СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 86. УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА 9 И ДЕЛЕНИЕ НА 9. ДЕВЯТАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с понятием «девятая часть числа»; способствовать развитию умения находить девятую часть числа с помощью деления; совершенствовать практические умения по построению геометрических фигур; закреплять знание табличных случаев умножения и деления; развивать внимание и умение анализировать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 86. УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА 9 И ДЕЛЕНИЕ НА 9. ДЕВЯТАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА.»

Урок 86. Умножение числа 9 и деление на 9. девятая часть числа

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с понятием «девятая часть числа»; способствовать развитию умения находить девятую часть числа с помощью деления; совершенствовать практические умения по построению геометрических фигур; закреплять знание табличных случаев умножения и деления; развивать внимание и умение анализировать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; читать записи вида 5 · 2 = 10,
12 : 4 = 3; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные составлять небольшие устные монологические высказывания; регулятивные – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно).

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Нам по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счета.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идет…

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Разгадайте правило, по которому составлены схемы. Вставьте числа в «окошки».

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Решите задачу.

Ваня собрал летом коллекцию красивых камней. В двух коробках у него было по 6 камней в каждой и в одной коробке – 4 камня. Сколько всего камней у Вани?

Решают задачу

Фронтальная

Устные ответы

– Выполните вычитание и запишите только ответы.

60 – 10 30 – 20 96 – 30 99 – 90

50 – 30 60 – 40 61 – 50 80 – 8

90 – 50 70 – 40 76 – 70 36 – 20

80 – 70 80 – 50 54 – 10 47 – 30

54 – 21 57 – 17 55 – 22 63 – 32

38 – 16 68 – 18 77 – 44 58 – 58

63 – 41 42 – 12 66 – 55 47 – 46

79 – 28 71 – 11 99 – 77 98 – 97

Выполняют устные вычисления, записывают ответы

Фронтальная

Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

– Какие фигуры здесь изображены?

– Чем они похожи?

– У какой фигуры закрашена девятая часть числа?
(У квадрата.)

– Как найти девятую числа?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы будем решать задачи и вычислять девятую часть числа

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 19

(с. 58)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Рассмотрите данные в учебнике фигуры.

– Как они называются? (Это многоугольники.)

– Какую фигуру называют многоугольником? Назовите признаки многоугольника.

– Как называется первый многоугольник? (Восьмиугольник.)

– Какая часть восьмиугольника закрашена? (Восьмая часть.)

– Как найти восьмую часть числа? (Число разделить на восемь.)

– Как называется второй многоугольник? (Четырехугольник.)

– Назовите признаки четырехугольника.

– Какая часть четырехугольника закрашена? (Девятая часть.)

– Как найти девятую часть числа? (Число разделить на девять.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Находят девятую часть числа

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному прави-

лу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют работу над заданием в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли

в устной и письменной речи с учетом учебных речевых ситуаций

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 21

(с. 59)

– Восьмая часть числа больше, чем девятая часть этого же числа. Чем большую часть любого числа мы находим, тем меньшее число получаем

Отвечают на вопрос

Фронтальная

Устные ответы

Задание 22

(с. 59)

– Построим отрезки.

чертеж:

– Чему равна девятая часть отрезка АВ?

9 : 9 = 1 (см)

Чертят отрезок. Отмечают девятую часть

отрезка

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 23

(с. 59)

– Как найти девятую часть любого числа?

Запись:

72 : 9 = 8 54 : 9 = 6

63 : 9 = 7 18 : 9 = 2

Находят
девятую
часть числа

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 24

(с. 59)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно в задаче?

– Что требуется узнать?

– Заполните таблицу по данному условию.

В 1 день

Количество дней

Всего страниц

6 с.

? дн.

54 с.

9 с.

? дн.

54 с.

Решение:

1) 54 : 6 = 9 (дн.) – если читает по 6 страниц.

2) 54 : 9 = 6 (дн.) – если читает по 9 страниц.

Ответ: 9 дней; 6 дней.

Заполняют таблицу и решают задачу

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 25

(с. 59).

Работа со схемами

– Для выполнения задания вы можете воспользоваться карточками-помощницами.

а) 9 ∙ 9 = 81.

Проверка: 81 : 9 = 9.

Ответ: 81.

б) 6 ∙ 9 = 54.

Проверка: 54 : 9 = 6.

Ответ: 54.

в) 3 ∙ 9 = 27.

Проверка: 27 : 9 = 3.

Ответ: 27

Называют число, если известна

его девятая часть

Индивидуальная, фронтальная

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 14

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Сколько куриц на рисунке? (Три.)

– Сколько яиц снесла каждая курица? (Пять.)

– По сколько яиц мы нарисуем под каждой курицей?
(По пять.)

– Сколько раз по 5 яиц получилось? (3 раза.)

– Как выяснить, сколько яиц мы нарисовали? (5 умножить на 3.)

– Сколько же яиц получилось? (15 яиц.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериа-

ции, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание

с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); корректируют работу над заданием в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 15

– Работаем с геометрическим материалом.

– Что изображено на чертеже? (Окружность.)

– Назовите признаки окружности.

– Что называют радиусом окружности?

– Измерьте длину радиуса данной окружности. (Радиус равен 4 см.)

– Чему будет равен радиус, который составляет половину радиуса данной окружности? (4 : 2 = 2 (см).)

– Начертите окружность, радиус которой равен 2 см.

Примечание. Обратить внимание учащихся на то, что измерить длину радиуса данной окружности можно без построения самого радиуса. Для этого на окружности выбирается и отмечается произвольная точка и с помощью линейки измеряется расстояние между центром окружности и выбранной точкой. Это расстояние и является длиной радиуса окружности

Чертят окружность, радиус которой 2 см.

Выполняют чертежи

Фронтальная

Устные ответы. Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

Задание 31

(с. 60)

– Запишите результаты умножения. Прочитайте название породы собаки. (Лабрадор.)

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Устные ответы

Задание 32

(с. 61)

– Измерьте в сантиметрах длины сторон четырехугольника и вычислите его периметр.

Р = 4 · 2 + 5 · 2 = 18 (см).

– Найдите площадь данного четырехугольника с помощью палетки. (20 кв. см.)

Находят площадь

и периметр четырехугольника

Индивидуальная

Выполнение задания в тетради

Задание 33

(с. 61)

– Рассмотрите первый чертеж. Какие из отмеченных точек четырехугольника АМСВ лежат на луче КХ? (Точки Е, D.)

– Какая дополнительная точка лежит на луче КХ? (Точка S.)

– Рассмотрите второй чертеж. Какие из отмеченных точек треугольника АСD лежат на луче КХ? (Точки М, А.)

– Какая дополнительная точка лежит на луче КХ? (Точка Е.)

– Проверьте с помощью линейки

Отвечают на вопросы по чертежу

Фронтальная

Устные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти девятую часть числа?

– Назовите признаки окружности.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Сейчас вам так же смешно и весело? Почему? Покажите свое настроение с помощью цвета

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 20, 16 (учебник); задание 6 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение