СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №8 Тема урока. Функциональные стили речи: особенности, назначение сфера использования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №8

Тема  урока. Функциональные  стили  речи: особенности,  назначение  сфера  использования.

Просмотр содержимого документа
«Урок №8 Тема урока. Функциональные стили речи: особенности, назначение сфера использования.»

Урок №8

Тема  урока. Функциональные  стили  речи: особенности,  назначение  сфера  использования.

Цели урока: повторение  и  обобщение  знаний  о  стилях  речи.

                                     Ход  урока.

1)Орфоэпическая   работа (А2). Проверка  слов  на  а, б, в. Запись  новых  слов  на в, г. (на  экран  выведены  слова)

2)Теория: как  определять  стиль.

Чтобы  определить  стиль, вспомним  такое  понятие,  как  речевая  ситуация (о чём? где? с кем? зачем  говорят?) Правильные  ответы  на  эти  вопросы  помогут  определить, где  этот  текст  может  быть  использован: в средствах  массовой  информации  с  целью  воздействия  на  аудиторию (публицистика); в  художественном  произведении, в  учебнике  или  научной  монографии.

Сфера  применения, задачи, типы  речи,  лексические  особенности – ведущие  стилевые  черты. Определяя  стиль  предложенного  текста, мы  опираемся  на  речевую  ситуацию,  на  тему  и  цель  высказывания. Затем ищем  в  тексте  того  или  иного  стиля: лексические,  морфологические,  синтаксические – и на  основании  этого  делаем  вывод  о  стилевой  принадлежности  текста.

3)Повторение  стилей  речи (сообщения  учащихся)

1.Разговорный

2.Официально-деловой

3. Публицистический

4.Научный

5.Художественный

4)Практикум. Прочитайте  текст  и  определите  его  стиль  и  тип.

                                           Лунный  блик

    (1)Ночью  впереди  теплохода,  на  гладкой  поверхности  воды,  росчерком  играл  лунный  блик. (2)Он  серебрился,  извивался  змейкой,  прыгал  головастиком,  убегал  шустрой  ящеркой.

     (3)Верилось,  что  с  нетерпением  ждалось:  вот-вот  настигнет  теплоход  живую  тень  луны,  сомнёт её,  срежет  плугом  носа.

     (4)Но  проходили  минуты,  прошёл  час,  другой,  а  отблеск  далёкой  луны  всё  бежал  и  бежал  перед  теплоходом,  без  усилий  опережая  напряжённо  работающую  машину.

    (5)И  было  в  этой  ночной  картине  что-то  похожее  на  жизнь,  казалось,  вот-вот  поймаешь,  ухватишь  смысл  её,  разгадаешь  и  постигнешь  вечную  загадку  бытия.

    А28. Какое  утверждение  не  соответствует  содержанию  текста?

  1. Игра  лунного  блика  на  воде  чем-то  похожа  на  человеческую  жизнь.

  2. Смысл  жизни  легко  разгадать,  наблюдая  за  игрой  лунных  бликов  на воде.

  3. Ночная  игра  лунных  бликов  на  воде – источник  наслаждения  и  восхищения.

  4. Разгадать  вечную  загадку  бытия – постичь  смысл  человеческой  жизни.

А29.Определить  стиль  текста,  обосновать  свою  точку  зрения.

А)сфера  употребления, б)цель  текста,  в) особенности: лексические,  морфологические,  синтаксические.

     Определяя  тип  текста,  следует  основные  особенности  всех  типов.

5)Типы  текстов(сообщение  учащихся,  если  не  знают, то  записать  стр.

1.Описание;     2.повествование;     3. Рассуждение.

Описание: тип  речи,  при  котором  перечисляются  временные  или  постоянные  признаки  предметов. Объект  описания  определён  и  раскрывается  через  перечисление  признаков. Предмет  описания  статичен,  действия  в  описании практически  нет.

Повествование: тип  речи  со  значением  сообщения  о развивающихся  событиях,  действиях  или  состояниях. Основное  свойство – динамичность,  ведущая  часть  речи – глагол  или  слова  со  значением  движения. Последовательность  действий  подчёркивается  интонацией.

Рассуждение: тип  речи  со  значением  сообщения,  в  котором  наиболее  важной  частью  является  указание  причин  или  следствий  того  или  иного  явления. Необходимым  компонентом  рассуждения  являются  аргументы(доказательства).

6)Задание  на  дом: выучить  типы  и  стили,  словарные  слова  учить.

7)Синтаксическая  работа: объяснить  все  знаки  препинания  в  данном  тексте,  определить  тип  связи (играл  росчерком,  смысл  её,  что-то  похожее,  сомнёт  её, работающую  напряжённо,  бежал  опережая,  работающую  машину).

Стиль – художественный,  тип- размышление (эссе).