СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 8 физика Введение в астрономию

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 8 физика Введение в астрономию»

Урок № 8 9 класс 30.04.20.

Тема: Гео – и гелиоцентрическая система мира


1. Организационный момент

Начинаем изучать астрономию. Наше знакомство будет поверхностным. Более детальное изучение будет в 10 классе.


Сделаем такую запись:

Астрономия - наука, которая изучает Вселенную, её движение, порядок и устройство, а также происхождение и развитие небесных тел и систем.


2. Актуализация

https://www.youtube.com/watch?v=Mrs4_D_PkRsРазвитии представлений о строении мира


3. Изучение нового материала

1. Создание геоцентрической, а затем и гелиоцентрической систем мира сопровождалось значительной поддержкой результатов наблюдения звездного неба. Так, астрономы Древнего Китая аккуратно регистрировали вспышки новых звезд и появление ярких комет, еще в IV в. до н. э. был составлен первый звездный каталог, содержащий сведения о 800 звездах. Каталог Гиппарха включал 1022 звезды, распределенные по 48 созвездиям. При сравнении координаты некоторых звезд его каталога с координатами, полученными предшественниками, значительно расходились, что объяснялось прецессией оси земного шара. В обсерватории Улугбека с максимальной точностью был измерен наклон эклиптики к экватору, продолжительность года, составлены «Новые астрономические таблицы», содержащие каталог 1018 звезд. Тихо Браге составил новые солнечные и планетные таблицы, звездный каталог, уступавший по числу звезд, но превосходивший существовавшие по точности.


2. Геоцентрическая система, претерпев два важнейших этапа в своем развитии, выражена в системе мира Аристотеля, а затем Птолемея. Переход обусловлен практическими потребностями в более точных вычислениях положения планет. При этом построение самой системы отвечает последовательности «теория» «факты».


3. Достоинством теории Аристотеля является логика научного доказательства и ряд правильных суждений, например о причине затмений.


4. В системе Птолемея центры эпициклов Меркурия и Венеры лежат на прямой, соединяющей Землю и Солнце, что позволяло согласовать реальное движение планет с геоцентрическим движением.


5. Причиной, способствовавшей разработке гелиоцентрической системы мира Коперником, являлась сложность и громоздкость системы мира Птолемея. При этом первоначально система Коперника хуже объясняла видимые движения планет: в гелиоцентрической системе мира Коперника были оставлены «идеальные» движения и для Земли, и для планет. Громоздкая же система Птолемея точнее описывала реальное движение. И секрет этой устойчивости — в «изобретении» Птолемеем гармонического анализа за полтора тысячелетия до Фурье: любое сложное движение в природе молено разложить на сумму круговых и равномерных движений, причем такое представление может быть как угодно точным — все определяется количеством членов в указанной сумме. Таким образом, ложная в физической основе система с математической точки зрения являлась идеальной теоретической схемой.


6. Наряду с громоздкостью системы Птолемея, как причины для разработки новой теории, нельзя обойти и другую причину, которая заключалась в изменении мышления человека эпохи Возрождения. Из истории учащиеся могут вспомнить, что если в центре внимания Античности — природно-космическая жизнь, то в эпоху Возрождения — развитие человека разностороннее, знания и навыки становятся самоцелью, человек — творец себя и всей природы.


7. Среди преимуществ системы Коперника — объяснение данной системой таких явлений, как смена дня и ночи, видимого годичного движения Солнца, петлеобразного движения планет.


8. Построение системы мира Коперника отвечает последовательности«факты - теория». Именно опытные факты наблюдательной астрономии, которая началась с Г. Галилея и И. Кеплера, позволила победить гелиоцентрической системе мира.



Антропоцентризм — идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие

Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.


Сторонники геоцентрической системы: Арстотель и Птолемей.


Система мироустройства Птолемея позволяла вычислять положения планет

относительно звёзд на будущее время, а также предсказывать наступление

солнечных и лунных затмений.


Опровергли данную систему Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей.


Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.



Открытия Галилео Галилея в астрономии (записи в тетрадях)


1. Луна, как и Земля, имеет сложный рельеф — покрыта горами и кратерами.

( довольно точно оценил высоту лунных гор).


2. Известный с древних времен пепельный свет Луны Галилей объяснил

результатом попадания на нее солнечного света, отражённого Землёй.


3. Либрацию Луны (медленное ее колебание).

4. Установил также, что Венера меняет фазы.

4. Четыре спутника Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.


5. Солнечные пятна (тёмные области на Солнце, температура которых

понижена примерно на 1500 К по сравнению с окружающими участками).


6. Доказал вращение Солнца вокруг своей оси, оценил период этого

вращения и положение оси Солнца.


7. Млечный путь, который невооружённым глазом выглядит как сплошное

сияние, открылся Галилею в виде отдельных звёзд.



4. Домашнее задание


После просмотра видеоурока, пройдите тест


  1. Автор фразы «В мире правит число»

А) Птолемей Б) Пифагор В) Демокрит


2. Сторонником какой системы мира был Аристарх Самосский

А) гелиоцентрической Б) геоцентрической


3. Открытие Коперника

А) открыл смену фаз Луны

Б) определил схему движения планет

В) открыл законы движения планет


4. Ученый, открывший атмосферу Венеры

А) М. В. Ломоносов Б) И. Ньютон В) Г Галилей


5. За что был сожжен Д. Бруно

А) за «мракобесие» Б) за изучение трудов Демокрита В) за пропаганду геоцентризма


6. Какому ученому принадлежит труд «Диалог двух главных систем»

А) Г. Галилей Б) М. В. Ломоносов В) И. Кеплер


7. Что значит эпицикл?

А) малый круг движения планет Б) большой круг движения планет


8. Какой ученый считал «Земля неподвижная и плоская»

А) Птолемей Б)Левкипп В) Н Коперник


9. Какой ученый считал , что в центре мира находится Солнце, а светила вращаются вокруг него

А) И Кеплер Б) И Ньютон В) Н Коперник


10. Сторонник какой идеи (А –геоцентризм Б- гелиоцентризм) строения мира были следующие ученые Левкипп, Галилей, Кеплер, Аристотель


11.Какой ученый открыл законы движения планет

А) И. Ньютон Б) И. Кеплер В) М В Ломоносов


12. Сторонником какой системы строения мира являлся И Ньютон

А) гелиоцентрической Б) геоцентрической


13. Кто определил расстояние до Луны и вычислил размеры Солнца

А) Аристарх Самосский Б) Аристотель В) М В Ломоносов


14. Ученый, основоположник представлений об атомах

А) Г Галилей Б) Пифагор В) Демокрит


15. За что книга Н Коперника «О вращении небесной сферы» была внесена в список запрещенных

А) за геоцентризм Б) содержание было против Священного писания В) содержание было против царя


16. Какому ученому принадлежит суждение «Звезды – такие же Солнца, как наше, вокруг которых движутся планеты и существует разумная жизнь»

А) Г Галилей Б) Н Коперник В) Д Бруно


17. Что значит деферент

А ) малый круг движения планет Б) большой круг движения планет


18. Какой ученый считал «Движение тела не может происходить , если на него не действуют другие тела»

А) Г Галилей Б)Аристотель В) И Ньютон


19. Какой ученый открыл смену фаз Венеры и 4 спутника Юпитера

А) Галилей Б) М В Ломоносов В) И Кеплер


20 Сторонник какой идеи (А –геоцентризм Б- гелиоцентризм) строения мира были следующие ученые Пифагор, Коперник, Демокрит, Ломоносов


Учебники и учебные пособия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!