СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 класс тема: Заселение человеком территории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 класс тема: Заселение человеком территории России»

Технологическая карта урока



Класс: 6

Предмет: История России

Тема урока: Заселение территории нашей страны человеком

Тип урока: Изучение нового материала


Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о том, как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России.

Задачи урока

Образовательная:

- Определить процесс заселения первобытных людей на территории России;

- Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.

Воспитательная:

- развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории России.

Развивающая:

- продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой и контурной картой.

Планируемые результаты обучения

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности;

Метапредметные:  организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации.

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Основные понятия

Палеолит, мезолит, неолит, стоянки, неолитическая революция

Межпредметные связи

География

Ресурсы

- История России, 6 класс. Под ред. А.В. Торкунова. М.: 2024, презентация, раздаточный материал.










Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент

Приветствие учителем учеников. Проверка готовности к уроку.


Дети приветствуют учителя. 

Личностные: самореуляций

2. Мотивационный этап

Посмотри на экран и определите, что объединяет эти изображения.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

(древний человек, первобытное общество, первобытный человек)


Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: смыслообразование, целеполагание

3. Актуализация знаний


Правильно, все эти элементы связаны с первобытным обществом. Эту тему мы изучали в пятом классе.

Давай освежим нашу память. Проведем небольшой опрос.

Блиц опрос:

  1. Первыми жилищами первобытного человека были. (пещера)

  2. Из чего изготавливались первые орудия труда (камень, дерево)

  3. Какое животное являлось самой желанной добычей для охотников палеолита (мамонт)

  4. Какие виды деятельности древнего человека можно отнести к просевающему хозяйству (охота, рыболовство, собирательство)

  5. Назовите какие искусства были доступны первобытному человеку (наскальные рисунки, обработка кости и камня, статуэтки)

  6. Какое житное первым стала домашним (собака)

  7. Назовите первый метал, который освоил человек (медь)

  8. Какие виды деятельности древнего человека можно отнести к просевающему хозяйству (земледелие, скотоводство)

  9. Какие ремесла освоил древний человек (гончарное, ткачество, кузнечное дело)



Формулировка темы урока: Мы с вами начали изучать историю нашей страны – России. А сегодня мы снова говорим о первобытных людях.

Как вы думаете почему?

(наверное, здесь тоже когда-то жили древние люди, древние люди на территории нашей страны тоже жили)

Подвести к теме урока.

- Правильно, тема сегодняшнего урока «Заселение территории нашей страны человеком».

- Открыли тетради, запишите дату и тему урока.

Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке исходя из нашей темы?

(где они жили, чем занимались, как они приспосабливались к климатическим условиям нашей страны).

- Правильно, ребята, сегодня мы узнаем как первобытные люди заселяли территорию России;

- Познакомимся с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.



Отвечают на вопросы


















Определяют тему урока с моей помощью.


Записывают в тетрадь: дата, классная работа, тема: Заселение территории нашей страны человеком

Учащиеся определяют задачи на урок

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

4.Изучение нового материала


Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

1) палеолит – древний каменный век 2 мил. лет – 12 тыс лет до н.э. .

2) мезолит – средний каменный век 12-5 тыс. лет до н э.

3) неолит – новый каменный век 5-3 тыс. лет до н.э.

- Запишите, ребята, в тетради.

Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань примерно 700 тысяч лет назад. Однако совсем недавно археологи обнаружили стоянки древних людей, которые жили ок. 1 млн. лет назад. Обнаружены они были в Дагестане и на Таманском полуострове.


На сегодня насчитывают около 60 стоянок первобытного человека на территории нашей страны - России.

Давайте познакомимся с самыми известными из них:


Задание в группа

У вас на столах задание №1. (в него входит инструкция, текст, стикеры, карта) Для его выполнения вам необходимо объединиться в 3 группы.

Задание: расположите на карте самые известные стоянки древнего человека на территории России.

  1. Прочитай описание

  2. Подбери карточки-определитель, подпиши её

  3. Пользуясь картой на стр. 12 определи место положения стоянки

  4. Закрепи карточку на карте.

  5. Составь рассказ о стоянке по плану:

- название стоянки

- где находится

- возраст стоянки

- чем знаменита



-А теперь, определите, кто будет представлять работу вашей группы у доски.



Мы знаем на территории России разные климатические пояса. Климат у нас зависит отчего? (от угла падения солнечных лучей) и меняется по широте. Таким образом на юге – тепло. На севере холодно.

Следовательно, более подходящее для проживания следует считать южные территории.

А теперь, посмотрите на карту. Где преимущественно располагались стоянки древнего человека? (на юге страны).

Около 80 тыс. лет назад наступило резкое похолодание, в истории это называется ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки, постепенно распространяясь по планете. Территория нашей страны также оказалась в ледяных оковах.

(Учитель показывает на карте границу оледенение (стр. 12) Выживать в таких условиях было трудно.

Мир изменился: теперь по земле ходили огромные животные - мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади, а растения стали в разы меньше.

Обратить внимание ребят, что Сунгирь и Костенки находятся в зоне оледенения.

О чем это может говорить? Каким был древний человек, чтобы выжить в условиях ледникового периода?

Ответ: не боялся трудностей, смелый, умел приспосабливаться.

Человек был вынужден приспосабливаться и выживать: совершенствование орудия труда, переселяться в новые районы, овладеть огнем, объединяться в группы.

Учитель обращает внимание учеников на карту и расположение стоянок на ней. Вопрос: Как вы думаете, что послужило причиной продвижения древнего человека в зоны оледенения?

