Древнейший период существования человека назывался каменным веком. Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на: 1) палеолит – древний каменный век 2 мил. лет – 12 тыс лет до н.э. . 2) мезолит – средний каменный век 12-5 тыс. лет до н э. 3) неолит – новый каменный век 5-3 тыс. лет до н.э. - Запишите, ребята, в тетради. Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань примерно 700 тысяч лет назад. Однако совсем недавно археологи обнаружили стоянки древних людей, которые жили ок. 1 млн. лет назад. Обнаружены они были в Дагестане и на Таманском полуострове. На сегодня насчитывают около 60 стоянок первобытного человека на территории нашей страны - России. Давайте познакомимся с самыми известными из них: Задание в группа У вас на столах задание №1. (в него входит инструкция, текст, стикеры, карта) Для его выполнения вам необходимо объединиться в 3 группы. Задание: расположите на карте самые известные стоянки древнего человека на территории России. Прочитай описание Подбери карточки-определитель, подпиши её Пользуясь картой на стр. 12 определи место положения стоянки Закрепи карточку на карте. Составь рассказ о стоянке по плану: - название стоянки - где находится - возраст стоянки - чем знаменита -А теперь, определите, кто будет представлять работу вашей группы у доски. Мы знаем на территории России разные климатические пояса. Климат у нас зависит отчего? (от угла падения солнечных лучей) и меняется по широте. Таким образом на юге – тепло. На севере холодно. Следовательно, более подходящее для проживания следует считать южные территории. А теперь, посмотрите на карту. Где преимущественно располагались стоянки древнего человека? (на юге страны). Около 80 тыс. лет назад наступило резкое похолодание, в истории это называется ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки, постепенно распространяясь по планете. Территория нашей страны также оказалась в ледяных оковах. (Учитель показывает на карте границу оледенение (стр. 12) Выживать в таких условиях было трудно. Мир изменился: теперь по земле ходили огромные животные - мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади, а растения стали в разы меньше. Обратить внимание ребят, что Сунгирь и Костенки находятся в зоне оледенения. О чем это может говорить? Каким был древний человек, чтобы выжить в условиях ледникового периода? Ответ: не боялся трудностей, смелый, умел приспосабливаться. Человек был вынужден приспосабливаться и выживать: совершенствование орудия труда, переселяться в новые районы, овладеть огнем, объединяться в группы. Учитель обращает внимание учеников на карту и расположение стоянок на ней. Вопрос: Как вы думаете, что послужило причиной продвижения древнего человека в зоны оледенения? Ответы: В поисках пищи и новых территории Вывод: древний человек благодаря труду и смелости осваивал территории нашей страны несмотря на суровые климатические условия ФИЗМИНУТКА (музыкальная разминка) Давайте еще раз вспомни, что такое присваивающее и производящее хозяйство. Ответ: охота, рыболовство, собирательство. Земледелие и скотоводство Чем они отличаются? (присваивающее – человек берет готовое, созданное природой) производящее – человек создает своим трудом) Примерно в 5-6 тыс. лет назад на юге нашей страны зарождается земледелие. Постепенно начинается одомашнивание животных. Появляются скотоводы. Все эти изменения происходят в период неолита. Поэтому переход от присваивающего хозяйства к производящему называется неолитической революцией. - Запишите в тетради. Задание 2 индивидуальная работа. - У вас на столах лежат таблицы – задание 2. Его каждый выполняет самостоятельно. Откройте учебник на» странице 16. Найдите абзац, который начинается со слов: переход людей к той или иной…» Ваша задача: прочитать текст параграфа и заполнить недостающие элементы в таблице. Проверьте себя. У кого все правильно. Молодцы! Это будет учитываться при выставлении оценок за урок. Вывод: Природно-климатические условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность человека. |