СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 класс Культура речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАСС

 

ДАТА

 

 

Тема№51: Р/Р Культура речи. Употребление в речи имен прилагательных разных разрядов, степеней сравнения.

Цель: формирование умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;

Задачи: образовательная: расширить знания детей об окружающей действительности;формировать навык точного употребления прилагательных в устной и письменной речи;

       развивающая: .формировать умения осуществлять мыслительные операции: наблюдать, сравнивать, группировать. Делать выводы; развивать творческие способности учащихся;

               воспитательная: способствовать формированию нравственных качеств, черт характера учащихся через создание благоприятной психологической атмосферы.

Тип урока: повторение

Форма работы: индивидуальная, коллективная, парная

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный

Оборудование: учебники, карточки

Ход урока:

І Вводно-мотивационный этап (проверка отсутствующих)

ІІ Исследовательский (тема урока)

1.Слово учителя:

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы это понимаете?

Я желаю вам много «маленьких удач» на нашем уроке.

2. Постановка темы и целей урока.

1. Отгадайте загадку.

Определяю я предметы, Они со мной весьма приятны, Я украшаю нашу речь, Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).

- Что такое имя прилагательное?

2. Отгадайте, о каких предметах идет речь.

  1. Круглый, как мяч, с виду зеленый, в середине красный, на вкус сладкий. (Арбуз)
  2. Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (Солнце)
  3. Носик стальной, а хвостик льняной. (Иголка и нитка)
  4. Маленький, кругленький, за хвостик не поднять. (Клубок)

- Как вы определили, о чем говорится в загадках? (По признакам предметов, очень точно названных именами прилагательными).

- Какие признаки могут называть имена прилагательные? (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)

- Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признак, употребляются имена прилагательные?

Ответ на этот вопрос должен стать результатом урока.

Итак, тема урока: “Употребление имен прилагательных в речи.”

3. Проверка домашнего задания (упр. 377 – лингвистический текст).

- Какова роль прилагательных в речи?

(Придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение.)

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.

- Употребление каких прилагательных придает речи особую выразительность?

(Прилагательных – эпитетов).

4. Словарная работа.

В переводе с греческого “эпитет” - приложение.

Всякое ли прилагательное – эпитет?

Эпитет=прилагательное-?

- Обратимся к словарям.

Вывод. Эпитет – художественное (образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

- По меткому выражению критика XIX века Боткина, эпитеты обладают способностью “озарять предметы”. Как вы понимаете это выражение?

5. Лингвистический эксперимент.

Другой критик XIX века, Белинский, писал о поэзии А.С. Пушкина:

“ И что же это за стих! Все богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск, в нем гармония языка и ритма…” В.Г.Белинский

- Вы почувствовали, как Белинский относится к поэзии Пушкина? (Восхищается)

- Какими средствами языка Белинский передает свое восхищение? (Эпитетами, сравнениями, восклицательным предложением).

- Какой частью речи выражены эпитеты?

(Прилагательными – полными и краткими).

- Прочитайте текст, опустив имена прилагательные. Что изменилось?

(Стал менее выразительным, ярким).

- Все ли прилагательные являются эпитетами? (Нет, “русский” эпитетом не является).

- Какую роль в тексте выполняет это прилагательное?

(Уточняет, конкретизирует).

- Итак, в чем мы убедились в результате лингвистического эксперимента? Что узнали?

(Эпитеты придают речи выразительность, точность. Эпитеты могут быть выражены полными и краткими прилагательными.)

Восторженная оценка Белинским стихотворений А.С. Пушкина убеждает: именно к Пушкину нужно обращаться, чтобы обогатить свою речь эпитетами – образцами для выражения собственных впечатлений.

6. Актуализация знаний.

1. “Допиши эпитет!” (работа с раздаточным дидактическим материалом): вспомните строчки пушкинских стихотворений, вставьте прилагательные – эпитеты:

1) Сквозь____________ туманы

Проб…рается луна

На ___________п…ляны

Льет п..чально свет она.

2) Вся комната___________блеском

Озарена. ______________треском

Тр…щит затопленная печь.

3) ____________ пора! Очей оч…рованье!

Пр…ятна мне твоя__________краса –

Люблю я __________пр…роды ув…данье,

В б…грец и золото одетые леса.

- В какой морфеме пропущены орфограммы?

(В корне).

- Какие виды орфограмм в корне встречаются? (Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные).

Работу, направленную на предупреждение ошибок в словах с пропущенными буквами, можно организовать с помощью сигнальных карточек.

7. Задания классу.

  1. Вставить пропущенные буквы, расставить и графически объяснить знаки препинания.
  2. Определить синтаксическую роль прилагательных – эпитетов.
  3. Найти однокоренные слова, выполнить их морфемный разбор.

Вывод: прилагательные – эпитеты в предложении выполняют роль определений и употребляются в составе поэтических обращений.

8. Упр. 414.

При выполнении задания № 1 учащиеся обращаются к “Толковому словарику” учебника.

Вывод: не всякое прилагательное является эпитетом. В строгом значении термина эпитетом является прилагательное в переносном значении. Такие эпитеты называются метафорическими.

Задание № 2 предлагается выполнить по вариантам.

9. Сравнительный анализ текстов

(работа с раздаточным дидактическим материалом).

Цель: выяснить, в каком стиле речи употребляются эпитеты.

І. Амур – река на Дальнем Востоке. Образуется слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина Амура составляет 4444 километра. Питание преимущественно от летнее (осе…их) муссо…ых дождей. Характерны наводнения. Главные притоки: Зея, Бурея, Амгунь.

ІІ. Амур. Тебя и в дальн… дали Я не забуду никогда. Здесь берега в зелен… шали И в алых отблесках вода. Рассвет струится, свеж (?) и ясен, Кусты и травы в серебре. В жемчужн.. росах дремлет ясень Как изваянье, на горе. (К.Овечкин)

- Прочитайте тексты.

- Что объединяет эти тексты?

(Тема, тип речи – описание)

- Что отличает? (Стиль —> задача речи, способ организации речи: стихи - проза).

- Сравните роль прилагательных в текстах. Подтвердите примерами.

(В I тексте (научного стиля речи) прилагательные помогают точно выразить мысль; во II тексте (художественного стиля речи) – прилагательные – эпитеты придают выразительность, яркость, красоту).

- Какой эпитет, на ваш взгляд, самый выразительный? Какой эпитет удивляет?

- Какие знаки препинания пропущены?

- В словах какой части речи пропущены буквы?

(В прилагательных).

- Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, объясните орфограммы.

10. Игра “У кого поэтичнее?”

Дополните строчки стихотворения:

Ты посмотри, ____________ красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг_____________ели.

 

А теперь сравните с оригиналом:

Ты посмотри, какая красота! Вечерний снег мерцает еле-еле. Поляна лунным светом залита Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)

- Назовите имена прилагательные.

- Какой из них является эпитетом?

11. Самостоятельная работа (редактирование).

За грибами.

Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. У Миши была ранняя корзинка, а у Коли и Вани незнакомые лукошки. Мальчики собирали квадратные грибы и перекликались первыми голосами. Вдруг небо потемнело, и пошел продолговатый дождь. Ребята спрятались под жизнерадостным деревом.

- Почему вы смеялись?

- К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?

- Восстановите текст.

Запишите.

Вывод: прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли и не являются средством выразительности.

12. Перед вами отрывок из сочинения учащегося о зиме.

Наступила долгожданная зима. Земля покрылась белым покрывалом. В лесу намело глубокие сугробы. На верхушках сосен лежат белоснежные шапки снега.

- Нравится ли вам это сочинение?

- Есть ли в нем эпитеты?

(Есть, но они избитые, от частого употребления потерявшие художественность, выразительность. Это “словесные штампы”. Их в речи нужно избегать.

 

  1. Итог урока

Обобщение изученного

  1. О чем говорили сегодня на уроке?
  2. Какова роль прилагательных в речи?
  3. Какие прилагательные придают речи особую выразительность?
  4. Что такое эпитет? и др.

 

Домашнее задание:

1) написать сочинение – миниатюру на одну из тем:

  • “А за окном зима…”
  • “Зимний денек”.

2) упр. 415

(Учащиеся выполняют одно из заданий по выбору).

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!