СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6. Клеточное строение организма человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единство органического мира на основе клеточного строения. Строение и состав клетки

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. Клеточное строение организма человека»

Тема: Клеточное строение организма.

Строение, химический состав и физиология клетки


Цель: показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении, раскрыть особенности строения и функций клеточных органоидов. Ввести понятия об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний.

  1. Докажите, что орган – часть целостного организма.

  2. Какие органы расположены в грудной полости млекопитающих и человека?

  3. Какие системы органов осуществляют связь между органами тела?

  4. Расскажите об уровнях организации организма человека.


  1. Актуализация опорных знаний

Слайд 1 – Сегодня мы будем говорить о клетке. Запишите в тетрадь тему урока.

Слайд 2 - Кому принадлежат эти слова и какую роль этот ученый сыграл в изучении клеток?

«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него … очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло …, стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами … Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычленных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке …» /Ответы обучающихся/

Слайд 3 – Этими словами в 1665 году выдающийся английский физик, математик и микроскопист Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.

  1. Изучение материала. Строение клетки

Слайд 4 - Давайте вспомним, как устроена растительная клетка. /Беседа по схеме/

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению.

Слайд 5 – В теле человека насчитывается около 1014 клеток. По форме, строению и функциям клетки чрезвычайно разнообразны, но все они имеют общую структуру. Форма, размеры и особенности строения зависят от выполняемой функции.

Слайды 6-7 - Различия между животной и растительной клеткой.

Какие органоиды отсутствуют в клетке человека, но содержатся в клетке растительного организма? В чем заключается сходство?

Компоненты клетки

Растительная клетка

Животная клетка

клеточная стенка

хлоропласт

рибосомы

ЭПС

клеточный центр

ядро + ядрышко

комплекс Гольджи

цитоплазма

лизосома

митохондрия

клеточная мембрана

вакуоль


В клетках человека отсутствуют хлоропласты, другие пластиды и вакуоли с клеточным соком, а также клеточная стенка.

Вывод: растения и животные имеют единое происхождение.


Слайд 8-9 - Рассмотрим особенности органоидов клетки (схема).

Органоиды – постоянные клеточные структуры, каждая из которых выполняет свои особые функции.

Клеточная мембрана. Состоит из липидов и белков. Липиды образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину. К некоторым белкам прикреплены углеводы.

Функции: Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защитную функцию; осуществляет транспортную функцию; воспринимает воздействие внешней среды и обеспечивает связь с соседними клетками.

Цитоплазма – вязкое вещество, наполняющее клетку, обеспечивающее транспорт питательных веществ, процессы обмена веществ.

Слайд 10 – Ядро.

Особенности строения: ограничено ядерной оболочкой, ДНК, ядрышко, хромосомы

Функции: передача наследственной информации, регуляция жизнедеятельности клетки

Хромосома – органоид клеточного ядра, определяющий наследственный материал клетки.

Хроматида – дочерняя клетка хромосомы.

Ген - участок молекулы ДНК, ответственный определенного белка.

Слайд 11 - Клеточный центр контролирует деление клетки

Центросфера клеточного центра — место роста всех микротрубочек клетки.

Центриоли определяют плоскость деления клетки, от них растут микротрубочки веретена деления и образуются базальные тельца ресничек и жгутиков

Слайд 12 - ЭПС - сеть канальцев, емкостей, полостей, где хранятся вещества, выработанные клеткой; на поверхности могут располагаться рибосомы.

Функции: синтез белков (гранулярная ЭПС), синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС); транспорт питательных веществ.

Слайд 13 - Рибосома состоит из двух субчастиц большой (справа) и малой (слева) Обе они состоят из длинных цепочек РНК (зеленые) и белков (красные). Участвует в синтезе белка.

Слайд 14 - Лизосомы - микроскопические пузырьки. Лизосомы представляют собой простые мембранные мешочки округлой формы диаметром ~0,2 ¸0,5 мкм, стенки которых состоят из одинарной мембраны. Мешочки, наполнены пищеварительными гидролитическими ферментами: протеазами, нуклеазами, липазами и кислыми фосфатазами

Функции: расщепление белков, жиров, углеводов. Ферменты, разрушают и растворяют ненужные части клетки.

Слайд 15 - Митохондрии - двухмембранное образование, бобовидной формы

От греч. mitos — нить и chondrion — зернышко, крупинка), органеллы животных и растительных клеток. В митохондрии протекают окислительно-восстановительные реакции, обеспечивающие клетки энергией (АТФ). Число митохондрий в одной клетке от единиц до нескольких тысяч.

Слайд 16 – Комплекс Гольджи - система плоских мешочков и многочисленных пузырьков.

Функции: накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез сложных углеводов. Образование лизосом

Слайд 17 - Деление клетки. На примере животной клетки вы уже ознакомлены с этим сложным, многоэтапным процессом.

Митоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки, причем число хромосом не изменяется.

Мейоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, причем число хромосом уменьшается вдвое.

Слайд 18 – Жизненные процессы клетки.

