Урок 86
Вычитание числа 5
Цели: составить таблицу _ – 5 и начать работу по ее запоминанию; формировать умение решать задачи; закреплять знания состава чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Индивидуальная работа.
1) Работа в рабочей тетради № 1.
а) Выполнение задания 16 на с. 52 с фишками.
в) Выполнение задания 17 на с. 52. Нарисуйте лошадку, не отрывая карандаша от бумаги.
г) Выполнение задания (вынести на доску).
Показать все треугольники.
2. Игра «Математический спринт».
5 + 5 5 + 4 7 + 4
8 + 5 9 – 4 3 + 3
6 + 5 5 + 3 8 + 5
9 + 5 10 – 2 9 – 3
7 + 5 6 + 5 4 + 0
10 + 5 15 – 0 5 + 9
3. Выполнение устных вычислений.
1) Сколько грибов может быть в корзине, если их больше 5 и меньше 14?
Записать эти числа на доске:
6 7 8 9 10 1 12 13
Дополните числа 6, 7, 8, 9 до 10.
– Составьте примеры на вычитание с ответом 10 из этих чисел.
2) Выполнение задания 9 на с. 50 в рабочей тетради № 1.
4. Задачи в стихах.
Пять малышек-медвежат
По кроваточкам лежат.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? (5 – 1 = 4.)
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов? (7 – 2 = 5.)
5. Работа с геометрическим материалом.
– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?
– Сколько кругов? (5.) Треугольников? (5.)
III. Работа над новой темой.
1. Выполнение задания 12 на с. 61 учебника.
– Как с помощью линейки можно вычесть число 5? (11 – 5, 13 – 5, 12 – 5, 14 – 5. Найдем на шкале линейки число 11 и отступим влево 5 шагов по одному, получим 6 и т. д.)
Аналогично решаются и объясняются другие примеры.
2. Выполнение задания 13 на с. 61 учебника.
– Как еще можно вычесть 5? (По частям.)
– Объясните. (Разобьем число 5 на две части так, чтобы при вычитании первой части сразу получилось 10, а потом вычтем оставшуюся часть. 12 – 5; 5 – это 2 и 3, 12 – 2 получится 10, 10 – 3 = 7. Значит, 12 – 5 = 7.)
Аналогично объясняются и решаются остальные примеры.
3. Выполнение задания 23 на с. 64 учебника.
Если есть тетради в большую клетку, можно эти примеры решить под диктовку с устным объяснением. Примеры занести в тетрадь.
IV. Закрепление и повторение изученного.
1. Выполнение задания 12 на с. 51 в рабочей тетради № 1.
– Соедините пример с верным ответом.
2. Игра «Машина 5» (задание 12 на с. 51 в рабочей тетради № 1).
3. Решение задач.
Работа над задачей 26, с. 64 (работа с фишками).
4. Решение примеров.
1) Выполнение задания 18 на с. 52 учебника.
2) Выполнение задания 20 на с. 53 учебника.
Вставьте нужное число в «окошко» методом подбора.
– Будем подбирать числа, начиная с числа 4. Почему начинаем с этого числа? (Потому что числа 0, 1, 2, 3 меньше 4, а из меньшего нельзя отнимать большее.)
4 – 4 = 2 – это неверно, значит, 4 не подходит.
5 – 4 = 2 – это неверно, значит, 5 не подходит.
6 – 4 = 2 – это верно, значит, в «окошко» впишем число 6.
Аналогично провести работу с другими примерами.
V. Итог урока.
– Что понравилось на уроке?