Урок № 9
Обществознание, 8 класс
МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Д.З.: § 7, документ (с. 55-56), ?? (с. 58), задания (с.59)
© А. И. Колмаков
Цели урока
- содействовать формированию знания учащихся по теме «Моральный выбор»
- уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения;
- развивать мыслительные навыки, формирующие анализ своего и окружающих поведения;
- воспитывать чувство моральной ответственности, нравственного поведения.
Знать и уметь
Знать:
- основные положения раздела;
- термины: мораль, долг, совесть.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Понятия, термины
- грех;
- моральный выбор;
- свобода;
- умение поступать морально;
- «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»;
- «Воздастся каждому по делам его»
Изучение нового материала
1. Моральный выбор.
2. Свобода – это ответственность.
3. Моральные знания и практическое поведение личности.
4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Актуализация проблемы
- Что такое моральная норма?
- Что такое моральный долг?
- Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?
- Способен ли человек творить себя?
П
О
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
человек
животное
- влияние естественных условий;
- разумное поведение на основе осознанного выбор;
- моральная и правовая ответственность
-подчинено строго естественным законам (инстинкту), жизненной программе;
-нет выбора, ответственности
1. Моральный выбор. к размышлению
4.Макиавелли писал: “Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, лицемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои… Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе”.
5. Такие люди в глубине души понимают, что их поступки не вполне соответствуют понятиям нравственности, но отсутствие внутренних принципов, жестких ограничений не дает им возможности удержаться от этих поступков. Они считают себя свободными в принятии решений и этим обосновывают свою безнравственность.
6. Часто говорят: “Для достижения своей цели он пойдет на все!” Это может подразумевать и подлость, и непорядочность, преступление и бесчестие.
1. Природа создала человека как существо, постоянно находящееся в разногласии с самим собой. В нем – как бы два независимых существа – внутренне и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она обязательно присутствует в каждом человеке.
2.Одни люди стремятся к духовному, высокому, отвергая расчетливость и властолюбие, выбирая дорогу чести в качестве своего жизненного пути. Другие же люди, которых большинство (?) отталкивают от себя все высокое, чистое, постепенно погружаясь в порок, бездуховность, сомнительные удовольствия.
3. Мы ходим по улицам, офисам, общественным местам, встречаемся с людьми, подаем им руку, улыбаемся друг другу, но мы знаем, что часто имеем дело не с вполне порядочными людьми, которые обманут и предадут, если они будут иметь выгоду от этого и у них появится такая возможность.
Цель оправдывает средства? Почему мораль выше?
1. Моральный выбор
- Современный мир очень жесток, условия существования для многих людей не соответствуют требованиям жизни, часто бывает, что единственным доступным способом улучшить свое материальное положение человека является вступление в противоречие с законом и своей совестью.
- Но человек обманувший, укравший, убивший другого человека, получает трансформацию души, которую уже никогда нельзя исправить. Ему приходится всю оставшуюся жизнь жить с этим.
2. Свобода – это ответственность
- Напишите продолжение фразы: “Меня огорчает в поступках сверстников ….”.
- А теперь на обратной стороне листка, в левой стороне напишите, как Вы, считаете, можно воздействовать на ситуацию.
- Передайте свои листочки соседу (по часовой стрелке), прочитаете ситуацию вашего одноклассника, на обратной стороне листка с левой стороны листка подчеркните, с какими путями решения проблемы вы согласны, с правой – допишите свои варианты или возражения.
Он свободен?
рефлексия
2. Свобода – это ответственность
- Напишите на листочке “Я”. Слева от “Я” коротко опишите свой поступок, который Вы одобряете. Справа от “Я” опишите свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Напишите под поступками слово “ПРИЧИНА” – и попробуйте объяснить причину своей удачи и неудачи. На работу у вас 5 минут.
- А теперь представьте себе, что у вас есть возможность воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и очутитесь перед вашим неблагоприятным поступком. Напишите себе письмо и объясните, почему его вам не нужно делать. Каждый читает свою неудачу и удачу, а затем свое письмо. (класс выделяет основные компоненты морального выбора).
Символ французской
Революции. Свобода?
Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек.
Б.Ш. Окуджава
3. Моральные знания и практическое поведение личности
5. Вы нашли крупную сумму денег и знаете кто их потерял. Вернете ли вы их? ( Выбор между выгодой и заботой о ближнем )
6. Если на улице к Вам подойдет нищенка и попросит купить ей хлеба. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием )
7. Вы дома один. К Вам в дверь звонит пьяный мужчина и просит вызвать по телефону скорую помощь. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием )
8. Ты будешь общаться с человеком у которого много денег, но он тебе совсем не нравится? ( выбор между богатством и любовью ).
1. Вы отличник и на контрольной работе ваш друг (подруга) попросил списать задачку, пообещав вознаградить чем-то для вас необходимым. Как вы поступите? ( Выбор между выгодой и дружеской помощью )
2. В вашем классе есть две подруги, которые вам не нравятся, причем ваша неприязнь взаимна. В один из дней эти подруги поссорились из-за недоразумения. Будите ли вы их мирить? ( Выбор между равнодушием и злопамятностью )
3. Вы идете по улице и видите, что на дороге лежит человек. Что вы сделаете? ( Выбор между равнодушием и милосердием )
4. На остановке к Вам подошла хорошо одетая девочка и попросила 15 рублей на проезд, чтобы отвезти младшую сестру к тете на другой конец города. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием ).
добро, забота, милосердие, дружба, забота о ближнем, чистота души, совесть
равнодушие, выгода, жадность
выбор
Сложные ситуации
3. Моральные знания и практическое поведение личности
- Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил мастер своему ученику? (не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках). ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ВОСТОЧНОЙ ПРИТЧИ: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы?
3. Моральные знания и практическое поведение личности
Кошелёк
Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» /Как поступит мальчик? / Я бросился за девочкой, И я догнал её, И я спросил у девочки: •Твоё? Скажи, твоё? •Моё, - сказала девочка,
-Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.
-Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?
-Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор?
С. Михалков
Я выбежал на улицу, По мостовой пошёл, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти.
Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти.
4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
- В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. Призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой, что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой. Пусть твердят, что дела твои плохи, но пора научиться, пора не вымаливать жалкие крохи милосердия, правды, добра. Но пред ликом суровой эпохи, что по-своему тоже права, не выжуливать жалкие крохи, а творить, засучив рукава.
4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
- Олег Волков сказал: “Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью”.
- Наедине со своей совестью вы качались на чашах добра и зла.
- Я надеюсь, что сегодня в вас победило добро!
Словарь урока
- грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. ;
- моральный выбор - акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (Намерение), предопределяющий содержание будущего практического действия ;
- моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принимать решение
- свобода - это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события ;
- свобода - категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, то есть вопрос об обусловленности человеческой деятельности.
Словарь урока
- умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях ( поступать морально );
- «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»;
- «Воздастся каждому по делам его»
Контрольные вопросы
- В чём выражается свобода выбора?
- Что такое моральный выбор?
- Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
- Что значит быть человеком ответственным?
- В чём опасность безответственного поведения?
- Что может гарантировать выполнение моральных норм?
- Почему легче казаться, чем быть?
- Почему лучше быть, чем казаться?