Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Нам по плечу любая работа, Но прежде разучим правила счета. Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идет… | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Разгадайте правило, по которому составлены схемы. Вставьте числа в «окошки».    | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачу. Ваня собрал летом коллекцию красивых камней. В двух коробках у него было по 6 камней в каждой и в одной коробке – 4 камня. Сколько всего камней у Вани? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Выполните вычитание и запишите только ответы. 60 – 10 30 – 20 96 – 30 99 – 90 50 – 30 60 – 40 61 – 50 80 – 8 90 – 50 70 – 40 76 – 70 36 – 20 80 – 70 80 – 50 54 – 10 47 – 30 54 – 21 57 – 17 55 – 22 63 – 32 38 – 16 68 – 18 77 – 44 58 – 58 63 – 41 42 – 12 66 – 55 47 – 46 79 – 28 71 – 11 99 – 77 98 – 97 | Выполняют устные вычисления, записывают ответы | Фронтальная | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки на доске.  – Какие фигуры здесь изображены? – Чем они похожи? – У какой фигуры закрашена девятая часть числа? (У квадрата.) – Как найти девятую числа? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы будем решать задачи и вычислять девятую часть числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 19 (с. 58) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите данные в учебнике фигуры. – Как они называются? (Это многоугольники.) – Какую фигуру называют многоугольником? Назовите признаки многоугольника. – Как называется первый многоугольник? (Восьмиугольник.) – Какая часть восьмиугольника закрашена? (Восьмая часть.) – Как найти восьмую часть числа? (Число разделить на восемь.) – Как называется второй многоугольник? (Четырехугольник.) – Назовите признаки четырехугольника. – Какая часть четырехугольника закрашена? (Девятая часть.) – Как найти девятую часть числа? (Число разделить на девять.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Находят девятую часть числа | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному прави- лу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют работу над заданием в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных речевых ситуаций | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 21 (с. 59) | – Восьмая часть числа больше, чем девятая часть этого же числа. Чем большую часть любого числа мы находим, тем меньшее число получаем | Отвечают на вопрос | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 22 (с. 59) | – Построим отрезки. чертеж:  – Чему равна девятая часть отрезка АВ? 9 : 9 = 1 (см) | Чертят отрезок. Отмечают девятую часть отрезка | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 23 (с. 59) | – Как найти девятую часть любого числа? Запись: 72 : 9 = 8 54 : 9 = 6 63 : 9 = 7 18 : 9 = 2 | Находят девятую часть числа | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 24 (с. 59) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? – Что требуется узнать? – Заполните таблицу по данному условию. В 1 день | Количество дней | Всего страниц | 6 с. | ? дн. | 54 с. | 9 с. | ? дн. | 54 с. | Решение: 1) 54 : 6 = 9 (дн.) – если читает по 6 страниц. 2) 54 : 9 = 6 (дн.) – если читает по 9 страниц. Ответ: 9 дней; 6 дней. | Заполняют таблицу и решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 25 (с. 59). Работа со схемами | – Для выполнения задания вы можете воспользоваться карточками-помощницами.  а) 9 ∙ 9 = 81. Проверка: 81 : 9 = 9. Ответ: 81.  б) 6 ∙ 9 = 54. Проверка: 54 : 9 = 6. Ответ: 54.  в) 3 ∙ 9 = 27. Проверка: 27 : 9 = 3. Ответ: 27 | Называют число, если известна его девятая часть | Индивидуальная, фронтальная |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 2. Задание 14 | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Сколько куриц на рисунке? (Три.) – Сколько яиц снесла каждая курица? (Пять.) – По сколько яиц мы нарисуем под каждой курицей? (По пять.) – Сколько раз по 5 яиц получилось? (3 раза.) – Как выяснить, сколько яиц мы нарисовали? (5 умножить на 3.) – Сколько же яиц получилось? (15 яиц.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выполняют вычисления | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериа- ции, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль); корректируют работу над заданием в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 15 | – Работаем с геометрическим материалом. – Что изображено на чертеже? (Окружность.) – Назовите признаки окружности. – Что называют радиусом окружности? – Измерьте длину радиуса данной окружности. (Радиус равен 4 см.) – Чему будет равен радиус, который составляет половину радиуса данной окружности? (4 : 2 = 2 (см).) – Начертите окружность, радиус которой равен 2 см. Примечание. Обратить внимание учащихся на то, что измерить длину радиуса данной окружности можно без построения самого радиуса. Для этого на окружности выбирается и отмечается произвольная точка и с помощью линейки измеряется расстояние между центром окружности и выбранной точкой. Это расстояние и является длиной радиуса окружности  | Чертят окружность, радиус которой 2 см. Выполняют чертежи | Фронтальная | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 31 (с. 60) | – Запишите результаты умножения. Прочитайте название породы собаки. (Лабрадор.) | Выполняют вычисления | Индивидуальная | Устные ответы |
Задание 32 (с. 61) | – Измерьте в сантиметрах длины сторон четырехугольника и вычислите его периметр. Р = 4 · 2 + 5 · 2 = 18 (см). – Найдите площадь данного четырехугольника с помощью палетки. (20 кв. см.) | Находят площадь и периметр четырехугольника | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 33 (с. 61) | – Рассмотрите первый чертеж. Какие из отмеченных точек четырехугольника АМСВ лежат на луче КХ? (Точки Е, D.) – Какая дополнительная точка лежит на луче КХ? (Точка S.) – Рассмотрите второй чертеж. Какие из отмеченных точек треугольника АСD лежат на луче КХ? (Точки М, А.) – Какая дополнительная точка лежит на луче КХ? (Точка Е.) – Проверьте с помощью линейки | Отвечают на вопросы по чертежу | Фронтальная | Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как найти девятую часть числа? – Назовите признаки окружности. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Сейчас вам так же смешно и весело? Почему? Покажите свое настроение с помощью цвета | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 20, 16 (учебник); задание 6 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |