СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6. диктант

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК 6. ДИКТАНТ.Уроки И.Г.Добротиной.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. диктант»

УРОК 6. ДИКТАНТ

Цель: контроль умений учащихся применять орфографические и пунктуационные правила при записи текста под диктовку и составлении дополнений к тексту.


I вариант

Правописание согласных в корне слова, суффиксов имен прилагательных, удвоенных согласных, правописание приставок. Обособление причастных и деепричастных оборотов.


На Московском вокзале пассажиры ждали отправления поезда. Всегдашнего январского холода не было, лишь легкая изморозь покрыла колонны, но кристаллы снега безжалостно хлестали по лицу. Зигзагами прохаживался вдоль перрона смазчик поездов, похожий на празднично шествующего среди подданных принца Уэльского. Юная лоточница Инна Кузьминична Свешникова, которую сверстники называли Инночкой, торговала безвкусными коврижками. Крошки от этих яств исподтишка подбирала дворняжка. Человек бедняцкого вида беспечно рассматривал, как отцеплял вагон искусный прицепщик.

Стоя на лестнице, неизвестный с дилетантским упорством разжигал сигару, издававшую запах жженой резины. Французский иммигрант с котомкой астраханских арбузов уныло оглядывал окрестности, мечтая о родных поместьях.

Группа участников конгресса громко чествовала заезжую финку. Агрессивно настроенная женщина в бриллиантовом колье перессорилась со всеми провожающими. В одиннадцать часов электрически жужжавший громкоговоритель объявил о посадке. Почувствовав чересчур радостный прилив сил, масса людей расселась по вагонам. Поезд набрал скорость и бесследно сгинул за поворотом в сгустках снежного марева. (141 слово.)


Задания к тексту:

1) Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы:

• не обозначают звуков;

• обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию (по два примера).

2) Приведите примеры слов из текста, в которых:

чн произносится только как [шн] — Кузьминична;

чн произносится только как [чн] — празднично, лоточница (продавец с лотка).

3) дополните текст, включив:

• диалог французского иммигранта и лоточницы;

• текст объявления о посадке;

• реплики участников конгресса.

Выполняя третье задание, учащиеся записывают один вариант продолжения текста по выбору. Объем дополнения — 5—6 предложений.


II вариант

Правописание гласных в корнях слов с чередованием, о/е после шипящих. Обособление причастных и деепричастных оборотов.


Небольшая речонка, причудливо извивающаяся, ровно несла вдаль свои воды. Красноватые отблески зари залива ли все вокруг. Остатки ночной темноты уже собрались окончательно отступить с первым солнечным лучом, пробивающимся сквозь гиацинтовые облака. Уже появились рыбаки, готовые обмакнуть в воду удочки с блестящими поплавками. Скоро придут на берег загорелые пловцы и пловчихи, веселые компании будут экспериментировать с приготовлением винегретов. Привилегированное общество начнет расстилать свои покрывала в шезлонгах прямо под обжигающим солнцем, не думая об ожогах. В чащобу тоже придут люди, чтобы собирать обильно выросшие в этой местности грибы. Прислонившись плечом к дереву, они почувствуют, как свежо, хорошо вокруг.

Воздух наполнен шорохом камышовых зарослей, шепотом листвы, когда какое-нибудь деревце склоняется под ветром, пением птицы в кустах дикого крыжовника. Хочется оказаться на освещенной солнцем поляне, чтобы прикоснуться к природе, услышать каждую ее мажорную ноту, всей душой ощутить, как управляет своими творениями неведомый дирижер, который вызвал из небытия всю эту красоту. (145 слов.)


Задания к тексту:

1) Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.

2) Запишите по одному примеру слов из данного текста в таблицу. Каждое записанное слово должно начинаться с при-.


У д а р е н и е п а д а е т н а

первый слог

второй слог

третий слог

четвертый слог

причудливо

прикоснуться

приготовлением

привилегированное


3) Допишите возможное начало и концовку текста так, чтобы получилась:

• заметка в газету, журнал (укажите вид издания, предполагаемое название, рубрику, в которой помещена данная заметка);

• дневниковая запись.

Выполняя третье задание, учащиеся выбирают один вариант.


Домашнее задание (индивидуальное): подготовить выписки из толкового и словообразовательного словарей со словами «образ «образец».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!