Разработка урока по русскому языку 6 класс.
Урок развития речи «Словари».
Конспект урока по русскому языку 6 класс «Словари».
Тема урока: Словари. Без словаря не обойтись.
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока:
Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике
( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,
исконно русские и иноязычные слова); познакомить с
видами словарей, с особенностями строительства
словарной статьи; совершенствовать навыки работы
со словарями, другой справочной литературой.
Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных
навыков; развитие умения слушания и распределения
внимания во время слушания.
Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.
Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.
Эпиграф: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»
А. Франс
Ход урока:
I. Организационный момент. 1 минуты.
* Приветствие учащихся.
* Подготовка готовности учащихся к уроку.
* Постановка цели урока.
II. Игра «Дежурная буква». 3 минуты
В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву А (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.).
2. Беседа.
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
- Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.
Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).
В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.
А мы сегодня поговорим об языковых словарях.
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словаря мы обращаемся чаще всего?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.
- Работа с учебником.
- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.
*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
IV. Знакомство со словарями. 5 минуты.
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь.
« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
V. Конкурс рисунков. 3 минуты
Придумать и нарисовать обложку «Словаря»
VII. Работа «словарей» с классом. 16 минут
- Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Леди и джентльмены
. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли в русский.
Задание № 1:
А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом:
1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад).
2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат).
3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир).
Задание № 2.
Вспомните и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.
Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3-4 словарные статьи в тетрадь.
Работа «словарей» с классом.
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.
Задание № 1.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).
- человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.)
- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)
Задание № 2.
Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:
1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.
(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).
Задание № 3.
Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Работа в группах.
Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…
Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не показывать носа…
- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!
Работа «словарей» с классом.
- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.
Задание № 1.
Объясните значение слова стол в каждом предложении.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
Задание № 2.
Объясните значение слова голова в каждом предложении.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
4) От бессонницы у него разболелась голова.
Работа «словарей» с классом.
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».
А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.
Теперь попрошу выполнить мои задания.
Задание № 1.
К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание № 2.
Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание № 3.
Индивидуальное задание.
Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи.
Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.
VIII. Сообщение домашнего задания. 2 минуты
К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.
* Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся).
IX. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 минуты
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?
X. Рефлексия. 1 минута