Ответы: В поисках пищи и новых территории

Вывод: древний человек благодаря труду и смелости осваивал территории нашей страны несмотря на суровые климатические условия

ФИЗМИНУТКА (музыкальная разминка)

Давайте еще раз вспомни, что такое присваивающее и производящее хозяйство.

Ответ: охота, рыболовство, собирательство.

Земледелие и скотоводство

Чем они отличаются? (присваивающее – человек берет готовое, созданное природой) производящее – человек создает своим трудом)

Примерно в 5-6 тыс. лет назад на юге нашей страны зарождается земледелие. Постепенно начинается одомашнивание животных. Появляются скотоводы.

Все эти изменения происходят в период неолита. Поэтому

переход от присваивающего хозяйства к производящему называется неолитической революцией.

- Запишите в тетради.

Задание 2 индивидуальная работа.

- У вас на столах лежат таблицы – задание 2. Его каждый выполняет самостоятельно.

Откройте учебник на» странице 16. Найдите абзац, который начинается со слов: переход людей к той или иной…»

Ваша задача: прочитать текст параграфа и заполнить недостающие элементы в таблице.



Проверьте себя. У кого все правильно. Молодцы! Это будет учитываться при выставлении оценок за урок.

Вывод: Природно-климатические условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность человека.

Слушают рассказ учителя.

Запись в тетради.









Работа в группах. Защита результата

основные моменты записывают.

Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы,






Давайте запишем это в тетрадь.









Запись в тетрадь





Защита работы по группам.



Беседа

































































Записываем определение в тетрадь

Когнитивные:

работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей, умение ориентироваться по тексту учебника.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: планирование своих действий.


5.Первичное закрепление материала


Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны.

- А теперь, ребята, повторим .

— Перечислите стоянки древних людей, обитавших на территории современной России.

— Перечислите основные занятия древних людей.

— Дайте характеристику неолитической революции.

— в каких природных зонах развивается: скотоводство земледелие сохраняется присваивающие хозяйство.


Стоянки древних людей появились на территории современной России более 1 мил. лет назад. По мере изменения климата человек расселялся по территории нашей страны, проходя такие же этапы развития, что и в других районах мира.


«Крупнейшим событием было…быстрое таяние ледника… Если палеолит был для человека школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы…»


Борис Александрович Рыбаков – советский археолог



Отвечают на вопросы и общаются с учителем.

Когнитивные:

первичное запоминание нового материала.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля.


6. Домашнее задание

На листочках. Домашнее задание

Для всех

Ответить на вопрос: Как освоение металла повлияло на хозяйственную деятельность человека?

Задание на выбор.

- рисунок на тему: «История орудия труда»

- Узнать, какие древние стоянки были найдены на территории Бурятии Подготовить краткое сообщение об одной из этих стоянок.

- Написать мини-сочинение о жизни древних людей, проживавших на территории современной России.

Учащиеся знакомятся домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно.

Самоорганизация

7.Рефлексия


Оценивание

У меня на доске карта настроения установите флажок на ту гору, где сегодня вы побывали.

Учитель проводит анализ расположение флажков.


Ребята спасибо за урок!





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия на основе критерия успешности

















Задание № 1

ЗАДАНИЕ: расположите на карте самые известные стоянки древнего человека на территории России

  1. Прочитай описание

  2. Подбери карточки-определитель, подпиши её

  3. Пользуясь картой на стр. 12 определи место положения стоянки

  4. Закрепи карточку на карте.

  5. Составь рассказ о стоянке по плану:

- название стоянки _____________________________________________________________

- где находится _____________________________________________________________

- возраст стоянки _____________________________________________________________

- чем знаменита _____________________________________________________________

































Одной из первых открытых стоянок древнего человека на территории России стала деревня Костёнки под Воронежем. Здесь были обнаружены орудия труда из бивня мамонта и костей крупных животных. Но больший интерес вызывают костяные украшения и искусно выполненные фигурки женщин — «палеолитические Венеры». Находки в этих местах датированы 35-45 тыс. лет назад







Самой древней стоянкой человека каменного века на территории России считается поселение Сунгирь во Владимирской области. Её возраст датируется 25 тыс. лет назад. Оно известно хорошо сохранившимися захоронениями древнего человека. Благодаря этим захоронениям удалось выяснить, как одевались древние люди: одежда их была похожа на одеяниянародов крайнего Севера. Во время раскопок стоянка Сунгирь дала учёным множество образцов орудий труда, оружия, изделий из рога, кости и бивней мамонта. Символом поселения стала так называемая «сунгирская лошадка» — миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта.











Ярким проявлением творческой жизни древнего человека на территории России является Капова пещера, открытая в 1954 г. учёным П. И. Рычковым. Находится она недалеко у деревни Шульганово в Республики Башкортостан (Башкирия). Стены пещеры украшены наскальными рисунками древних животных, их возраст превышает 14 тыс. лет. Рисунки впечатляют своими размерами и сохранностью. В данный момент в Каповой пещере доступны около тридцати изображений размером от 44 до 112 см. Открытие пещеры стало сенсацией в научном мире, потому что до середины XX в. считалось, что образцы наскальной живописи сохранились только во Франции и Испании.  

























Задание № 2

Откройте учебник на странице 16.

Найдите 3 абзац, который начинается со слов: «Переход людей к тому или иному виду деятельности…»

Ваша задача: прочитать текст параграфа и заполнить недостающие элементы в таблице.

Территории

Хозяйственная деятельность

Северные лесные районы европейской части современной России м Сибири







Скотоводы

Лесостепная полоса