?
5. Пейзажи и интерьеры, связанные с героями (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характеры.
8. Функция смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторской характеристики героев.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить сравнительную характеристику помещиков (по выбору учащихся).

Перечитать главы I, VII—X.

Групповое задание.

Подготовить инсценирование фрагмента из пьесы Е. Л. Шварца «Дракон» (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Составить заочные экскурсии по городу N (см. темы в материале следующего урока).


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.