СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 64 ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ч.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения распознавать и выделять звук [ч’], писать строчную букву ч; создать условия для развития речи, мышления, фонематического слуха.

Просмотр содержимого документа
«Урок 64 ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ч.»

Урок 64
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ
ч

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения распознавать и выделять звук [ч’], писать строчную букву ч; создать условия для развития речи, мышления, фонематического слуха.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют проводить поэлементный анализ и письмо строчной буквы ч; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча – чу, чк – чн; получат возможность научиться писать строчную букву ч.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применение правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча – чу; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложений на наличие в них слов с сочетаниями ча – чу, чк – чн.

Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдать грамматические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Доскажите словечко:

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я… (чемодан).

Е. Серова

Звукобуквенный анализ слова «чемодан», составление схемы.

II. Сообщение темы урока.

– Почтальон принёс письмо:

«Дорогие девочки и мальчики!

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая –

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса-девица,

Честный рыцарь, чудо-птица,

Черномор, Яга-злодейка,

Буква Ч, ты – чародейка!

Т. Синицина

– Приезжайте скорее. Мы научим вас писать строчную букву ч и познакомим со своим котом Рыжиком, который ловит рыбу на хвост.

Ваши друзья Букварь и Пропись».

– Поспешим, ребята, в путь. Что нам понадобится? Что положим в чемодан?

III. Работа по теме урока.

1. Фронтальная работа.

– Чародейка буква ч хочет познакомить вас со своими друзьями – гномами. Они маленькие и очень добрые человечки. Всех, кто попадает к ним в гости, они уменьшают.

– Уменьшите предметы: рука – ручка; река – речка; туча – тучка; лиса – лисичка; сестра – сестричка.

– Какая буква помогла уменьшить предметы?

– Чтобы оказаться в стране гномов, нам надо произнести свои имена ласково. (Лена – Леночка, Вова – Вовочка.)

– Какая буква нам понадобилась?

2. Работа в прописи. Письмо строчной буквы ч.

– Рассмотрите образец строчной буквы ч. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ч. (Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх до линии, затем ведем плавную линию (как провисшая веревочка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем палочку с закруглением внизу.)

– Запишите слоги ча, чу. Подберите слова, в которых пишутся данные буквосочетания. Запишите слова по образцу.

– Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

– Прочитайте предложение. Сколько в нём слов? Назовите слово, которое написано с большой буквы. Объясните почему. Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу. Подчеркните «опасные места».

3. Самостоятельное выполнение работы. Работа в прописи (резервная страница).

Я грамотно писать хочу

Сочетанья ча и чу.

– Допишите слоги и прочитайте получившиеся слова.

4. Чтение и анализ текста Г. Цыферова «Кот».

Четыре черепахи читали два часа.

Четыре черепахи сказали: «Чудеса!

Часами мы читали прилежно вчетвером,

Но что к чему, ей богу, ничуть мы не поймём».

Да, если ты надумал часочек почитать,

То книгу вверх ногами не следует держать.

Т. Крюкова

– Какие ещё правила чтения вы хотели бы напомнить друг другу?

Перед чтением текста ученики читают слова, «напечатанные» на доске: «захотелось», «ранним», «лукошко», «привязал», «съел», «хвалился».

5. Беседа по содержанию текста.

– Что сделал кот, когда ему надоело ловить мышей?

– Какая рыба поймалась на крючок?

– Что случилось по дороге домой? Как кот наказал щуку?

– Подготовьтесь к чтению по ролям.

6. Работа в прописи (резервная страница).

– Вставьте в предложения слова. Как проверить правильность выполнения задания? (Задать вопрос.)

– Прочитайте предложения. Запишите письменными буквами предложения, написанные печатными буквами.

– Как зовут мальчиков? Почему с ними дружит чародейка буква Ч? Что вы узнали о Саше? О Серёже?

IV. Итог урока.

– Чародейка буква Ч пригласила ребят в гости и решила на дорожку напоить нас чаем.

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

– Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(Из зарубежного фольклора.)

Это интересно!

– Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

– На прошлом уроке мы выучили скороговорку Мудрой Черепахи, а сегодня давайте её напишем красиво и правильно.

– Сколько заглавных букв Ч вы написали? А сколько строчных? Что вы знаете о букве Ч?