73
Урок
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени
Повторение
Запишите под диктовку. Найти глаголы. Число, время определить.
Весной деревья зеленеют, а осенью желтеют. Осень сорвала с деревьев красивый летний наряд. Свежий ветерок пошел бродить и порхать над землей. Утренняя заря позолотит верхушки деревьев.
Записать в три столбика. Существительные разобрать по составу.
Мельница, гористый, улов, алеть, рассадил, настольные, надстроим, колечко, заплясала.
Составьте предложение. Укажите части речи. Подчеркните все члены предложения.
во нн очк яя бе
В, загорелась, небе, ранняя, и, чернеющем, звездочка, погасла, неожиданно.
Изъявительное наклонение
в предложении говорится о действии, которое происходит на самом деле .
настоящее прошедшее будущее
учусь учился буду учиться
научился научусь
Условное наклонение
о действии говорится, как о желаемом, возможном .
учился бы
научился бы
Повелительное наклонение
в предложении есть совет, просьба или приказ .
учись / учитесь
научись / научитесь
От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?
Спишите предложения, выбирая нужные окончания. В каждом предложении подчеркни слово, которое тебе помогло сделать правильный выбор.
На кухне висел(а, о, и) красивая люстра.
В прихожей висел(а, о, и) огромное зеркало .
В гостиной висел(а, о, и) прекрасный портрет.
На ёлке висел(а, о, и) чудесные игрушки.
Проверим: На кухне висела красивая люстра (ж.р., ОНА).
В прихожей висело огромное зеркало (с.р., ОНО).
В гостиной висел прекрасный портрет (м.р., ОН).
На ёлке висели чудесные игрушки (мн.ч., ОНИ).
Какое окончание в слове висел? в пр.вр. ж.р., в пр.вр. ср.р.?
Запомни окончания глаголов
прошедшего времени:
Ж.р. – а
С.р. – о
Мн.ч. – и
М.р. -
Аня сказала, что выбор формы рода и числа глагола зависит от формы рода и числа слова, с которым
связан этот глагол.
С.21
1
Спиши, вставляя окончания.
сначала устно всё, потом С/р
Наоборот
Потускнел.. зеркало - солнце померкл…
Лавка упал.. - земля задрожал..
Бабка чихнул.. - ветром подуло.
Снял дед кожушок - растаял снежок.
Что происходит, кто разберёт?
А если попробовать наоборот?
Солнце померкл.. - потускнел.. зеркало.
Земля задрожал.. - лавка упал..
Ветром подуло - бабка чихнул..
Растаял снежок - снял дед кожушок.
С.21
2
Подбери к глаголам подходящие существительные
каждый 1-2 группы
камыш, машина, море, птицы
шумел, шумела, шумело, шумели; стоял, стояла, стояло, стояли; убежал, убежала, убежало, убежали;
отвечал, отвечала, отвечало, отвечали
С.22
3
Напиши по памяти.
сначала разбор
За низкие крыши
Солнце зашл..
Ночь наступил..
Уснул.. село.
оно
она
оно
устно
С.22
4
Найди 4 ошибки. Спиши правильно.
Скворцы вывелесь и улетели, и давно уже их место занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее, росистое утро прилетаит старый скворец и поёт.
Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросле и улетели… Для чего же старый скворец прилетаит каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт?
С.22
5
Спиши, вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Обозначь части слова, где вставлены буквы.
е
а
она
Как з..лёное пламя, вспыхнул.. берё..ка в елов..м, тёмн..м лесу, и в..терок за..грал всеми её лист..ками и буд..т играть всю в..сну, всё лет.. и ос..нь, пока все не с..рвёт и (не)остан[ица] б..рёза опять ..дна (со)своими голыми прутиками.
з
о
о
е
и
и
е
о
е
е
о
е
о
Допиши окончания глаголов.
С.5
1
От чего зависит правописание безударной гласной в окончании глагола в настоящем и будущем времени?
в прошедшем времени?
Только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя туча, и из неё посы-пался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпаясь о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
С.5
Запиши глаголы в настоящем времени
2
3 лица ед.ч. и в прошедшем времени ед.ч. среднего рода. Обозначь суффиксы и окончания.
смотрело
смотрит
смотреть
видело
видит
видеть
обидеть
обидело
обидит
тает
таяло
таять
строит
строило
строить
слышать
слышит
слышало
слушать
слушает
слушало
Впиши словарные слова этого урока.
С.6
3
решать
сверкает
Я очень люблю ___________ труд-ные задачи. Как чудесно ___________ на солнце снег! Бабушка связала мне тёплый ____________. Я готовлю по-дарок маме на день рождения, но это пока мой __________. Моя подруга переехала в новый __________ города. Сегодня Дима ________ не готов к уроку.
свитер
4
секрет
район
совсем
подарок
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Уч.с.23 упр.6 учить слова, списать РТ упр.1 с.5
Р а йон, р е в о люц и я, р е шать, св е ркать, свит е р, с е крет, с о всем.
Что важно запомнить?
Что получилось лучше всего? Над чем ещё надо поработать?
Какие задания понравились?
Кому хотите сказать спасибо?
Оцените свои результаты:
Я смогу применить полученные знания в жизни.
Я узнал(а) новое.
Я успешно выполнил(а) задания.
Остались вопросы, мне трудно.
Спасибо!
Первое февраля
Классная работа
ВСПОМНИМ!
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
В предложении есть совет, просьба или приказ.
О действии говорится, как о желаемом, возможном.
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
В предложении говорится о действии, которое происходит на самом деле.