Урок №8
Тема урока. Функциональные стили речи: особенности, назначение сфера использования.
Цели урока: повторение и обобщение знаний о стилях речи.
Ход урока.
1)Орфоэпическая работа (А2). Проверка слов на а, б, в. Запись новых слов на в, г. (на экран выведены слова)
2)Теория: как определять стиль.
Чтобы определить стиль, вспомним такое понятие, как речевая ситуация (о чём? где? с кем? зачем говорят?) Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где этот текст может быть использован: в средствах массовой информации с целью воздействия на аудиторию (публицистика); в художественном произведении, в учебнике или научной монографии.
Сфера применения, задачи, типы речи, лексические особенности – ведущие стилевые черты. Определяя стиль предложенного текста, мы опираемся на речевую ситуацию, на тему и цель высказывания. Затем ищем в тексте того или иного стиля: лексические, морфологические, синтаксические – и на основании этого делаем вывод о стилевой принадлежности текста.
3)Повторение стилей речи (сообщения учащихся)
1.Разговорный
2.Официально-деловой
3. Публицистический
4.Научный
5.Художественный
4)Практикум. Прочитайте текст и определите его стиль и тип.
Лунный блик
(1)Ночью впереди теплохода, на гладкой поверхности воды, росчерком играл лунный блик. (2)Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
(3)Верилось, что с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.
(4)Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряжённо работающую машину.
(5)И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Игра лунного блика на воде чем-то похожа на человеческую жизнь.
Смысл жизни легко разгадать, наблюдая за игрой лунных бликов на воде.
Ночная игра лунных бликов на воде – источник наслаждения и восхищения.
Разгадать вечную загадку бытия – постичь смысл человеческой жизни.
А29.Определить стиль текста, обосновать свою точку зрения.
А)сфера употребления, б)цель текста, в) особенности: лексические, морфологические, синтаксические.
Определяя тип текста, следует основные особенности всех типов.
5)Типы текстов(сообщение учащихся, если не знают, то записать стр.
1.Описание; 2.повествование; 3. Рассуждение.
Описание: тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов. Объект описания определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет.
Повествование: тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.
Рассуждение: тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждения являются аргументы(доказательства).
6)Задание на дом: выучить типы и стили, словарные слова учить.
7)Синтаксическая работа: объяснить все знаки препинания в данном тексте, определить тип связи (играл росчерком, смысл её, что-то похожее, сомнёт её, работающую напряжённо, бежал опережая, работающую машину).
Стиль – художественный, тип- размышление (эссе).