Обмен веществ – совокупность биохимических процессов (распада и окисления, биосинтеза) обеспечивающий рост, поддержание и восстановление клетки, а также их способность воспроизводить себе подобных.

Ферментативный синтез и распад веществ.

Ферменты – биологические катализаторы (специфические белки), ускоряющие во много раз течение химических процессов.

Рост - нарастание размеров и массы клетки.

Развитие клетки - степень ее формирования, созревания

Покой и возбуждение клеток

Раздражимо­сть - способность отвечать на раздражение.

Возбудимость - способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией.

Демонстрация опыта «Роль ферментов в обмене веществ».

В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (H2O2). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.

Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода

Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).

Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.

Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал).

Слайд 19 – Клетки животных и растений содержат сходные вещества, что также свидетельствует о единстве происхождения живых организмов. В составе клетки обнаружено около 60 элементов ПС Менделеева Д.И..



Химический состав




Органические вещества

Белки (10-20%)

жиры (1-5%)

углеводы (1-2%)

НК (1-2%)

АТФ (1%)

Неорганические вещества

вода (70-85%)

мин. соли (1%)








Слайд 20 – Вывод по изученному материалу:

Клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ.

Размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки.

В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам их регуляции.

Слайд 21 – Эти выводы были включены в клеточную теорию - одно из крупных биологических обобщений, утверждающее общность происхождения, а также единство принципа строения и развития организмов. Клеточная теория впервые сформулирована Т. Шванном (1838-1839 гг). Согласно клеточной теории, их основной структурный элемент — клетка.

Современная биология рассматривает многоклеточный организм в его расчлененности на клетки и целостности, основанной на межклеточных взаимодействиях.


IV. Закрепление изученного материала

Слайд 22 - Задание: Назовите по предложенной схеме органоиды клетки и их функции.

Тестовый контроль по вариантам.


Слайд 23 - Домашнее задание: Изучить §§ 7-8. Заполнить таблицу на с. 33 «Функции различных органоидов и частей клетки». Повторить термины и определения.

Дополнительное задание: Выделить отличия прокариотической клетки от эукариотической.







































Тестовый контроль по теме «Строение клетки»

Вариант 1

Вариант 2

1. Синтез АТФ осуществляется в:
1 - рибосомах
2 - митохондриях
3 - лизосомах
4 – ЭПС

2. Аппарат Гольджи отвечает за:
1 - транспорт веществ по клетке
2 - перестройку молекул
3 - образование лизосом
4 - верны все ответы
3. Каких компонентов НЕ содержат митохондрии:
1 - ДНК
2 - рибосом
3 - складок внутренней мембраны (крист)
4 - ЭПС

4. К одномембранным органоидам относятся:
1 - пластиды и ЭПС
2 - митохондрии и аппарат Гольджи
3 - вакуоли и ядро
4 - ЭПС, аппарат Гольджи, вакуоли

5. Мембрана имеется:
1 - только у растений
2 - у грибов и бактерий
3 - только у животных
4 - у бактерий, растений и грибов

6. Ядро клетки отвечает за:
1 - синтез АТФ
2 - хранение, передачу и реализацию наследственной информации
3 - синтез и транспорт веществ
4 - хранение генетической информации и синтез АТФ

7. Гладкая эндоплазматическая сеть осуществляет:
1 - транспорт углеводов и липидов
2 - транспорт белков
3 - синтез АТФ
4 - транспорт воды и минеральных солей

8. Центриоли - это органоиды, которые:
1 - участвуют в делении клетки
2 - входят в состав клеточного центра
3 - имеют форму цилиндров
4 - верны все ответы


1. Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за:
1 - расщепление органических веществ
2 - синтез белка
3 - синтез АТФ
4 - фотосинтез

2. К двумембранным органоидам относятся:
1 - ядро и комплекс Гольджи
2 - ядро, митохондрии и пластиды
3 - митохондрии, пластиды и ЭПС
4 - пластиды, ядро и лизосомы

3. Лейкопласты - это:
1 - бесцветные пластиды
2 - энергетические станции клетки
3 - окрашенные пластиды
4 - органоиды только животных клеток

4.Лизосомы - это органоиды, которые:
1 - осуществляют фотосинтез
2 - содержат ферменты, расщепляющие органические вещества
3 - синтезируют белки
4 - синтезируют АТФ

5. К эукариотическим относятся клетки:
1 - бактерий и вирусов
2 - растений и животных
3 - растений, животных и грибов
4 - бактерий, растений и животных

6.В животной клетке отсутствуют:
1 - митохондрии

2 - хлоропласты

3 - рибосомы

4 – ядро

7. К немембранным органоидам относятся:
1 - ЭПС и аппарат Гольджи
2 - рибосомы и центриоли
3 - пластиды и центриоли
4 - митохондрии и рибосомы
8. Гранулярная эндоплазматическая сеть:
1 - транспортирует липиды
2 - участвует в синтезе и транспорте белков
3 - транспортирует углеводы
4 - участвует в синтезе и транспорте углеводов и липидов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!