СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 класс Тема "Словари"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 класс Тема "Словари"»











Разработка урока по русскому языку 6 класс.


Урок развития речи «Словари».































Конспект урока по русскому языку 6 класс «Словари».








Тема урока: Словари. Без словаря не обойтись.

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

видами словарей, с особенностями строительства

словарной статьи; совершенствовать навыки работы

со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных

навыков; развитие умения слушания и распределения

внимания во время слушания.

Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.

Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.

Эпиграф: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»

А. Франс

Ход урока:

I. Организационный момент. 1 минуты.

* Приветствие учащихся.

* Подготовка готовности учащихся к уроку.

* Постановка цели урока.


II. Игра «Дежурная буква». 3 минуты


В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву А (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.).

2. Беседа.

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

- Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.

Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

А мы сегодня поговорим об языковых словарях.

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словаря мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

- Работа с учебником.

- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.


IV. Знакомство со словарями. 5 минуты.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь.

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».





Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».


V. Конкурс рисунков. 3 минуты

Придумать и нарисовать обложку «Словаря»



VII. Работа «словарей» с классом. 16 минут

- Я – словарь иностранных слов: я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Леди и джентльмены

. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли в русский.

Задание № 1:

А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом:

1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад).

2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат).

3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир).





Задание № 2.

Вспомните и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.

Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3-4 словарные статьи в тетрадь.

Работа «словарей» с классом.

- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.

Задание № 1.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

- человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.)

- о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Задание № 2.

Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.

(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).

Задание № 3.

Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Работа в группах.

Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…

Ноги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не показывать носа…

- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!





Работа «словарей» с классом.

- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.

Задание № 1.

Объясните значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Задание № 2.

Объясните значение слова голова в каждом предложении.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Работа «словарей» с классом.

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».

А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь попрошу выполнить мои задания.

Задание № 1.

К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание № 2.

Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание № 3.

Индивидуальное задание.

Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи.

Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.






VIII. Сообщение домашнего задания. 2 минуты

К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.

* Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся).





IX. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 минуты

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?


X. Рефлексия. 1 минута